Весь в дедушку

«Роллс-Ройсы», прошедшие испытания
в неподходящих для аристократии условиях

Внедорожник Rolls-Royce. Совсем недавно это словосочетание могло бы стать ударной фразой шутки про британских ученых. Но времена меняются и сегодня то, что казалось по меньшей мере странным, превратилось в факт. Компания официально подтвердила планы по созданию автомобиля, способного «непринужденно преодолеть любые препятствия». В точности как те классические «Роллс-Ройсы», которые в начале XX века побеждали в состязаниях на выносливость, проходивших по дорогам, «словно специально созданным, чтобы уничтожать автомобили».

Британцы призывают приверженцев «старой школы» не волноваться и уверяют, что внедорожник легко впишется в имидж марки. Мол, действительно, у «Роллс-Ройса» никогда прежде не было подобных автомобилей, но зато есть опыт побед в «хардкорных» гонках, проходивших еще в те времена, когда 50-сильная машина, не имевшая каких-либо средств защиты пассажиров в аварии, считалась вершиной технической мысли, а об аэродинамике и нормативах расхода топлива никто еще не задумывался. Сотню лет назад любая дорога по нынешним меркам считалась бездорожьем, а машины испытывали не на полигонах, а во время гонок на выносливость и автопробегов, которые выявляли все конструктивные просчеты и недостатки качества сборки. И Роллс-Ройсы очень часто оказывались в числе победителей.


Альпийское ралли

Важной вехой в истории побед Rolls-Royce считается «Альпийское ралли» 1913 года — одно из наиболее сложных, продолжительных и опасных европейских состязаний того времени. Почти три тысячи километров по территории Австрии, Словении, Хорватии и Италии, включая 19 горных перевалов.

К этой гонке инженеры компании разработали новую четырехступенчатую коробку передач, усилили подвеску, установили дополнительный топливный бак и доработали стартер двигателя. Согласно правилам ралли, капоты машин опечатывались, а моторы должны были запускаться не дольше чем за минуту. Новый стартер оказался настолько эффективным, что его потом более десяти лет использовали на серийных машинах. Новая трансмиссия прожила еще дольше – 15 лет.

В итоге, четыре автомобиля Silver Ghost проехали всю дистанцию без крупных поломок, завоевав в общей сложности шесть наград. По итогам соревнования эта модель была названа «лучшей машиной в мире». «Альпийское ралли» проводилось до 1973 года, но Rolls-Royce больше не выставлял заводские экипажи на эту гонку.

В 2013-м, в честь столетия победы на «Альпийском ралли», Rolls-Royce представил специальную модификацию Ghost. Его покрасили в такой же голубой цвет, как и классическую машину, добавили черную решетку радиатора и черные колесные диски, а в отделке появился силуэт рельефа альпийских гор, по которым проходило ралли, с отметками этапов соревнования, и часы, показывающие историческое время каждого из заездов.


Шотландские испытания на надежность

Еще одно серьезное соревнование тех времен — «Шотландские испытания на надежность». Это была безостановочная 1000-километровая гонка со строжайшими правилами, по ходу которой запрещался любой ремонт. Исключение было сделано лишь для регулировки тормозов, на которую отводилось не более пяти минут в день. За всем этим присматривал «почетный наблюдатель», которому каждый экипаж должен был обеспечить отдельное «комфортное место» в салоне.

«Роллс-Ройсы» побеждали в этой гонке неоднократно. В 1906-м 30-сильный Rolls-Royce Silver Ghost стал единственной машиной с шестицилиндровым мотором (из семи конкурентов в этом классе), которой удалось проехать всю гонку без вынужденных остановок и не набрать ни одного штрафного балла. В следующем году золотая медаль вновь досталась автомобилю этого бренда.

«Роллс-Ройсы», прошедшие испытания в неподходящих для аристократии условиях

В 1907 году Rolls-Royce устроил собственное "испытание на надежность", маршрут которого растянулся на 15 тысяч миль


Лондон-Эдинбург-Лондон

В 1911 году «Роллс-Ройс» отличился в пробеге Лондон-Эдинбург-Лондон, который был проведен под наблюдением Королевского автомобильного клуба Великобритании. В нем приняла участие модель Silver Ghost (шасси 1701) с 45-сильной «шестеркой» объемом 7,5 литра, за рулем которой находился тогдашний управляющий директор марки Клод Джонсон.

В соответствии с условиями пробега, в автомобиле должны были находиться четыре пассажира и их багаж, а для передвижения разрешалось использовать только высшую передачу, в том числе и для старта с места. Машина проехала всю дистанцию (почти 1,3 тысячи километров) без единой поломки, при этом средний расход топлива составил каких-то 11,6 литра на сто километров пробега.

Позже автомобиль на шасси 1701 установил рекорд скорости, развив 163,8 километра в час и став самым быстрым «Роллс-Ройсом» того времени.

Современные коллекционеры покупают Серебряных призраков тех лет за миллионы фунтов стерлингов. При этом, как утверждают продавцы, большинство машин столетней давности находятся в хорошем техническом состоянии и готовы в любое время отправиться в очередную гонку на выносливость.


Но это далеко не все победы «Роллс-Ройсов» в соревнованиях. Например, свой первый подиум машина британской марки завоевала в 1905 году — 20-сильный автомобиль стал вторым в любительской гонке Tourist Trophy, проехав 335 километров со средней скоростью 54,7 километра в час. В том же году Rolls-Royce совершил пробег длиной в 6,4 тысячи километров, преодолев всю дистанцию за 25 дней. Без поломок. \m