Какой большой!

Тест-драйв пятидверного MINI, который перерос
своего прадедушку ровно на метр

Этой осенью MINI выводит на рынок пятидверный хэтчбек – это будет самый крупный Мини за всю 55-летнюю историю британского бренда и, пожалуй, самый непонятный для всех поклонников марки. Потому что появление кроссовера в гамме MINI еще можно объяснить требованиями рынка и историческим наследием, а вот классической пятидверки размером с VW Golf – уже сложнее. Однако фанатам придется придержать проклятия – классическую пятидверку собирались выпускать еще создатели оригинального MINI.

Как писал в своей книге Мини: Подлинная история Джон Пресснелль, идея создания более практичной, пятидверной версии MINI витала в Лонгбридже, где располагалась штаб-квартира British Motor Corporation, еще в 1957 году – за два года до старта серийного производство оригинальной микролитражки. В ее основу планировалось положить удлиненную на четыре дюйма платформу серийной модели – это шасси впоследствии использовали для производства утилитарных модификаций Morris Mini van и Countryman, а также Austin Se7en Traveller.

Тест-драйв пятидверного MINI, который перерос своего прадедушку ровно на метр

Прототип пятидверного MINI был разработан в 1962-1963 году инженерами BMC – чтобы посмотреть, как такая модель будет выглядеть вживую. Автомобиль собрали в единственном экземпляре, но в серию он так и не пошел. Почему? Никто толком не знает. Неизвестно и то, куда подевался этот прототип, потому что до наших дней он не дожил. Говорят, сгорел во время одного из пожаров на заводе.

Тест-драйв пятидверного MINI, который перерос своего прадедушку ровно на метр. Фото 1
Передние двери у пятидверки короче, чем у трехдверной версии. Эх, если бы они были без рамок, как на прежнем Клабмене...

Главными рынками сбыта пятидверки станут Англия, США, Китай, Германия. Прогнозировать спрос на новинку в MINI пока не хотят, но как минимум каждый третий "Мини" теперь будет продаваться с пятью дверями.

Впрочем, на втором витке истории судьба пятидверного MINI сложилась не так трагично – уже скоро новый хэтчбек можно будет купить в любом салоне британской марки. Причем даже в России и всего на 10 тысяч рублей дороже, чем аналогично оснащенную трехдверку! Совсем немного за пару дополнительных дверей, подросший багажник и вменяемый запас места в салоне.

Платформа у самого большого Мини та же, что и у трехдверного хэтчбека. Только колесная база была увеличена на 72 миллиметра (и все они пошли на увеличение пространства для ног задних пассажиров), а габаритная длина – на 161 миллиметр, до 3982 миллиметров. Версия Cooper S с бамперами, напоминающими дипломную работу выпускника факультета пластической хирургии, получился еще длиннее – 4005 миллиметра.

Случайно такое совпадение или нет, но это ровно на метр длиннее оригинального MINI, представленного в 1959 году.

Тест-драйв пятидверного MINI, который перерос своего прадедушку ровно на метр. Фото 2
На этой фотографии хорошо видно, насколько узкими получились проемы задних дверей. Впрочем, учитывая компактные размеры пятидверки, ничего другого ожидать и не стоило. Зато проем багажника широкий, а погрузочная высота не слишком велика. Заднюю дверь, в отличие от соплатформенной BMW 2-Series Active Tourer, придется закрывать вручную - электропривода не предусмотрено даже в качестве опции.

Пятидверный MINI подрос не только в длину. У него на 15 миллиметров больше места в салоне над головами пассажиров и на 61 миллиметр – в ширину на высоте локтей. При этом габаритная высота и ширина увеличились всего на 11 миллиметров. Багажник тоже стал вместительней на 67 литров: при поднятых задних спинках его объем составляет 278 литров, а при сложенных – 941 литр. Так что теперь в грузовой отсек MINI влезет не только пара коробок с Конверсами, а на задние сиденья – не только неприхотливые дети, но и кто-нибудь постарше.

Места на заднем диване пятидверки действительно хватает для того, чтобы даже за высоким водителем пассажиры могли сидеть нормально, а не в позе Человека-паука. Правда, только вдвоем – третьему будет не очень комфортно из-за высокого центрального тоннеля и нехватки места над головой. Есть еще одна проблема – задние двери получились слишком узкими, поэтому забираться на второй ряд придется аккуратно, чтобы не приложиться головой о стойку кузова.

При этом дополнительные двери и подросшие габариты, по которым пятидверный MINI скоро можно будет сравнить с VW Golf, добавили новинке всего 60 килограммов лишней массы.

Означает ли это, что и ехать он будет так же зажигательно, как трехдверка?

Тест-драйв пятидверного MINI, который перерос своего прадедушку ровно на метр. Фото 3

Полторашка

Помимо топовой версии Cooper S в России будет доступна и пятидверка с новым турбомотором 1.5 мощностью 136 лошадиных сил. И это, похоже, будет самый оптимальный вариант для любителей комфорта.

Да. Это как раз тот случай, когда размер действительно не имеет значения. Подросший и потяжелевший пятидверный хэтчбек так же подвижен и даже резок в реакциях, как и трехверный, и так же жестко преодолевает любые неровности посерьезнее зубочистки. Именно жестко: слово упруго здесь тоже, в принципе, уместно, однако оно не совсем точно передает ощущения водителя, который чувствует себя оператором вибростенда с промышленным перфоратором в руках вместо руля.

Здесь, правда, нужно сделать важное замечание: на тесте в Англии, где мы ездили на праворульных машинах по левосторонним британским B-roads (сельским дорогам) с асфальтом, положенным еще во времена королевы Виктории, были только заряженные версии Cooper S с 192-сильным двухлитровым турбомотором и Cooper SD с 184-сильным дизелем. Которые, как мы помним еще по трехдверкам, отличаются далеко не самыми комфортными настройками шасси. Не спасают даже электронноуправляемые амортизаторы с изменяемой жесткостью – все равно трясет. Даже в комфортном режиме.

С другой стороны, это означает, что покупателю пятидверки не придется идти на компромиссы: приобретая пару лишних дверей, нормальный багажник и задние сиденья, на которых теперь можно сидеть, ему не потребуется жертвовать… ничем.

Управляемость – все такая же безбашенно-азартная. Динамика – более чем достойная для пятидверки, причем не только у версии Cooper S. Салон – тоже не изменился ни на йоту: здесь такие же непривычно качественные для MINI материалы, неплохая эргономика и настолько харизматичный дизайн, что покупатели японских малолитражек от обиды должны сделать себе сэппуку.

Набор развлекательной и вспомогательной электроники перекочевал с трехдверки на пятидверку тоже без каких-либо изменений, включая доступ в интернет, систему распознавания знаков и камеру заднего вида с автоматическим парковщиком. Да-да, я не оговорился – у него есть камера заднего вида и автоматический парковщик. Просто нынешний MINI настолько располнел, что для его парковки теперь требуется помощь.

Тест-драйв пятидверного MINI, который перерос своего прадедушку ровно на метр. Фото 4

В конце теста у меня остался только один вопрос – на кой черт MINI вообще потребовалась классическая пятидверка, когда у них уже есть кроссовер Countryman с теми же пятью дверями (и с передним приводом), а совсем скоро появится версия Clubman с огромным багажником?

Тест-драйв пятидверного MINI, который перерос своего прадедушку ровно на метр. Фото 5
Следующий в очереди на запуск в серию - новый Clubman, прототип которого показали весной 2014 года в Женеве.

По словам главы MINI Йохена Голлера, который заскочил к нам на ужин во время британского запуска пятидверки, этот тип кузова должен приглянуться тем, кто присматривался к трехдверному хэтчбеку (или уже владеет таковым), но кому вдруг потребовалась большая практичность. Ну сами знаете, как это бывает – появились маленькие дети или завели собаку. И вообще это обычное дело, когда в модельной линейке хэтчбека помимо трехдверной версии присутствует еще и пятидверная – с учетом остальных моделей мы теперь закрываем почти все потребительские запросы наших клиентов.

А почему этим клиентам не подойдет Кантримен? Countryman – это очень успешный продукт, но ведь он совсем другой, – говорит Голлер. – Посадка в нем выше. И вообще это – кроссовер! А в пятидверном MINI водитель сможет получить ту же порцию адреналина и удовольствия от вождения, что и в трехдверке. Кстати, поэтому мы не стали придумывать новой модели отдельного имени, а оставили просто MINI.

Тест-драйв пятидверного MINI, который перерос своего прадедушку ровно на метр. Фото 6
В России пятидверную версию MINI Cooper (1.5-турбо, 136 л.с., механика) оценили в 939 тысяч рублей. «Заряженный» Cooper S (2.0-турбо, 192 л.с.) будет стоить от 1 миллиона 199 тысяч рублей. Дизельные модификации трех- и пятидверных MINI у нас пока продаваться не будут.

Следуя логике о необходимости присутствия MINI во всех рыночных сегментах, означает ли это, что теперь нам нужно ждать седан? Ну а что, практично, и китайцам понравится… Однако Голлер непреклонен: Конечно, никогда не говори «никогда», но пока мы не планируем выпускать седан. Сейчас у MINI сколько, 5-6 моделей? Этого вполне достаточно.

Интересно, как же быть с теорией исторической цикличности, доказавшей свою состоятельность на примере пятидверки? Ведь, если верить книге все того же Джона Пресснелля, в середине прошлого века в Лонгбридже существовал прототип трехобъемного автомобиля MINI. Жаль только, что его фотографии не сохранились. \m

MINI 5-door

  • нравится

    Нормальный багажник и задние сиденья, которыми можно пользоваться.

  • не нравится

    Недостаточный комфорт для семейного (как его позиционируют) автомобиля.

  • вердикт

    Если вам нужен действительно практичный MINI – дождитесь "Клабмена".

Технические характеристики MINI 5-door

Cooper Cooper S
Тип двигателя Бензиновый, R3 Бензиновый с турбонаддувом, R4
Рабочий объем 1499 см³ 1998 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин 136 / 4500 - 6000 192 / 4700 - 6000
Макс. момент, Нм/об/мин 220 / 1250 - 4000 280 / 1250 - 4750
Тип привода передний передний
Трансмиссия механическая, шестиступенчатая (шестиступенчатый автомат) механическая, шестиступенчатая (шестиступенчатый автомат)
Габариты (ДхШхВ), мм 3982 x 1727 x 1425 4005 x 1727 x 1425
Колесная база, мм 2567 2567
Снаряженная масса, кг 1145 1220
Объем багажного отсека, л 278-941 278-941
Разгон 0-100 км/ч, с 8,2 (8,1) 6,9 (6,8)
Максимальная скорость, км/ч 207 (207) 232 (230)
Расход топлива (комб.), л/100 км 4,8 (4,9) 6,0 (5,5)
Объем топливного бака, л 44 44
Цена в России, рублей от 939 000 от 1 199 000

❊ - в скобках приведены данные для автомобиля с автоматической трансмиссией