Между ланчем
и обедом

Мы посмотрели, как собирают
«Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде

На сборку одного «Роллс-Ройса» уходит от пяти до семи месяцев, а если вы заказали уникальные опции, вроде обивки сидений кожей дикого крокодила гавиала или коврики из баргузинского голубого соболя, то и того больше. «Мотор» побывал на заводе Rolls-Royce в британском Гудвуде и посмотрел, на что сотрудники предприятия тратят столько времени, помимо ланчей и традиционного «файв-о-клок».

Гудвудский завод Rolls-Royce по меркам истории этой британской марки очень молодой. Его постройка началась в 2000 году – через два года после того, как право на использование британского бренда перешло концерну BMW. Проект здания разработал известный британский дизайнер Николас Гримшоу, а первый автомобиль сошел с конвейера предприятия в 2003 году. Впрочем, это и конвейером поначалу назвать было сложно – первое время на предприятии трудилось около 500 человек, которые за первый год работы собрали чуть больше трехсот машин. А расчетная мощность производства на первом этапе вообще не превышала 1000 автомобилей в год.

Ведь каждый Rolls-Royce должен был оставаться эксклюзивным.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде
Гудвудский завод Rolls-Royce во многом уникален. Он находится в одном из автомобильных центров Великобритании - совсем рядом находится усадьба Гудвуд, где проводится одноименный Фестиваль скорости, а также гоночный трек. Сам завод получился компактный и экологически дружелюбный к окружающей среде. На его крыше находится плодородный грунт, на котором растет трава, и в котором свои гнезда устроили местные птицы.
Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 1
Площадь завода составляет 22 500 квадратных метров.

Поначалу все так и шло. До 2007 года Rolls-Royce выпускал меньше тысячи машин ежегодно, а первые несколько лет на новом предприятии собирали всего две модели: обычный Phantom и его удлиненную на 250 миллиметров версию. Лишь спустя четыре года на конвейере появился исполинских размеров кабриолет Drophead Coupe; еще через год – купе с жестким верхом, которое называлось Phantom Coupe.

Но на продажи выход новых версий Фантома повлиял незначительно – спрос вырос всего на 100-200 машин в год. Конечно, свои коррективы тогда внес и финансовый кризис 2008 года, и его затянувшиеся последствия.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 2

Все изменилось в 2010 году, когда был представлен компактный и доступный (и то, и другое – по меркам Роллс-Ройса, конечно) седан Ghost: благодаря новой модели продажи британского бренда выросли почти в 2,5 раза. В течение следующих трех лет модельная линейка Ghost увеличилась до четырех моделей – это седан со стандартной базой, с удлиненной, кабриолет и купе Wraith, самая свежая и самая горячая новинка британцев. В результате продажи в 2013 году достигли рекордной отметки в 3630 экземпляров, а по итогам 2014 года эта цифра вплотную подберется к 4000.

Означает ли это, что Rolls-Royce потерял свой эксклюзивный статус? Судя по увиденному на заводе, нет.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 3

Сегодня, спустя десять лет после своего открытия, завод Rolls-Royce в Гудвуде выглядит точно так же, как на фотографиях из архива. Невысокое здание со стеклянными стенами, окруженное идеально подстриженными британскими газонами и маленьким прудиком. Вот только теперь в его стенах трудятся уже втрое больше сотрудников, которые способны собирать по 20 автомобилей в сутки. Но, как и прежде, вручную.

Чтобы попасть в производственную часть завода (сюда водят не только журналистов, но и продавцов Роллс-Ройсов со всего мира и потенциальных покупателей), придется потратить несколько минут на подбор экипировки. Каждому посетителю выдают халат цвета кофе с молоком с вышитым вензелем RR и черные оксфорды на толстой подошве и с усиленными носами – наверное, защита на тот случай, если из кармана вывалится слиток золота, который вы хотели оставить в качестве предоплаты за свою будущую машину.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 4

Зато нет никаких формальностей и многочасовых инструкций по безопасности перед входом в сборочный цех. Все, о чем просят посетителей – не трогать автомобили и детали на конвейере (чтобы не испортить), и не снимать без спроса готовые машины. Потому что, как говорят сотрудники предприятия, клиент должен увидеть свой Роллс-Ройс первым, а не наткнуться на его фотографии в фейсбуке.

Внутри – неожиданная тишина, чистота и покой. Никакой спешки или нервозности – каждый занимается своим делом. Не хватает только расслабляющей музыки и картин на стенах. Впрочем, произведения искусства тут заменяют огромные прозрачные стены, через которые можно любоваться окрестностями.

Сборочных линий на заводе Rolls-Royce всего две и расположены они буквой Т. На ножке, собирают автомобили из линейки Ghost, а на короткой поперечине – большие Фантомы и его модификации. Такое разделение имеет обоснование: сборка Гостов производится на 16 постах, на каждом из которых будущий автомобиль проводит ровно 49 минут, а постов для сборки модели Phantom – 11, но на каждом будущий автомобиль замирает на 2,5 часа.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 5

Все работы ведутся вручную – даже тележки с кузовами между постами сотрудники завода перекатывают сами. И лишь на самых трудоемких операциях – вроде установки массивной передней панели в сборе или на этапе женитьбы кузова и шасси – используются механизированные манипуляторы.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 6
Моторы на завод поступают в собранном виде, и пока кузов будущего Роллс-Ройса нашпиговывают шумоизоляцией, проводами и кожаными сиденьями, на отдельной ветке собираются шасси: двигатель, трансмиссия, узлы подвески и тормозные механизмы. Процедура женитьбы кузова и тележки занимает совсем немного времени – шасси в сборе крепится всего 16 болтами.

Кузова для будущих Роллс-Ройсов поступают на завод в сваренном виде (их привозят из Германии), но окрашиваются уже в Гудвуде, в отдельном цехе. И даже в этом рутинном, по сути, процессе роботам доверили только самую простую и незамысловатую работу: базовую окраску кузова в массе, на которую уходит около 40 литров краски. Как только кузов высыхает, к работе приступают живые люди: они наносят слой лака, дожидаются его застывания, полируют и… повторяют эту процедуру еще четыре раза. Итого – пять слоев лака и шесть дней, которые требуются только на окраску кузова.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 7
Если клиенту не понравился ни один цвет в уже существующей гамме красок Rolls-Royce, он может попросить создать ему уникальный оттенок - этим на заводе занимается целый отдел. Они подбирают цвета, тестируют их при дневном и искусственном освещении, проверяют устойчивость к повреждениям. На заводе есть несколько интересных историй про краску: например, один клиент захотел, чтобы его Роллс-Ройс под солнцем светился, как золотой. Чтобы добиться этого эффекта, пришлось добавить по 19 граммов золота в каждый литр краски (всего ушло около килограмма золота). А одна дама попросила покрасить машину в любимый оттенок розового, а чтобы сотрудникам было проще подобрать цвет - отправила на завод свою помаду. Подобрали! А помада теперь выставлена в мини-музее.

Роллс-Ройс или автобус?

Для китайского рынка "Фантомы" приходится укорачивать на 10 сантиметров. Это делают путем установки других бамперов – в противном случае водителю придется получать "автобусные" права, а на машину повесят желтые "автобусные" номера.

Но и это еще не все. Если клиент пожелает нанести на кузов фамильный вензель или контрастную полосочку шириной в пару миллиметров (самолеты со звездами и волков на бортах тут пока, к счастью, не рисуют) – это займет еще пару рабочих дней. Или больше: коуч-лайн пэйнтерхудожник по рисованию полосок – на заводе всего один, а на отрисовку одного элемента на борту Фантома (вручную, простой кисточкой) у него уходит от трех до пяти часов. А работы у него немало – по словам сотрудников компании, сейчас десять из десяти автомобилей, предназначенных для рынка Китая, уходят клиентам с какими-нибудь рисунками на кузове.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 8
У рисовальщика полосок на бортах очень кропотливая работа - он не пользуется никакими приспособлениями, кроме кисточки и упора для руки. На вопрос, а что будет, если у художника дрогнет рука, наш экскурсовод ответил: Это невозможно.

Впрочем, работа над каждым Роллс-Ройсом начинается задолго до того, как кузов будущего автомобиля выйдет из покрасочного комплекса. Ведь к моменту, когда сверкающую полированными боками заготовку для RR Phantom или Ghost тщательно укроют защитными чехлами (чтобы не повредить случайным касанием) и отправят на сборочную линию, на складе должны быть собраны в специальные пронумерованные контейнеры все нужные детали, включая кнопочки и провода, элементы отделки интерьера из дерева и кожи; сиденья должны быть обтянуты именно в тот цвет, который клиент выбрал на момент заказа своего автомобиля, с прострочкой нитками нужного цвета и ровно с той вышивкой, эскиз которой он нарисовал карандашом на салфетке, опаздывая на следующую встречу на другом континенте. А это требует уйму времени.

Например, изготовление всех деталей из дерева для Фантома даже в самом простом случае – когда клиент выбрал один из базовых вариантов отделки и не попросил изобразить с помощью разнофактурного шпона портрет Моны Лизы на передней панели – занимает месяц. Для RR Ghost – две недели. Каждый элемент деревянной отделки – это литая алюминиевая заготовка, на которую сначала вручную наклеивают 16 слоев шпона (с дополнительной прослойкой из алюминия, для жесткости), а затем наносят пять слоев лака, с ручной полировкой каждого из них. Рисунок шпона подбирается вручную, чтобы находящиеся рядом детали не выглядели как пазл, собранный сумасшедшим, а все дефекты дерева убираются особой группой флегматичных краснодеревщиков, которые тщательно подбирают краску для заделки царапин или с помощью пинцетов и клея заменяют поврежденные фрагменты шпона на целые.

И не дай бог человек, проверяющий качество каждой детали на отдельном стенде под очень яркой лампой, найдет на ней хотя бы малейший изъян – заставит все переделывать.

Специалистов, которые умеют и любят работать с деревом, сейчас уже готовят внутри компании – нанимают молодежь и учат ее год за годом. А в 2003-м, перед открытием завода, специалистов искали повсюду, причем главными поставщиками кадров были производители дорогих яхт.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 9
Листы шпона, необходимые для работы отдела краснодеревщиков на один день, хранятся в огромном хьюмидоре – помещении, в котором поддерживается постоянная высокая влажность (чтобы листы не трескались и не ломались при работе) и температуре +25 градусов Цельсия.

С кожей такая же история. Работа это долгая и кропотливая: обтяжка кожей одной детали интерьера занимает в среднем четыре часа. Всего на машину уходит от восьми (RR Ghost и Wraith) до 11 (RR Phantom) шкур целиком. Причем в дело идут только быки – телкам здесь не место.

Перед тем, как стать украшением интерьера Фантома или Госта, каждая шкура проходит проверку на наличие повреждений – следов от укусов насекомых, царапин, шрамов. Проверяющие отмечают все проблемные места мелом, облегчая работу закройщика.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 10
Все шкуры тщательно просматриваются на наличие дефектов. Этой работой занимаются в основном женщины - они более внимательны и лучше переносят монотонную работу.

Окраской шкур на заводе Rolls-Royce не занимаются – по заказу британцев это делают поставщики. Но вышивка вензелей и тиснение, а также разработка уникального макета отделки интерьера – все это делают внутри компании. Типовые задачи решают рядовые сотрудники соответствующего отдела, а на самые сложные и дорогие проекты выделяется персональный дизайнер, который рисует макеты, согласовывает их с заказчиком, а затем контролирует процесс изготовления нужных деталей. Во время нашего визита он закопался в стопке образцов кожи розового цвета, выбирая подходящий оттенок для одного из новых клиентов.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 11
На фотографии слева внизу идет разметка шкуры под раскрой. Справа мелом обведены проблемные места на шкуре.

Но вкусы клиентов тут не обсуждают. Мы не выступаем в роли полиции стиля и не навязываем свое мнение, – говорит менеджер подразделения Bespoke Гейвин Хартли. – Если клиент хочет что-то необычное – мы делаем. Ярко-зеленый интерьер? Пожалуйста! Необычная окраска кузова? Да какая угодно.


Что можно сделать в рамках программы Bespoke

Однако сами сотрудники Rolls-Royce отмечают, что еще несколько лет назад такого буйства фантазии у покупателей не наблюдалось. Все изменилось с выходом на рынок семейства Rolls-Royce Ghost – благодаря ему пул клиентов британской марки заметно помолодел, а покупатели все чаще стали ездить за рулем самостоятельно. А значит, теперь им требуется не просто Роллс-Ройс, а уникальный, запоминающийся Роллс-Ройс. Не такой, как у других. Вот почему сейчас 82 процента Гостов заказывают с опциями из программы Bespoke, а для Фантомов этот показатель еще выше – 92 процента.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 12

Получается, что клиенты Rolls-Royce платят безумные деньги за автомобиль, который приходится ждать по 6-10 месяцев, и который затем невозможно продать – ну кому нужен Роллс с вышитой на сиденьях мордочкой панды или арабской вязью на весь борт? Но владельцы Rolls-Royce покупают свою машину не для того, чтобы продать ее через пару-тройку лет, – говорит Франк Тиманн, главный пиарщик британского офиса Rolls-Royce. – Для большинства из них покупка нашего автомобиля – событие, сравнимое с приобретением дорогой картины или предмета искусства. Иногда это спонтанное решение, но чаще всего – тщательно обдуманное.

Конечно, по словам Франка, у Rolls-Royce достаточно коммерческих клиентов – отелей, прокатных контор, корпоративных клиентов, которые используют машины для бизнеса, а затем меняют на новые. Но как раз они чаще всего заказывают обычные седаны строгих цветов и со сдержанными интерьерами. Частные клиенты предъявляют куда больше требований к своему Роллс-Ройсу.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 13
В конце сборочной линии все машины заправляются техническими жидкостями и получают заряженные аккумуляторы. Кроме того, им устраивают проверку - выезжают на них на специальную трассу, а также проверяют лакокрасочное покрытие, подгонку деталей и герметичность всех уплотнений в специальной дождевальной камере.

У нас есть крупный клиент – бизнесмен Майкл Фукс, который каждый год заказывает какой-нибудь уникальный автомобиль, а затем выставляет его на Конкурсе элегантности в Пеббл-Бич. Один раз это была машина, в которой весь салон затянут белой кожей, включая пол, – рассказывает Тиманн. – Необычно? Очень! Но эту машину увидел другой клиент и попросил себе точно такую же отделку. Вообще-то, мы не обсуждаем своих клиентов, но Майкл Фукс разрешил упоминать свое имя публично, – добавляет Франк. – Ведь на его коллекцию автомобилей, включая «Роллс-Ройсы», может полюбоваться любой желающий – его выставка открыта для посещения.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 14
В коллекции Фукса есть не только кхм... необычные Роллс-Ройсы (как вам этот цвет?), но и множество других автомобилей – от Ferrari и McLaren до Bugatti.

Рассказывая о владельцах Роллс-Ройсов, Тиманн перелистывает на экране фотографии. Вот американец в шортах с доской для серфинга позирует у кабриолета RR Phantom; арабский шейх стоит у золотистого седана; отец с сыном на фоне британских холмов и еще одного кабриолета катаются на лошадях; ничем не примечательная с виду семейная пара у своего Фантома, а на следующем слайде – знаменитость рядом с розовым RR Ghost.

Один клиент заказал себе купе темно-синего цвета с очень сдержанной отделкой салона в классическом стиле. Оказалось, что у его дедушки есть раритетный Rolls-Royce, и наш покупатель захотел сделать ему подарок – точно такой же автомобиль, только новый. Франк, кажется, знает кучу таких историй. А еще у нас был заказ на купе ярко-лимонного цвета с таким же ярким салоном – его купила пожилая семейная пара из Германии, которые теперь колесят на своем Rolls-Royce по всей Европе. Я с ними недавно познакомился лично.

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 15
Подразделение Bespoke занимается не только удовлетворением требований заказчиков, но и разрабатывает для Rolls-Royce коллекционные серии автомобилей. Как, например, этот кабриолет Waterspeed, выпущенный в честь лодки, установившей рекорд скорости на воде в 1937 году. Лодка, к слову, приводилась в движение двигателем Rolls-Royce.

Главным рынком для Rolls-Royce пока остается США. На втором и третьем местах идут Ближний Восток и Китай, и лишь потом - Европа, Индия и так далее.

«Это может прозвучать нелогично, но мы не пытаемся конкурировать с другим игроками премиального авторынка. Наши главные конкуренты в борьбе за клиента – производители предметов роскоши. Часовые фирмы, производители украшений, яхт, самолетов. Посмотрите на эту фотографию с нашего пресс-сайта, – Франк показывает картинку, на которой изображена мужская рука, касающаяся фигурки «Дух экстаза» на капоте «Фантома». – Часы на его руке стоят дороже нашего автомобиля».

Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 16
В России - еще до того безумного ралли, которое устроили доллар и евро на российском рынке, - RR Phantom стоил от 24 миллионов рублей, а Ghost - примерно вдвое дешевле.

И как заставить человека, у которого все есть, купить Rolls-Royce? Доказать ему, что он приобретает не просто еще одну машину, а нечто совершенно особенное. Вот почему британцы стараются привезти потенциальных клиентов на свой завод в Гудвуде – чтобы продемонстрировать, что процесс сборки Роллс-Ройсов отличается от сборки любой другой машины, как производство газировки от купажирования виски. И там, и там что-то смешивают, но результат получается совсем разный.

И знаете, это работает. Посмотрев, сколько ручного труда вкладывают сотрудники Rolls-Royce в каждый автомобиль, вдруг понимаешь, что британцы просят за свои машины не так уж и много. Особенно по сравнению с производителями современных суперкаров ценой в 1,5-2 миллиона евро. Поэтому у меня вопрос: вы случайно не видели, в какой карман я положил свой слиток золота? \m

История одной фотографии
Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в Гудвуде. Фото 17
На заглавной иллюстрации к нашей статье – фрагмент выступления певца Грегори Портера (Gregory Porter) на заводе Rolls-Royce в Гудвуде, которое прошло в сентябре 2014 года. Обладатель Грэмми спел для сотрудников предприятия несколько песен, а затем отправился на фестиваль iTunes, где он был одним из хедлайнеров.