Гоночный факультет

«Мотор» побывал на российском этапе
«Формулы-Студент»

На территории палаточного городка молодые люди варят что-то похожее на гречневую кашу. Девушки у входа в кемпинг оживленно обсуждают грядущие осенние пересдачи. Мимо проходят парень в форме с университетской нашивкой и его родители: Коля, Коля, вон твои ребята, иди к ним скорее!. Курить нельзя, алкоголь не продают: кажется, что попал на молодежный форум Селигер, а воздухе вот-вот сама собой заиграет песня Слава России группы Пилигрим, но вдалеке вдруг спасительно взвывает двигатель. Мотор съездил на российский этап Формулы-Студент – студенческий слет и инженерные соревнования, которые для кого-то могут стать билетом в автопром или в большой автоспорт.

На российском этапе Формулы-Студент курить нельзя не потому, что в России теперь за это штрафуют, а потому, что этого требует регламент мероприятия – международного молодежного чемпионата по проектированию и испытанию машин с открытыми колесами. Организаторы максимально осторожны во всем, что касается имиджа турнира и безопасности. Молодой человек, вы куда? Где ваш бейджик? – пожарным МЧС, скучающим на автодроме Мячково с раннего утра очень хочется с кем-нибудь пообщаться.

«Мотор» побывал на российском этапе «Формулы-Студент»

Соревнования, прошедшие в Подмосковье в начале сентября, стали первым российским этапом в истории Формулы-Студент. Правда, он пока не входит в мировой зачет, пусть и проводится под эгидой SAE – международного сообщества автомобильных инженеров. С российской стороны организацией этапа занимался департамент науки, промышленной политики и предпринимательства правительства Москвы.

Что это такое?

Формула-Студент (официальное название Formula SAE) выросла из соревнований так называемых мыльниц (soapbox) – самодельных машин без двигателей, которые скатываются с уклона. В конце 1970-х студенты американских колледжей приделали к ним двигатели внутреннего сгорания и начали проводить турниры для своих. В 1981 году на национальном уровне идею начало раскручивать SAE, которое по сей день остается главным организатором и составителем регламента. В официальный зачет входят этапы в США, Англии, Германии, Италии, Австрии, Австралии, Бразилии и Японии.

По регламенту SAE, все участники делятся на два класса – первый и третий. Второго класса не существует. Главное условие выступления в первом классе – машина должна быть с бензиновым четырехтактным двигателем объемом не более 610 кубиков. Если студенты хотят построить болид с альтернативной силовой установкой – гибридной или электрической – им дорога в третий класс. Но на российском этапе гонки третьего класса не проходили – студенты только защищали свои эко-проекты. Что называется, на перспективу.

Хотя перспектива в Формуле-Студент – понятие условное. То, что было собрано или придумано в 2014 году, в 2015-м уже не прокатит. Таковы правила: одинаковые машина или проект не могут участвовать на одном и том же этапе два года подряд. Это и есть главный посыл Formula SAE – постоянное самосовершенствование, поиск новых технических решений. Причем решений, созданных с нуля.

«Мотор» побывал на российском этапе «Формулы-Студент». Фото 1

Что нужно для участия?

Требований к конструкции машин много, и их детальное описание потребует отдельной статьи. Но есть и достаточно банальные на первый взгляд пункты. Например, в болиде обязательно должен присутствовать стартер. А все аэродинамические элементы должны быть жестко закреплены – неконтролируемое перемещение более чем на 50 миллиметров по отношению к шасси не допускается. Эти ограничения введены для того, чтобы на соревнования не привозили недостроенные проекты, которые заводятся с толкача и разваливаются на ходу.

Сколько должна весить машина, в регламенте не указано. Это тоже элемент стимулирования студентов к поиску новых технических решений. Естественно, если болид будет слишком тяжелым, об экономии топлива можно забыть. При этом показатель по среднему расходу бензина в дисциплине Гонка на выносливость считается одним из самых важных. История Formula SAE знает примеры, когда студенты, которые были не в силах облегчить монокок или шасси, шли по самому простому пути – меняли четырехцилиндровый двигатель на двух- или одноцилиндровый. Время прохождения дистанции улучшалось, но расходы по модернизации росли, и бизнес-план приходилось перекраивать.

«Мотор» побывал на российском этапе «Формулы-Студент». Фото 2

Регистрация в Формуле-Студент абсолютно бесплатна. Одно из главных организационных условий – заявку должен подавать вуз, а члены команды должны быть старше 18 лет. Стоимость проекта не ограничена. В среднем, создание одного болида для американской Formula SAE обходится минимум в 60 тысяч долларов, но наши команды укладываются в куда меньшие суммы. По словам студентов Университета машиностроения (так после объединения с тремя московскими вузами теперь называется МАМИ), их проект обошелся в 16 тысяч.

Как правило, участников Formula SAE финансируют университет и частные компании, размещающие свои логотипы на болидах. Но для того, чтобы получить поддержку хотя бы на уровне факультета, а затем уже от сторонней организации, надо прилично побегать. SAE в своих документах называет этот момент особенно щекотливым и дает нехитрые советы, как и у кого нужно просить деньги: Для начала нарисуйте машину вместе с преподавателем. Спонсоры любят, когда видно, на что они собираются тратиться.

Отчет по расходам на машину – один из этапов конкурса. Судьям надо представить финансовую документацию, где все должно быть расписано до мелочей и подкреплено таблицами с графиками. Отчитываться придется по всем затратам на каждый использованный материал и даже за каждый болт. Плюс ко всему, правилами предполагается, что производство болида может иметь мелкосерийный характер, и потому к проекту необходимо подтягивать спонсоров. В роли инвесторов выступают судьи, которых надо уговорить потратить десяток другой тысяч долларов.

«Мотор» побывал на российском этапе «Формулы-Студент». Фото 3

Кто в этом участвует?

«Мотор» побывал на российском этапе «Формулы-Студент». Фото 4

Судейская группа российского этапа состояла из 23 человек, 15 из которых были иностранцы. Главный судья, Пэт Кларк, -- бывший тренинг-менеджер Hyundai в Австралии и вице-президент Международной комиссии по картингу, которая находится в подчинении FIA и организует все крупные турниры. Несмотря на грозную должность, Кларк предельно открыт. В перерывах между мероприятиями этапа седой ветеран может спокойно пообщаться со студентами за стаканом растворимого кофе: "Не бойтесь, я не кусаюсь". Почитать советы Кларка по автоспортивной инженерии можно в его блоге Pat's Corner на сайте немецкой Formula SAE.

Первопроходцами Formula SAE в России являются студенты МАДИ. Еще в 2006 году парни из столичного вуза при поддержке своего руководства впервые съездили на этап соревнований в Германию. Уже потом к автодорожниками подключились Университет машиностроения, РУДН, МГТУ, Тольяттинский и Нижегородский госуниверситеты и другие вузы страны.

В российском этапе Формулы-Студент из 22 допущенных к соревнованиям команд 12 были из России. Некоторые из них считались фаворитами наравне с вузами из Германии. Помимо россиян и немцев, в Мячково приехали команды из Венгрии, Ирана, Египта и Турции. Статус еще одного претендента на победу имели венгры, которые пользуются поддержкой Audi. У этих парней есть реальный шанс устроиться на работу в немецкую компанию: либо в автоспортивное подразделение, либо в местное представительство, либо на завод в Дьере. Да и машина у них, как потом выяснилось, получилась что надо.

Университет машиностроения привез на этап новейший, уже седьмой по счету проект – Iguana G7. Свое увлечение студенты называют игуанизмом. Презентация болида прошла совсем недавно, в середине июля. От предыдущего образца 2013 года, он отличается, в первую очередь, более обтекаемым монококом. Благодаря использованию в конструкции углеволокна и других легких материалов, масса машины сократилась с 230 до 200 килограммов – при том, что первая модель Игуаны вообще весила 300 килограммов. Мощность силовой установки не изменилась: мотор от мотоцикла Honda CBR600f4i по-прежнему выдает 85 лошадиных сил. С таким движком болид мамишников может разгоняться с нуля до ста километров в час за суперкаровские 3,5 секунды. Максимальная скорость ограничена на отметке 140 километров в час.

Как это было

Участников российского этапа поселили в палаточном городке рядом с Мячково и в гостиницах Раменского района. Кто-то – например, команды МАДИ, Университета машиностроения или МГТУ, – присутствовали на автодроме без ночевок, добираясь прямо из Москвы. Для этого у ребят есть и фургоны-технички, прицепы – все, как у взрослых. В палаточном городке действуют строгие правила: нельзя шуметь и громко слушать музыку с одиннадцати вечера до семи утра.

Сами соревнования начинались в четверг. С часу дня и до самого вечера командам предстояло по очереди представлять судьям бизнес-планы и рассказывать о технике – как машину можно продавать, сколько все это стоит, и в чем особенности конструкции. Это так называемые статические дисциплины, за которые можно в сумме получить до зачетных 400 баллов. Максимальная оценка за динамические дисциплины – 600 очков. Набрав 1000 баллов за уикенд, можно рассчитывать на flawless victory, безоговорочную победу.

Статические дисциплины продолжились в пятницу и частично в субботу и воскресенье. Завершалась эта часть программы уже ездовыми дисциплинами – тем, ради чего и можно приехать на Формулу-Студент поболеть. Болиды-малютки, внешне напоминающие бешеную газонокосилку Honda, два дня гоняли в хвост и в гриву. Пилотов (тоже студентов) заставляли резко тормозить, ускоряться, стоя на месте раскручивать движок до предельных оборотов. Машину даже загоняли на платформу и наклоняли на бок, чтобы проверить, не вытекают ли технические жидкости (45 градусов) и не перевернется ли она вообще (60 градусов).

Самыми зрелищными были зачеты Автокросс и Гонка на выносливость. Заезды в первой дисциплине проходили не на треке, а на парковке перед боксами. На асфальте перед гаражами команд поставили конусы, вокруг которых участники накручивали восьмерки. Два круга по ее нижней части, потом переход на верхнюю – и тоже два круга. Главное – проехать быстро и не задеть фишки. Оценка за этот вид соревнований рассчитывается по сложной формуле (не удивляйтесь, это же соревнования студентов-технарей): (46.5 x (Tmax/Tyour) -1) / ((Tmax/Tmin) -1) + 3.5, где Tyour – лучшее замеренное время среди команд с учетом пенализации, Tmin – замеренное время оцениваемой команды, и так далее.

Вживую студенческие болиды интересно звучат и неплохо едут. А вот пилоты (тоже члены команды) то и дело ошибаются – машину срывает в занос, время теряется. Один из гонщиков даже запорол неплохую восьмерку, решив красиво завершить дистанцию в управляемом скольжении. В общем, где-то участникам мешали элементарные ошибки, где-то подводила техника. В любом случае, у испытателей было время потренироваться на треке в специально отведенное для этого время.

Завершали соревнования две Гонки на выносливость, которые прошли в воскресенье с разницей в четыре часа. Каждому из финалистов надо было за две попытки и минимум при четырех сменах пилотов преодолеть 22 километра. Чем не лайт-версия 24 часов Ле-Мана? Хотя полноценными гонками эту дисциплину можно назвать с натяжкой: на трассе разрешено одновременно находиться только трем болидам, медленная машина всегда должна пропускать быструю, и чуть что – сразу вывешиваются желтые флаги. Чуть что – это, например, заглохнувший болид одной из российских команд, который закатили в бокс и благодаря благосклонности судей спешно переделывали, чтобы он мог выдержать длинную дистанцию. В итоге машину вернули на трассу, и со второй попытки дистанция была преодолена.

По сумме баллов во всех дисциплинах победу на российском этапе Формулы-Студент одержала венгерская команда – та самая, которая имеет заводскую поддержку Audi. Насколько сильно марка помогала в создании машины – вопрос, но, справедливости ради, болид коллектива из Дьерского университета действительно выглядел наиболее цельным и законченным. Высокими были и качество сборки, и показанные им результаты. Второе место заняли немцы из Ахенского университета прикладных наук, а третье – наш Университет машиностроения.

«Мотор» побывал на российском этапе «Формулы-Студент». Фото 5

Что из этого выйдет?

Попасть из Формулы-Студент в автоспорт или автопром удается немногим, но чудеса все же случаются. К примеру, судьи российского этапа Иван Рукленок и Владислав Булгаков до 2010 года были капитаном и главным инженером команды МАДИ в Формуле-Студент, а потом устроились в Marussia Motors. Тут ведь что главное – стараться, чтобы тебя заметили.

Тем, кто не хочет идти по тернистому пути, предлагаем сразу отправляться на британский этап Formula SAE – там до недавнего времени судейский корпус возглавлял легендарный Росс Браун. Может повезет, в следующем сезоне он возьмет вас в Ferrari. Если, конечно, его самого туда позовут.

Ну а пока – учись, студент! Доедай гречневую кашу, складывай палатки и загоняй болид в техничку. Тебя ждут великие дела. Стремись в Audi, BMW, Mercdes-Benz, Honda, Renault, Toyota или, будем патриотичны, АвтоВАЗ. Следующая сессия – уже скоро. \m