Герои
своего времени

Главные премьеры
Парижского моторшоу
за последние 20 лет

Парижский автосалон является одним из старейших моторшоу в мире — выставка проводится с 1898 года и традиционно становится местом самых важных мировых премьер. В четверг, 2 октября, автосалон откроется вновь, а пока «Мотор» вспоминает главные премьеры Парижа за последние 20 лет.

McLaren F1, спроектированный легендарным Гордоном Марри, в свое время наделал много шума. Шутка ли – 12 лет модель носила статус быстрейшей серийной машины на планете. Поэтому преемника трехместной (да-да, трехместной) дорожной ракеты, вышедшей на пенсию в 1998 году, ждали страстно, с придыханием и бурной реакцией на каждую появляющуюся о новинке новость.

Главные премьеры Парижского моторшоу за последние 20 лет. Фото 3

О том, что наследник F1 будет гибридным, стало известно задолго до премьеры. Но внешний вид модели, получившей название P1, для многих стал откровением: суперкар выглядел словно прототип гоночной категории LMP1, внезапно выехавший на дороги общего пользования. В Париже в 2012 году британцы показали лишь прототип, который, как выяснилось позже, был почти полностью идентичен серийной модели.

Готовый к производству P1 представили публике спустя полгода на Женевском моторшоу 2013 года. Незадолго до этого стало известно, что отдача гибридной силовой установки суперкара, состоящей из 737-сильного бензинового агрегата, 179-сильного электромотора, комплекта батарей и семиступенчатого «робота», составляет 916 лошадиных сил. На преодоление отметки в 100 километров в час у модели уходит две с половиной секунды после старта.

Уже за первый день Женевского автосалона McLaren продал шесть экземпляров P1 стоимостью около одного миллиона евро каждый. Спустя еще полгода вся квота из 375 машин была раскуплена. Это ли не успех?

Range Rover Evoque примечателен сразу по нескольким причинам. Во-первых, серийная версия модели получилась настолько похожей на предсерийный вариант – прототип LRX, представленный в 2008 году на моторшоу в Детройте, что с расстояния в десять метров отличить собранный на конвейере автомобиль от сделанного вручную в студии оказалось практически невозможно.

Главные премьеры Парижского моторшоу за последние 20 лет. Фото 7

Во-вторых, Evoque своим появлением снизил зашкаливающий градус брутальности не только семейства Range Rover, но и всей линейки Land Rover. Причем очевидно, что британцы сделали это целенаправленно: для продвижения машины автопроизводитель пригласил икону стиля и королеву гламура, бывшую участницу группы Spice Girls Викторию Бекхэм. Как выяснилось, стратегия на стиль и унисекс оказалось верной: уже во второй половине 2013 года LR был вынужден перейти на круглосуточную сборку модели Evoque.

В-третьих, как выяснилось позже, Evoque стал первой моделью в новом стиле, который постепенно распространился на всю линейку внедорожников. Сейчас опробованные на маленьком Range Rover стилистические решения есть и на роскошном старшем представителе семейства – классическом Рэйндже, и на новом LR Discovery Sport.

Свои попытки завладеть сердцами европейских автомобилистов компания Kia начала еще в 2006 году: тогда на Парижском автосалоне был представлен хэтчбек cee’d первого поколения. Надо признать, что если не в странах ЕС, то в России эта модель корейцев пришлась водителям по вкусу. Вторым залпом по конкурентам стал Soul, который в Kia охарактеризовали как «городской кроссовер».

Главные премьеры Парижского моторшоу за последние 20 лет. Фото 11

В Париж в 2008 году автопроизводитель привез аж семь комплектаций «Соула». Таким образом корейцы хотели показать то, что экстравагантная модель должна понравиться молодежной аудитории, предпочитающей подчеркивать свою индивидуальность.

Указать на молодежность должна была в том числе подсветка в салоне, которая «моргала» в такт проигрываемой аудиосистемой песне. Приверженность к молодым и небогатым автомобилистам прослеживалась и в простенькой платформе от Rio, а также далеко не выдающемся наборе двигателей: в России кроссовер предлагался с бензиновым и дизельным двигателями мощностью 124 и 128 лошадиных сил соответственно.

Но самое главное, что для «Соула» фактически не нашлось конкурентов. Машина с ярким, пусть и спорным дизайном, боролась за покупателей с намного более скучными и утилитарными Nissan Note и Ford Fusion. В общем, ставка корейцев сыграла. А судя по тому, что уже вышла модель второго поколения с еще более неожиданной внешностью, останавливаться на достигнутом они не собираются.

Давайте честно: с какого раза вам удалось впервые правильно произнести название кроссовера Nissan Qashqai? С третьего? С седьмого? Или вы вообще не смогли справиться без помощи Google? Зато не прошло и полугода с момента дебюта вседорожника с таким замысловатым названием, как о «Кашкае» говорили если не все, то как минимум каждый второй. По сути, японцы силами своего европейского подразделения сделали революцию, отделавшись малой кровью: чуть приподняли обычный переднеприводный хэтчбек Golf-класса, снабдили его полным приводом (в качестве опции) и попали точно в цель: оказалось, что именно это требовалось покупателям.

Главные премьеры Парижского моторшоу за последние 20 лет. Фото 15

Фактически, «Ниссану» удалось в одиночку создать популярную рыночную нишу. Судите сами: VW Tiguan дебютировал лишь в 2007-м, Skoda Yeti в 2009-м, Mitsubishi ASX в 2010-м, а Mazda CX-5 в 2011-м. Да что уж там, даже абсолютный российский бестселлер и мечта всех дачников, рыбаков и грибников Renault Duster вышел на рынок на четыре года позже Qashqai. Что не говори, но «Кашкай» – главный автомобиль для Nissan в два первых десятилетия XXI века.

Успешность «Кашкая» подтверждается и продажами. В 2012 году в России вседорожник разошелся тиражом в 36 тысяч 793 экземпляра, а в 2013-м – в 40 тысяч 739 экземпляров. Более популярными кроссоверами были только более доступные и утилитарные Renault Duster, Chevrolet Niva и Lada 4x4. Qashqai второго поколения в первый же месяц продаж купили 4 тысячи 31 человек – похоже, история успеха продолжается.

До 2004 года «тройка» BMW была самым дешевым способом войти в клуб владельцев автомобилей баварской марки. Но способ, надо признать, дешевый только относительно: наиболее доступная «трешка» стоила в США чуть более 30 тысяч долларов. Но в 2004-м все изменилось: немцы решили откусить кусок пирога у Volkswagen Golf и Audi A3, отправив на рынок транзитом через Парижский автосалон «копейку» первого поколения.

Главные премьеры Парижского моторшоу за последние 20 лет. Фото 19

А что самое интересное, в BMW решили не экономить на скрепках при разработке 1-Series и сделали «копейку» на базе заднеприводной платформы от третьей серии. Такой же – честной заднеприводной – 1-Series остается и по сей день, даже после смены поколения. Правда, теперь ее можно заказать еще и с полным приводом.

Но это еще не все. Спустя шесть долгих лет после дебюта первой маленькой BMW, на рынок вышла заряженная 1-Series M Coupe – модель, которую многие называли если не лучшей, то одной из лучших M-машин в истории.

«На спидометр даже не смотрю – и так понятно, что мы едем очень быстро. Правда, на выходе из поворотов приходится очень аккуратно работать с педалью газа – при избытке тяги занос развивается быстро. 340 турбированных «лошадей» и короткая база – это гремучая смесь», – писал Мотор про 1-Series M Coupe в 2011 году.

Представьте, что в 2000 году на какой-нибудь кухне в Монте-Карло или Ницце во время званого ужина кто-нибудь сказал бы: «А вы знаете, что через пару лет в линейке Porsche появится внедорожник?». Что услышал бы в свой адрес этот человек? «Стреляйте в него, он сумасшедший!».

Шутки-шутками, но первый большой Porsche, дебютировавший через два года после этой воображаемой беседы, публика восприняла неоднозначно. Это как если бы «Челябинский цинковый завод» вдруг начал выпускать контрабасы, а Энгельсский троллейбусный завод имени Урицкого вдруг решил конкурировать с Теслой и построил электрический суперкар.

Главные премьеры Парижского моторшоу за последние 20 лет. Фото 23

На самом деле, у Porsche был план. На разработке платформы компания заметно сэкономила – за счет кооперации с Volkswagen. В Вольфсбурге это же шасси, но с другими настройками использовали сначала на Touareg, а потом отправили в Ингольштадт для переделки под Audi Q7. Помимо этого, в Штутгарте прекрасно понимали, что одними спорт- и суперкарами вечно сыт не будешь, поэтому нужно осваивать выпуск более практичных моделей, а сегмент роскошных внедорожников в начале века был еще не так насыщен.

И сколь бы не возмущались скептики, называя Cayenne ненастоящим Porsche, внедорожники расходились, как горячие пирожки – уже через шесть лет в Лейпциге с конвейера сошел 200-тысячный «Каен». Неплохо для компании, которая прежде делала эксклюзивные и непрактичные купе, кабриолеты, родстеры и тарги тиражами, не превышающими нескольких десятков тысяч штук в год.

Классические компактные хэтчбеки MINI – обязательные участники любого рейтинга самых культовых автомобилей XX века. Эти смешные микролитражки выпускались без кардинальных переделок больше сорока лет, но в начале века XXI маленькие, непрактичные машины перестали пользоваться спросом. К счастью для MINI, к тому моменту марка уже принадлежала компании BMW, руководство которой решило сделать из маленьких машин новые иконы стиля.

Главные премьеры Парижского моторшоу за последние 20 лет. Фото 27

Местом для дебюта новых больших MINI стал Парижский автосалон 2000 года. В столице Франции англо-немецкая компания представила прототип Cooper R50 Concept – подросшей в размерах, но по-прежнему очень притягательной малолитражки с невероятно стильной внешностью.

Главные премьеры Парижского моторшоу за последние 20 лет. Фото 28

Спустя год появился серийный новый MINI Cooper. Да, модель не была такой же доступной, как ее классический предшественник, разработанный во времена дефицита топлива, но постепенно собрала вокруг себя целую армию поклонников и успешно существует вот уже в третьем поколении.

В середине 1990-х у компании Audi был вполне респектабельный модельный ряд, но, в отличие от BMW и Mercedes-Benz, у ингольштадтского подразделения Volkswagen не было яркого и харизматичного автомобиля. Машины, которая идеально отражала бы идеологию высокотехнологичного бренда с четырьмя кольцами на решетке радиатора. Не было, пока не появилось купе TT, дебютировавшее в 1998-м в Париже.

Главные премьеры Парижского моторшоу за последние 20 лет. Фото 32

В 2006 году Audi понадобилось в очередной раз придать бренду эмоций: в дело пошла тяжелая артиллерия в виде суперкара R8. На этот раз в Ингольштадте успели опередить Mercedes-Benz с SLS AMG, Lexus с LFA и Nissan с GT-R, а у BMW полноценного суперкара нет до сих пор. Интересно, что первый публичный показ R8 также состоялся на Парижском моторшоу.

Аббревиатура TT появилась еще на стадии создания концепт-кара, дебютировавшего в 1995 году. Модель названа в честь участвовавшего в гонках «Турист Трофи» купе NSU TT, отчаянно похожего на ушастый «Запорожец». В основу двухдверки, призванной придать эмоциональности Audi и побороться за клиентов с уже продающимися Mercedes-Benz SLK и BMW Z3, легла переднеприводная платформа PQ34. На этой же «тележке» были построены многие модели концерна VW, начиная с «Гольфа» и заканчивая «Октавией».

Изначально в Ингольштадте посчитали, что TT должно быть «правильным» спорткаром и автоматической коробки передач для машины не предлагали. «Автомат» ворвался в список опций спустя несколько лет.

Это сейчас компактвэны кажутся чем-то обыденным, а до середины 1990-х все было иначе. Например, у Renault самой семейной моделью был гигантский Espace... Но в 1996-м французы решили: а не взять ли нам хэтчбек гольф-класса, не поднять ли ему чуть-чуть крышу и не добавить ли несколько сантиметров в длину? Подумали и сделали Scenic – первый европейский компактвэн.

Главные премьеры Парижского моторшоу за последние 20 лет. Фото 36

В основу новинки легла платформа от Megane. Сначала в Renault не рассчитывали на большой спрос на Scenic, но уже в первый год продаж – в 1997-м – компактвэн разошелся тиражом в 177 тысяч 122 штуки. В год первого обновления модели – в 1999-м – модель выбрали 290 тысяч 152 человека, а уже в 2000-м количество проданных за 12 месяцев машин превысило 300 тысяч.

Помимо коммерческого успеха, Scenic удостоился и кучи всевозможных премий, самой престижной из которых был титул «Европейский автомобиль года 1997». В том году француз опередил своего ближайшего конкурента – Peugeot 406 – на 15 баллов.

Главные премьеры Парижского моторшоу за последние 20 лет. Фото 38

В 1989 году компания Mercedes-Benz отправила на рынок большой и роскошный кабриолет SL с индексом R129. Машина, естественно, была не для всех (хотя бы потому, что стоила почти как эс-класс), поэтому в немецкой компании задумались над выпуском более доступного родстера. Рисовать его доверили легендарному Бруно Сакко. Первые прототипы будущего SLK были готовы уже в конце 1991 – начале 1992 годов, но до «живых» концептов оставалось еще два года.

Главные премьеры Парижского моторшоу за последние 20 лет. Фото 40

Впервые мир увидел предвестника самой маленькой открытой модели Mercedes-Benz в 1994 году на моторшоу в Турине. Позже в том же году в Париже был представлен Mercedes-Benz SLK II Concept. И если в машине, показанной в Турине, концептуального было больше, чем серийного, то приехавший в столицу Франции автомобиль отличался от будущего родстера лишь некоторыми деталями.

Несмотря на это, серийная версия Mercedes-Benz SLK была представлена лишь спустя еще два года, став одной из первых массовых машин с жестким складным верхом. Сейчас SLK существует уже в третьем поколении, но «доступным родстером» его по-прежнему можно назвать только с очень большой натяжкой. \m