XX-фактор

Что круче: Ferrari FXX K
или сезон в настоящих гонках?

В начале декабря компания Ferrari представила трековый суперкар LaFerrari FXX K. Новинка, как модели FXX и 599XX, стала частью эксклюзивной программы итальянского автопроизводителя, которая называется XX – она позволяет избранным клиентам марки за очень большие деньги почувствовать себя кем-то вроде гонщика. «Мотор» выяснил, как еще можно потратить пару-тройку миллионов евро, если вы мечтаете о больших гонках.

За то, чтобы сделать вас обладателем Ferrari FXX K, итальянская компания просит 2,5 миллиона евро. Но это ценник не только за автомобиль – в эту сумму входят несколько ездовых мероприятий в сопровождении профессиональных гонщиков и инженеров на лучших гоночных треках мира. И предложение это действительно уникально: компания выпустит всего 30 машин, а значит в программу попадут только три десятка самых привилегированных клиентов.

С другой стороны, от двух с половиной до трех миллионов евро – это бюджет средней по силе команды чемпионата мира по гонкам на выносливость WEC, которая выступает одной машиной в классе спортпрототипов LMP2. Но и соревновательный уровень здесь совсем другой. Так что же круче: программа итальянского автопроизводителя или профессиональные гонки?

Несмотря на то, что программа XX с момента своего основания в 2005 году строится вокруг уникального трекового автомобиля, итальянцы предоставляют своим клиентам нечто большее, чем просто быстрый автомобиль. В комплекте идет множество заездов на лучших автодромах по всему миру, а также возможность организовать индивидуальные тесты, место и время которых выбирает владелец. В этом случае на трек приедет его автомобиль в сопровождении механиков, инженеров и запаса колес.

В 2014 году итальянский производитель провел для владельцев XX-моделей восемь мероприятий, которые проходили на трассах Формулы-1 в Малайзии, Италии, Великобритании и Абу-Даби. Интересно, что на мероприятия приезжают и профессиональные пилоты – поделиться опытом. Раньше в мероприятиях Ferrari участвовал сам Михаэль Шумахер, владевший черным купе FXX.

В WEC, конечно, все сложнее. С тестами в гонках на выносливость все не так строго, как в Формуле-1, но о них надо сообщать промоутеру заранее, договариваться с автодромом, организовать логистику. Ferrari все эти хлопоты берет на себя, если владельцу XX-модели вдруг заблагорассудится провести уикенд, рассекая по «Зольдеру» или «Каталунье». Более того, компания хранит машину у себя, чтобы владелец не ломал голову над тем, как ее перевозить: для движения по дорогам общего пользования XX-модели не предназначены.

Что круче: Ferrari FXX K или сезон в настоящих гонках?. Фото 4

По официальному количеству этапов WEC не уступает программе Ferrari XX: в текущем и будущем сезонах расписание состоит из восьми этапов. И известных трасс там даже больше, чем у итальянского автопроизводителя. В следующем году участников серии ждут на Сильверстоуне, Спа-Франкошам, Нюрбургринге, Трассе Америк и Сахире. Но самое главное, что в июне участники WEC приедут на 24-часовой марафон в Ле-Мане. Пожалуй, только ради этого можно задуматься о большом спорте.

Что круче: Ferrari FXX K или сезон в настоящих гонках?. Фото 5

И, конечно, в WEC с вами тоже будут работать профессиональные инженеры, механики, массажисты и физиотерапевты. Ночлег в моторхоуме прилагается.

Если вы думаете, что сбыв 60 тонн арбузов или получив комиссионные с продажи пары самолетов Cessna Citation Sovereign, сможете рассекать на своем блестящем FXX K по Мячково, то вы глубоко заблуждаетесь.

Клиентов XX-модели компания Ferrari выбирает самостоятельно, поэтому прийти к дилеру и потребовать себе черненькое трековое купе не получится.

Что круче: Ferrari FXX K или сезон в настоящих гонках?. Фото 9

Единственный человек, получивший Ferrari FXX бесплатно -- Михаэль Шумахер. Немцу машину подарили в 2006 году после того, как он объявил о завершении карьеры. В 2013 году машину выставили на продажу за два миллиона евро.

Хотя Ferrari не раскрывает имен участников программы XX, энтузиасты всеми правдами и неправдами вычисляют владельцев XX моделей. Среди них, например, канадский продавец автомобилей Ремо Ферри, предприниматель Лоуренс Стролл, который недавно интересовался покупкой команды Формулы-1, а также американский бизнесмен и бывший гонщик Престон Хенн, которому через месяц исполнится 84 года. В неофициальном списке есть и россияне - например, Валентин Бухтояров.

Количество денег в Ferrari XX вообще особой роли не играет: претендентов на обладание уникальным суперкаром выбирает особая комиссия, которая состоит из инженеров и представителей других департаментов марки.

Но если вам повезет, то вы сможете утюжить высокоабразивный асфальт лучших мировых автодромов в свое удовольствие, а не толкаться в толпе жадных до успеха и не всегда мастеровитых пилотов низших гоночных категорий, без чего точно не обойтись в профессиональных гонках.

С большим автоспортом есть одна, но очень большая проблема: для участия в WEC потребуется не только внушительная сумма на банковском счете, но и лицензия FIA категории B. Выдается она пилотам, которые на протяжении двух лет выступали, финишировали и были классифицированы в пяти национальных и международных гонках. Так что вариант «права купил – ездить не купил» тут не пройдет.


Что еще можно сделать за 2,5 миллиона евро
Что круче: Ferrari FXX K или сезон в настоящих гонках?. Фото 11

Конечно, потребуется еще и некоторый опыт езды на настоящих гоночных (а не спортивных) автомобилях на очень высоких скоростях. Иначе карьера может закончится едва начавшись.

Что круче: Ferrari FXX K или сезон в настоящих гонках?. Фото 12

Первой моделью программы XX стал суперкар FXX, построенный на базе Enzo. Модель комплектовалась двенадцатицилиндровым бензиновым мотором мощностью 800 лошадиных сил. Всего планировалось сделать 29 таких машин, но в 2006 году автопроизводитель решил построить еще один автомобиль для Михаэля Шумахера, который тогда впервые уходил из Формулы-1. В 2009-м среднемоторный Enzo сменило переднемоторное купе 599XX с 730-сильным двигателем V12. Тираж суперкара в этот раз составил 29 экземпляров: обошлось без дорогостоящих подарков легендам автоспорта.

Теперь настало время абсолютного зла – LaFerrari FXX K. Базовый 6,3-литровый двигатель дорожного супергибрида V12 форсировали с 800 до 860 лошадиных сил, а мощность электромотора увеличили со 163 до 190 сил. Суммарная отдача силовой установки теперь составляет 1050 лошадиных сил и 900 Нм крутящего момента, которые переваривает семиступенчатый «робот». Вкупе с этим идет система рекуперации кинетической энергии KERS, огромные и выносливые тормоза, а также «умная» управляющая электроника.

Поработали в Ferrari и над аэродинамикой модели. Трековое купе получило два отдельных спойлера на корме, а также активное заднее антикрыло и новый диффузор, который идеально вписался бы в интерьер квартиры Дарта Вейдера.

Прижимная сила Ferrari LaFerrari FXX K составляет 540 килограммов на 200 километрах в час. Это как загрузить в машину 147 силикатных кирпичей.

С точки зрения технологий машины в LMP2 не такие крутые, как LaFerrari FXX K. Изготовлением автомобилей, подходящих под регламент, занимается несколько компаний – например, Onroak Automotive. В ее линейке есть две LMP2-модели: Ligier JS P2 с закрытым кокпитом и Morgan LM P2 с открытым. В обоих случаях машины строятся вокруг карбонового монокока, оснащены шестипоршневыми тормозами и шестиступенчатой «секвенталкой» Xtrac.

Что круче: Ferrari FXX K или сезон в настоящих гонках?. Фото 17

Ligier JS P2

Для машин предлагаются три двигателя: атмосферные V8 Judd и Nissan рабочим объемом 4,0 и 4,4 литра соответственно, а также твинтурбо мотор V6 от Honda. Их отдача составляет 475 (406 Нм), 450 (570 Нм) и 450 (550 Нм) лошадиных сил соответственно. Никаких электродвигателей, KERS, сложной электроники и тяжелых батарей здесь нет и в помине: это прерогатива класса LMP1, участие в котором позволить себе могут только крупные автопроизводители.

Что круче: Ferrari FXX K или сезон в настоящих гонках?. Фото 18

Morgan LM P2

Стоимость автомобилей LMP2 жестко регламентируется Международной автомобильной федерацией (FIA). Автомобиль с открытым кокпитом стоит не дороже 370 тысяч евро, а закрытым – не больше 450 тысяч евро. Еще примерно 80 тысяч евро придется отдать за аренду мотора; в 35 тысяч евро обойдется особый аэродинамический пакет для Ле-Мана. Таким образом, в самой дорогой конфигурации прототип будет стоить 565 тысяч евро, а если вы захотите ставить на каждый этап новый двигатель, то бюджет составит 1,1 миллиона евро. Что все равно на 45 тысяч евро дешевле даже дорожной версии LaFerrari, а не крутейшего FXX K!

Что круче: Ferrari FXX K или сезон в настоящих гонках?. Фото 21

Сказать, что Ferrari FXX K очень быстрая машина, значит не сказать ничего. По трассе Фьорано трековый суперкар проехал за 1 минуту 14 секунд – на пять секунд быстрее дорожной версии LaFerrari и на четыре секунды быстрее родоначальника программы XX – FXX на базе Enzo.

Что круче: Ferrari FXX K или сезон в настоящих гонках?. Фото 22

Еще одна трековая модель Ferrari – 599XX – является одной из быстрейших машин на Нюрбургринге. В 2010 году купе под управлением Раффаэле ди Симоне проехало по «Северной петле» за 6 минут и 58,16 секунды, что всего на 10 секунд медленнее абсолютного рекорда, принадлежащего Pagani Zonda R.

Что круче: Ferrari FXX K или сезон в настоящих гонках?. Фото 23

Прототипы LMP2 во Фьорано если и заезжают, то нечасто. Зато такие машины выступают на одних трассах с Формулой-1, поэтому с быстрейшими гоночными автомобилями в мире их сравнить можно.

Что круче: Ferrari FXX K или сезон в настоящих гонках?. Фото 24

В квалификации 6 часов Сильверстоуна 2014 года лучший из экипажей LMP2 показал время 1 минута 48,916 секунды, что на 13,15 секунды медленнее обладателя поул-позиции Гран-при Великобритании сезона 2014 Нико Росберга.

Что круче: Ferrari FXX K или сезон в настоящих гонках?. Фото 25

К последнему этапу сезона WEC разница между скоростью Формулы-1 и WEC увеличилась еще больше. В квалификации на «Интерлагосе» лучший экипаж LMP2 проехал круг за 1 минуту и 24,173 секунды, а Нико Росберг в Q3 показал время равное 1 минуте и 10,023 секунды.

Итак, если вам посчастливилось стать обладателем двух-трех миллионов евро, которые можно потратить на что угодно, и вы бредите настоящим автоспортом, то Ferrari FXX K и предлагающаяся к ней программа, наверное, не самый идеальный вариант. За эти деньги можно не просто прийти в большие гонки, но и целый год финансировать собственную команду с пилотами, инженерами, механиками и моторхоумами.

С другой стороны, ни WEC, ни любой другой чемпионат не дадут человеку чувства собственного превосходства над простыми смертными: гонщиков на планете много, а обладателей FXX K – не больше трех десятков. \m