Не может быть

Курение, драки, кувалды и другие атрибуты
Формулы-1 прошлого

Пустить машину в занос, чтобы показать сопернику средний палец, покурить после финиша, отправить жену замерять время круга секундомером - когда трава была зеленее, а кварцевые часы считались последним достижением человечества, Формула-1 тоже была другой. Мы вспомнили восемь вещей, которые невозможно представить в королевских гонках сегодня.

Гран при Венгрии 1986 года: двукратный чемпион мира Нельсон Пике никак не может пройти юнца Айртона Сенну. Но на главной прямой слипстримом равняется с ним, проскакивает точку торможения на тридцать-сорок метров, захлопывает калитку перед соперником и… едет дальше к победе? Нет, ставит машину боком и показывает Сенне средний палец.

Много лет спустя Пике спросили, кто был лучше – он или Сенна. Я живой, – ответил Пике.

О себе Пике говорил, как о человеке, не обремененном нервами, и вообще воспринимающим все в шутку. Это, по его словам, очень помогало во время гонок. Что мы смогли увидеть после столкновения Пике с чилийцем Элизеу Салазаром на Гран при Германии 1982 года.

Системы хронометража в Формуле-1 в 1960-1970-х годах были далеки от совершенства, поэтому гонщики просили своих жен дублировать замеры с помощью секундомера. За этим занятием в паддоке можно было заметить Бетти Хилл, Хелен Стюарт, Хелен Фитипальди, Петти Макларен, Маргарет Брэбхэм, Нину Риндт, Пэт Сертис, Нору Тирелл, Пэм Шектер. Все это однозначно придавало гонкам больше романтики и обаяния.

Курение, драки, кувалды и другие атрибуты Формулы-1 прошлого. Фото 9

Последним, кто по старинке пользовался секундомером, был Жан Тодт в бытность главы Scuderia Ferrari. Но и он выглядел не как Николь Шерзингер.

Эта мизансцена напоминает о тех славных временах, когда, захватив лидерство, гонщики начинали молиться богам, чтобы их машина не развалилась, и когда постоянные технические сходы вносили в гонки дополнительный элемент неожиданности. В середине восьмидесятых до финиша доезжали лишь около сорока процентов машин – в два раза меньше, чем сейчас.

На этом видео Герхард Бергер всего лишь настраивает зеркало заднего вида у своего Benetton 1986 года, а потом… вы просто посмотрите на его лицо.

Прикручивать колесо одной гайкой придумали еще в начале прошлого века, и достоинства такого крепления быстро оценили на гоночных автомобилях.

Несмотря на хитрую конструкцию, благодаря которой гайка во время езды затягивалась, до изобретения гайковерта откручивать и прикручивать ее приходилось вот таким нехитрым способом.

Первыми ограждениями гоночных трасс были обычные огородные заборы и снопы соломы, поэтому с ростом скорости гоночных автомобилей они могли остановить разве что проходящего мимо голодного осла.

Из-за отсутствия нормальных ограждений Альберто Аскари и Пол Хокинс даже записали на свой счет вылеты в гавань Монте-Карло, где сейчас обычно стоят яхты. В 1966 году режиссер Джон Франкенхаймер увековечит такой вылет в художественном фильме Гран-при. И нет вам оправдания, если вы его еще не смотрели.

Логотип сигарет Gold Leaf на машине Lotus в 1968 году открыл в Формуле-1 эру рекламы и табачных денег. А многие гонщики не собирались отказываться и от самих сигарет и алкоголя.

Времена личных физиотерапевтов и физической подготовки в современном понимании наступили только при Айртоне Сенне, который мог пробежать два часа по жаре, отжаться сто раз и ухмыляться на гонке в Аризоне, зная, что никто больше не делал ничего подобного. А пока, в счастливых семидесятых, Джеймс Хант пил до и после гонки, курил и предпочитал общению с механиками девушек.

Курение, драки, кувалды и другие атрибуты Формулы-1 прошлого. Фото 23

На протяжении трех десятилетий – пятидесятых, шестидесятых и семидесятых годов – в Формуле-1 было всего несколько сезонов без аварий со смертельным исходом.

Машины были небезопасны, а работа служб спасения далека от совершенства.

Курение, драки, кувалды и другие атрибуты Формулы-1 прошлого. Фото 25

Сидя на заправленной бензином бочке с мотором, гонщики могли полагаться только на свои навыки и здравый смысл, а когда кто-то попадал в беду, выскакивали из машин и бежали на помощь. Одним из последних, кто так делал, был Сенна, но во время его смертельной аварии 1994 года это бы уже не сработало. \m