Легенды осени

Чем живут владельцы классических автомобилей,
приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix

Здесь нет ни девушек на шпильках высотой с Останкинскую телебашню, ни гламурных шатров с диджеями и пирамидами фужеров Moët & Chandon. Владельцев яхт, газет, пароходов и простых энтузиастов уравнял обычный утренний дубак и все, съежившись, жмутся к пятачку, где проводится предстартовый брифинг. Еле слышные нравоучения директора гонки о флагах и холодном асфальте то и дело перебивает рык прогреваемых двигателей и жужжащий как шмель квадрокоптер съемочной группы. На Moscow Raceway стартует гонка классических автомобилей Moscow Classic Grand Prix, и «Мотор» собирается поговорить с некоторыми ее участниками.

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 3

Род Даниэля происходит из северной Германии, а его фамилия с XII века имеет благородную приставку «ам» (что-то вроде «фон»). Впрочем, к аристократии он себя причислять не спешит, а до переезда в Россию Даниэль занимался продажей и обслуживанием старинных автомобилей в Берлине. Количество русских заказчиков постоянно росло, и восемь лет назад он перебрался в Москву – поближе к клиентам.

По словам Даниэля, автомобильное ретро сейчас в России в моде, и рынок продолжает расти. Перед тем, как принять участие в гонке, он просто изучил ее регламент и выбрал Mini.

«Машина маленькая, развесовка правильная - водитель сидит примерно в середине автомобиля. И едет Mini как карт».

Кресло здесь действительно находится на уровне средней стойки кузова - в автомобилях WRC его туда ставят специально, а в крохотном Austin Mini иначе просто не поместишься за рулем. В машине осталась стандартная коробка передач, знаменитая подвеска с резиновыми элементами вместо пружин, но тяжелую приборную панель заменили на карбоновую – в той же Великобритании производится множество всевозможных деталей для доработки. А форсированный мотор раскручивается до невероятных 11 000 оборотов в минуту! Такие нагрузки привели к поломке толкателя клапана во время заездов, но его починили в перерывах.

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 4

Гонка в этот раз выдалась очень холодная, зацепа почти нет, поэтому резину к заездам готовили не хуже каких-нибудь бабушкиных огурцов. Даниэль на этот счет распространяется неохотно, но находится какой-то разговорчивый механик. Оказывается, сначала берется тряпка, мочится в специальной химии, колесо оборачивают этой тряпкой, целлофаном и сутки выдерживается. После этого все это хозяйство промывается горячей мойкой и липнет к асфальту, как жвачка к подошве.

В общем, дотошный немецкий подход. Серьезно относятся к Даниэлю и конкуренты. Мол, сконцентрирован на результате, победил в предыдущих двух этапах.

Вокруг Bentley ходит группа парней в черном, похожих на братков, и я даже не надеюсь найти с ними общий язык. Еще несколько человек сидят в Lexus LX за боксом и переговариваются: «Короче, ты сейчас поедешь, потом я».

Такое впечатление, что сейчас девяностые годы, они отжали машину за долги у какого-то коммерсанта и теперь не очень понимают, что с ней делать.

Но вот в бокс заходит интеллигентный мужчина в комбинезоне и кепке Chopard, и все возвращается в наши дни. Это Михаил, а ребята в черном – его охрана.

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 8
Среди гостей мероприятия был раллист Евгений Новиков. Говорят, он тренирует одного из участников на довоенном Bugatti 1930 года и Lancia Stratos. Увы, участник решил остаться инкогнито.

До недавнего времени у Михаила был открытый классический Mercedes-Benz для прогулок и легкое увлечение автомобильной стариной не предвещало беды. Но потом он приобрел легкий Lotus Elan S2, а недавно в его гараже, как высшая стадия болезни, появился великолепный Bentley 3 Litre Tourer с кузовом от ателье Vanden Plas.

Сразу бросается в глаза, что перед решеткой радиатора нет привычного для довоенных гоночных Bentley компрессора. «Компрессорная машина стоит около миллиона. Может быть, хотелось купить ее или Bugatti, но это совсем другой бюджет. А данная машина стоила более или менее разумных денег», – спокойно говорит Михаил, а я, чтобы не расстраиваться, даже не уточняю значение формулировки «разумные деньги» и валюту, в которой они измеряются.

В холодном утреннем воздухе двигатель Bentley никак не может прогреться, карбюратор работает не так, как положено, нет полной тяги, так что тяжелый рамный автомобиль разгоняется не очень быстро. А узкие шины скользят: чуть больше скорости в повороте, и задняя ось уходит вбок... Хотя главное удовольствие от такой машины – именно в укрощении.

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 9

Впрочем, главное чувство за рулем, по словам Михаила, это страх. Может едет Bentley по современным меркам и не быстро, но сидишь практически на голой раме, без крыши или каркаса, и потому как никогда понимаешь, что отбойник — это наверняка что-то очень твердое.

Работе Михаила гонка утром в четверг, вроде, не мешает: «Нормальная часть жизни, и никакого конфликта между семьей или чем-то еще нет». Только между заездами его телефон то и дело звонит. Почти такой же древний, как Bentley: с кнопками и маленьким экраном. В общем, настоящий любитель старины.

Кажется, главные бриллианты коллекции Евгения – Mercedes-Benz в кузове W116, принадлежавший Леониду Брежневу (Евгений купил его еще в 1995 году), а также оригинальная гоночная LADA VFTS работы Стасиса Брундзы, которую он показывает мне на своем iPad. Снимки зачем-то делали с медведем, а тот, по какой-то своей цирковой привычке, залез на капот и его помял...

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 13

Еще один Mercedes-Benz 300SEL с удлиненным кузовом W109, который принадлежал когда-то члену политбюро, Евгений предоставил организаторам гонки в качестве сейфти-кара.

На первый взгляд, это огромный и неповоротливый лимузин, оснащенный гидропневматической подвеской. Кстати, у подвески есть своя специфика: машину нужно оставлять всегда с прямыми колесами, иначе в насосе гидропневматики выдавит клапан, и кузов ляжет на асфальт, не хуже какого-нибудь лоурайдера.

Но в этом варианте, с 6,3-литровым V8 под капотом и мощностью 250 лошадиных сил, такой автомобиль был самым быстрым немецким седаном своего времени. Настоящий король автобанов.

Так что размеченный до 240 километров в час спидометр – не фикция. Такие же удлиненные Mercedes-Benz 300SEL служили основой для самых первых моделей AMG и знаменитого «Красного кабана» – огромного 6,9-литрового седана, который терроризировал соперников на европейских гоночных трассах начала семидесятых.

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 14

Эти исторические параллели и привлекают Евгения в огромном Мерседесе, а из современных моделей марки ему больше всего нравится Gelandewagen и SL-Класс. Впрочем, был и короткий роман с Porsche, но как-то не сложилось. «Скажем так. Если ты едешь на Porsche из Москвы, усталость и дискомфорт приходит уже в Минске. А на Мерседесе можно ехать дальше!», – объясняет он. Будем знать, что автомобили можно тестировать еще и Минском.

Если тусовка любителей американских машин выглядит как механики West Coast Customs: в толстовках с капюшонами, растительностью на лице и квадратными бейсболками, а любители английской классики одеты в аккуратные пуловеры и комбинезоны, то Дмитрий – идеальный представитель лагеря отечественных машин и романтиков советской эпохи.

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 18
Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 19
Находились люди, покидавшие трассу прямо на своих боевых машинах. Но у некоторых машины были слишком старые, поэтому приходилось отправляться домой по воздуху, на перекладных.

Сухой, подтянутый, под шестьдесят лет, с колючим взглядом и речью советского преподавателя или инженера. Собственно, инженером в управлении конструкторских и экспериментальных работ на Москвиче он когда-то и работал, а седан 2140S4 – это реплика гоночной машины, выступавшей на ралли Saturnus в Югославии (оно даже входило в зачет Чемпионата Европы).

С помощью ралли Москвич тогда испытывал новые технические решения, а заодно рекламировал продукцию на экспорт.

Saturnus как раз был югославским смежником АЗЛК, который поставлял бамперы и фонари для люксовой версии Москвичей. Хорошо сохранившийся исходник, Москвич-2140SL, Дмитрий и его начальник нашли в Челябинске, и с этой весны постепенно доводят его до аутентичного состояния. Перед решеткой радиатора уже появился держатель для «люстры», есть расширители арок и пятиспицевые диски немецкой фирмы ATS, как у оригинала.

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 20

В задней подвеске установлен механизм Уатта, в передней – подпиленные пружины от Волги, они жестче. Так же когда-то поступали в гоночных командах при советских автобазах и автокомбинатах. В дальнейших планах – довести мощность двигателя до 140 лошадиных сил. Столько из него смогли выжать в спорт-лаборатории АЗЛК в 1985 году. Пока же он выдает порядка 90-95 сил, что тоже неплохо на фоне стандартных 75.

На асфальте Moscow Raceway Москвичу приходится тяжко: слишком мягкая подвеска, дорожный просвет выше, чем у большинства внедорожников. «Эта машина была сделана для советского ралли», – смеются механики в боксах, подчеркивая слово «советского». Видимо, круче нашего ралли был только Дакар.

Лагерь американских машин неожиданно оказался самым многочисленным, но даже их грохот зачастую мерк на фоне гоночных Жигулей, ревущих как взлетающая ракета «Восток-1» с Гагариным на борту.

Впрочем, был один американец, от выхлопа которого, кажется, дрожали стекла в соседнем Волоколамске.

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 24

В своей прошлой жизни этот El Camino ездил по дорогам Лас-Вегаса и был оснащен 5,7-литровым мотором мощностью 240 лошадиных сил. Но теперь на нем стоит уже форсированный Chevy 383 Stroker объемом 6,3 литра с 460 силами и исполинскими трубами выпускной системы.

Андрею нравится, что в Chevrolet El Camino чувствуется душа, а окружающие реагируют на него, как ни на какой другой автомобиль: улыбки, жесты, фотографии. С точки зрения поломок El Camino практически неубиваем, но содержать его все равно не очень-то практично. Например, средний расход бензина составляет 25 литров на 100 километров. Несмотря на это, прошлый хозяин Chevy использовал его кузов по назначению: возил доски, утеплитель, колеса – это же пикап, как-никак.

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 25

«Это даже не автомобиль выходного дня, это игрушка», – говорит Андрей. На рычаге трехступенчатого «автомата» этой игрушки установлена маленькая красная кнопка. Нажимаешь ее, и отключается задний контур тормозов - теперь можно стоять на передних тормозах и буксовать, прогревая шины. Это так по-американски!

На прямых Moscow Raceway El Camino гремела, как майский гром, и даже более или менее поворачивала. А вот тормоза для такой массы оказались слабоваты. Еще есть над чем поработать.

Вне гонок Илья занимается продажей яхт и владеет яхт-клубом. «Где-нибудь на Клязьме?», – пытаюсь поддержать разговор я. «Во Франции», – вздыхает Илья. И мне даже становится стыдно за свое предположение.

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 29
Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 30
Гонка на Moscow Raceway проходила в конфигурации Sprint -- когда не используется задний аппендикс трассы.

Автомобиль у Ильи едва ли не самый необычный на этой гонке, и вот почему. В 1980-х годах Илья некоторое время жил в Сан-Франциско и у его соседки умерла бабушка, от которой остался автомобиль. Соседка попросила помочь завести машину, и в гараже Илья увидел красивый Volvo P1800 шестидесятых годов.

Они заменили у P1800 аккумулятор, и машина тут же завелась, хотя ей на тот момент было больше двадцати лет. Volvo Илье так понравился, что он попросил его продать, но соседке нужна была любая машина для поездок в колледж, поэтому сделка не состоялась. Так что когда около десяти лет назад до него дошли слухи, что похожий Volvo P1800S продается где-то в Питере, он сразу сказал: Покупаю.

– Ты же не знаешь, что это за машина, — удивился его собеседник.
– Очень даже знаю!
– Но ты ее не видел, не смотрел!
– Я покупаю эту машину, потому что слишком давно ее хочу.

К тому моменту такая машина в России была одна, а теперь их только в Москве четыре штуки.

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 31

Просто российское представительство Volvo выставляло P1800 на Московском автосалоне и Volvo Fashion Week – контингент неравнодушных к красивой классике машину заметил, присмотрелся.

Перед гонкой Илья только поменял резину на более низкопрофильную и широкую, но этого оказалось недостаточно для хорошего результата. Поэтому теперь он подумывает купить второй P1800S – чисто под кольцо. При этом с современными Volvo у него как-то не сложилось и лишь несколько шведских машин работает при фирме и на хозяйстве.

По обычным дорогам Илья ездит на Range Rover, причем на заднем сидении: «За руль не сажусь уже лет двадцать… пять». «А я с 1965 года в метро не был», – поддерживает разговор его пожилой друг с видом бывшего номенклатурного работника. В общем, серьезная компания.

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 33

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 35
Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 36
Никогда еще в боксах Moscow Raceway не было такого количества луж воды, масла, антифриза. Из старых машин то и дело что-то течет и капает -- как из живых организмов.

Александр – это как раз тот самый человек, который помог Илье приобрести Volvo P1800S в Питере. Собственно продажей ретро автомобилей и организацией серии Moscow Classic Grand Prix он и занимается. Ведь продать старый кусок железа на колесах, который зануды вроде нас называют легендарной классикой, мало. Людей необходимо занять – нужна тусовка, какая-то околоавтомобильная жизнь.

Причем английские автомобили, как этот Austin Healey 3000 BJ8, в паддоке оказались едва ли не самыми популярными. Александр говорит, что романтики в этом никакой нет: просто Austin-Healey хорошо подходит для соревнований, а на рынке есть экземпляры в разном состоянии и доступной цене. Например, этот родстер был куплен в Японии в ржавом состоянии и восстановлен за два года.

И все-таки сложно представить, что любовь к классической английской машине может быть просчитанной, рациональной. На помощь приходит Иван Падерин из Gorky Classic.

«Понимаешь, Грейс Келли, Jaguar – с этого идет вся сексуальность пятидесятых, а Austin Healey – машина для тех, кто что-то понимает, но ему не хватает на Jaguar. Как у любителей Jacobs есть только одна альтернатива – кофе Nescafe».

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 37

Свои люди

На Moscow Classic Grand Prix Gorky Classic привезли уже знакомую нам ГАЗ-24 Dzintara Volga, а после заездов она в качестве шоу-кара отправляется на Гран-при Формулы-1 в Сочи. Кстати, Евгений, владелец сейфти-кара Mercedes, посетовал на ее колеса: «В идеале на них в СССР ставили магниевые диски от вертолета Ми-8 или выдвижные колеса разведывательной машины БРДМ». У нашей Волги такого нет...

Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand Prix. Фото 38

В общем, если теперь увидите где-нибудь Ми-8 на кирпичах без колес – вы знаете, где их искать! За рулем Волги ехал гонщик Алексей Васильев. Колесо в колесо он боролся за второе место в своем классе с Москвичом-412-МАДИ, но в последнем заезде у Дзинтары «пропала» педаль сцепления и... Смотрите ролик. \m

Лучшее время круга:

Austin Mini Austin Healey 3000 BJ8 Chevrolet El Camino Москвич 2140S4 Bentley 3 Litre Tourer Volvo P1800S
1:38,771 1:45,032 1:45,261 1:51,830 2:10,911 -