Водное «Поло»

Репортаж с финала «Народного пилота»

Пробирающий до костей холод и аномальный снегодождь против участников, уровень подготовки которых был выше самых высоких труб окрестных заводов. «Мотор» понаблюдал за решающим этапом конкурса «Народный пилот» на «Смоленском кольце», в котором разыграли путевку в Российскую серию кольцевых гонок.

Середина апреля, а холодно так, что не хочется вылезать из машины. На часах восемь утра, на улице – что-то около +3 по Цельсию, а с неба валится какое-то непотребство. Рабочие расположенного рядом с треком предприятия «Дорогобужкотломаш» спешат на смену мимо котельной с надписью «Мы ждем перемен». Но перемен сегодня не будет. Солнце над «Смоленским кольцом» покажется нескоро, ненадолго и вообще непонятно зачем. Эй, отгоните кто-нибудь от погодного рубильника сумасшедшего, сегодня важный день – финал «Народного пилота»!

Репортаж с финала «Народного пилота»

Организатор финала Михаил Лепехов (слева) и сотрудники команды «B-Tuning»

Курящий у боксов механик гоночной команды B-Tuning, обслуживающей финальный этап, то ли шутит, то ли нет: «Щас шипованную резину придется надевать». Восьмерых финалистов, ожидающих у боксов начала финала, такая «перспектива» только веселит. Обсуждая прошлогодние гонки – свои и чужие – они шутят так, что их хочется слушать бесконечно, но из понятого в заметки можно внести только три записи: «Поло» рыгает»; «Калина» рыгает»; «Мотор сдох в Сочах». Последнее, кажется, все-таки не про нас...

Уровень подготовки финалистов «Народного пилота» в этом году запредельный. Почти все – с приличным накатом в любительской тайм-атак-серии RHHCC, у всех за плечами картинг и миллионы километров в компьютерных симуляторах типа iRacing. Суровый фильтр первых двух туров отсеял всех, кто не знает, сколько сидений должно быть в гоночном «Фольксвагене», и чей видеоролик не понравился зрителям. Но и этого восьмерым лучшим было мало: за несколько дней до финала почти все они поехали тренироваться на «Смоленском кольце» и других треках. За свои.

Репортаж с финала «Народного пилота». Фото 1

Слева направо: Максим Ахтямов, Андрей Трофимов, Олег Чеботарев, Дмитрий Куклин, Михаил Лепехов, Ксения Велижанина, Игорь Самсонов, Егор Ефросинин, Евгений Капустин

В боксе уже все готово к брифингу. Восемь стульев расставлены, кофеварка запущена, зефир в шоколаде замерз и стал каменным. Когда главный идеолог «Народного пилота», владелец «Академии ралли» Михаил Лепехов принесет еще и пончики, и кто-то спросит его: «Горячие?», он ответит нецензурной рифмой. Но вообще, после каждой фразы Лепехова можно ставить ремарку «смех в зале». И не важно, что на улице опять февраль – с такими фанатиками гонок не соскучишься.

Участники выбирают «прокатные» шлемы и комбинезоны. Перчатки и «тапки» почти у всех свои – OMP, Alpinestars, все серьезно. У кого-то есть даже свой HANS. Вовсю идет примерка. Кому-то шлем маловат, кому костюм великоват: «Ой, а можно мне эмку?». «Подгонка» должна быть точной, победителю в этом костюме еще ездить пять этапов в РСКГ. Поэтому надо походить, поприседать, если не подходит – поменять. Переодевались прямо в машинах.

Репортаж с финала «Народного пилота». Фото 2

Брифинг еще не начался, а участники уже начинают атаковать вопросами начальника B-Tuning Андрея Севастьянова. Еще не до конца определен формат финала – не понятно, сколько будет попыток, одна или две? Пилоты пытаются выяснить это у Севастьянова и заодно уговаривают его, чтобы боевых кругов было побольше: «Блин, давайте два, а не один». Севастьянов непреклонен: один – и точка. «Вы все в одинаковых условиях».

Потом, посовещавшись с Лепеховым, все переиграют и сделают все-таки два боевых. В общей сложности кругов четыре: первый – прогревочный, второй и третий – боевые, четвертый – чтобы вернуться на пит-лейн.

С неба опять идет то ли снег, то ли дождь, то ли все сразу. Ветер такой, что «городу ветров» Чикаго должно быть неловко. В этот день не хватало, наверное, только ливня из гвоздей. Севастьянов начинает брифинг: «Большая просьба не ломать машины, при переключении вверх, пожалуйста, закрывайте дроссельную заслонку. Из-за погодных условий и кузова «седан» машина склонна к заносу, будьте осторожны. Вопросы есть?». «А съезд в боксы после третьего круга как-то будет обозначаться?», – спрашивает кто-то. «Ну вы уже ездили на прокатных картах – наверное, можете сами определить, когда съезжать с трассы».

Репортаж с финала «Народного пилота». Фото 3

Прошлогодний боевой VW Polo для РСКГ превратили в «экзаменационную» машину «Народного пилота»

Рельефное «Смоленское кольцо» – как растаявший многослойный торт-мороженое, стекающий куда-то в низину. Ленточный червь, разлегшийся на холмах Дорогобужского района Смоленской области. С трибуны видна только стартовая прямая и первый сектор, остальные участки «падают» за горизонт. Что там за ним – непонятно. Внизу, в третьем и втором секторах, сегодня особенно сыро. Тот, кто в таких условиях поедет первым, должен быть аккуратнее Алена Проста.

Машины – это совершенно гражданский седан Volkswagen Polo (для ознакомительного заезда с Севастьяновым) и его боевой «окольцованный» брат, с «расточенным» до 155 сил движком 1.6, каркасом безопасности, оригинальным электроусилителем и нерегулируемой спортивной подвеской. Когда завели «ознакомительную» машину, на нее никто не обратил внимания. Когда же, рявкнув и забубнив, ожил кольцевой автомобиль, участники не смогли сдержать улыбку. Кто-то надул щеки и весело передразнил: «Ро-бо-бо-бо-бо». Парни из RHHCC любят громкие тачки.

Репортаж с финала «Народного пилота». Фото 4

Максим Ахтямов и начальник команды B-Tuning Андрей Севастьянов

Но сначала – три ознакомительных заезда на «овощном» варианте, своеобразная прогулка по треку. Набиваемся в «полуседан» как в маршрутку. Внутри пахнет новой машиной, пробег всего 200 километров. «Ринг-таксист» Севастьянов выезжает с пит-лейна на трассу и начинает нещадно «хлестать» рабочую лошадку. Бросает ее из стороны в сторону, показывая, как греть шины, атакует поребрики. Пассажиров мотает из стороны в сторону. «Важно проехать круги органично», – умная мысль Севастьянова приходится как раз на тот момент, когда, завалившись на правый бок, я органично едва не вырвал потолочную ручку.

«Меня чуть не стошнило», «машина как корова», «шины «Кама» – гордость страны», – после трех ознакомительных кругов на гражданском, забитом пассажирами «Поло» участники не стесняются в выражениях. Еще несколько минут глумления и трудяга-«полик» бы расплакался. Насмешки прекратит нормальный, подготовленный для РСКГ автомобиль, который уже выкатывают на пит-лейн. Финалистам предстоит по очереди сделать на нем по одному пробному заезду. Шутки в сторону, все внимание – рычащему седану. Потерянное лицо первого участника, севшего за руль этой машины для ознакомительного круга, не забыть никогда.

Репортаж с финала «Народного пилота». Фото 5

Ксения Велижанина

Как не забыть и первый тренировочный круг на боевом «Поло» финалистки «Народного пилота» Ксении Велижаниной. Когда она выехала на трассу, соперники как ужаленные ломанулись на вышку у пит-уолла: «Ну как она, ну где она?». Ксения проехала неплохо. Ее машину развернуло лишь один раз, причем именно в низине «Смоленского кольца», где трасса подсыхала явно дольше, чем на других участках. Справедливости ради стоит отметить, что в том же месте и тоже один раз развернуло еще одного участника. Больше в этот день никто из финалистов «Народного пилота» не ошибался.

«Пойдемте фотографироваться, пока у вас хорошее настроение», – зовет пилотов Лепехов. Промо-активности на этом «Народном пилоте» были не в пример прошлогодним. Перед боксами «Академия ралли» выставила всю гоночную технику своей команды, привезла двоих близняшек-моделей, увешала все флажками и баннерами, выставила кубки. В парке «Академии», кроме кольцевых, есть и раллийные «Поло», а также какое-то бесконечное множество «техничек» VW.

Репортаж с финала «Народного пилота». Фото 6

Автопарк «Академии ралли». Синий Polo — машина «Народного пилота» для нового сезона

Эффектным получилось даже такое протокольное мероприятие, как фотографирование на стартовой решетке. Участников рассадили на стулья и выдали бахилы – типа «грелки» для шин. По взмаху флага они должны были снять «грелки» и побежать, а механики – забрать стулья-«машины». Лица попросили сделать позлее, при «разгоне» бегунам можно даже было резать траектории соперников. «Ой, лажанул, сцепление бросил», – пошутил кто то из участников, пытаясь оправдать заминку на старте.

Репортаж с финала «Народного пилота». Фото 7

Первая гонка финалистов «Народного пилота — 2015»

Когда фан закончился, приступили к жеребьевке. Вытащенная из бейсболки бумажка первым отправила в бой челябинца Максима Ахтямова – прошлогоднего финалиста «Народного пилота», упорству которого можно только позавидовать. Год назад для «поступления» в РСКГ через «Народный пилот» ему не хватило двух секунд, но Максим не отступил и снова приехал штурмовать «Смоленское кольцо». «Парень хорош, только второй раз трассу видит, а так ровно едет», – нахваливает Максима работник команды. «Ага, ты еще на карту не забудь посмотреть: где Челябинск и где Москва!» – Севастьянов напоминает, какой путь пришлось преодолеть Ахтямову. Хоть организаторы и держали в секрете результаты всех участников до самого награждения, в тот момент показалось, что все уже решено.

Противный мелкий дождь со снегом то прекращался, то начинался снова. При таких условиях после Ахтямова выступили еще два участника – Ксения Велижанина и Дмитрий Куклин – и обоим пришлось нелегко в том самом месте, где «Смоленское кольцо» как раз решило принять ванну. «Очень мокро!» и «Там ваще грязь!» – пожалуй, это самые пристойные комментарии участников после первых заездов на время.

Репортаж с финала «Народного пилота». Фото 8

На попытке Игоря Самсонова над трассой опять ненадолго показалось солнце, осадки выключили, и оставшиеся участники проехали более-менее «по сухому». Как именно проехали, понять можно было только по реакции тех, кто пытался самостоятельно замерять время с помощью приложения на смартфоне. Видно ничего не было, до нас доносился только визг покрышек. Только раз в две минуты «Поло» прохватывал по стартовой прямой, весело размахивая стеклоочистителями и рассекая полуденную мглу желтоватым светом фар.

Репортаж с финала «Народного пилота». Фото 9

Около часа дня последнюю попытку завершил последний участник. Но результаты объявили только в полтретьего. За это время у главного по погоде, видимо, вновь случился припадок, и он менял спецэффекты как календарь WRC: Ралли Швеции, а потом – раз! – и уже Ралли Мексики. Снег, дождь солнце, облака, нет облаков – если бы в этот момент рядом с треком снимали кино «Случай в колхозе», съемочная группа давно бы уже сошла с ума от такой неопределенности и вернулась бы допивать реквизит в местную гостиницу, сутки пребывания в которой стоят полторы тысячи рублей.

Наконец, все готово к оглашению результатов. Восьмерых финалистов выстроили перед боксами, фотографы зарядили аппараты, а Лепехов приготовился раздавать призы. Времена участников зачитывали в порядке убывания. То есть, после того как зачитали семь фамилий, с неуверенностью назвать победителя мог даже тот, кто не только лишь все.

«Народный пилот-2015». Финал

Участник Лучшее время круга
Игорь Самсонов 1:51,616
Андрей Трофимов 1:52,047
Егор Ефросинин 1:52,242
Максим Ахтямов 1:53,251
Дмитрий Куклин 1:54,787
Олег Чеботарев 1:55,323
Евгений Капустин 1:58,192
Ксения Велижанина 2:03,984

Победителем в этом году стал житель подмосковного Одинцова Игорь Самсонов – одноклубник прошлогоднего «Народного пилота» Максима Белоцкого по команде «Штарком Mazda High-Power», выступающей в любительском чемпионате RHHCC. В его карьере три победы на этапах в Смоленске в классе Warm-race (хот-хэтчи мощностью менее 220 лошадиных сил), причем все были одержаны в сезоне 2014 года. То есть, «Академии ралли» и «Б-Тюнингу» он достался «тепленьким», с пылу с жару. Теперь Игорю предстоит провести пять из семи этапов РСКГ. Первый пройдет уже скоро – с 15 по 17 мая на «Нижегородском кольце».

Репортаж с финала «Народного пилота». Фото 10

Севастьянов и Лепехов поздравляют нового «Народного пилота» Игоря Самсонова

А мы с Максимом Ахтямовым прыгаем в машину и несемся подальше из этого холода. Правда, перспектива скрыться от непогоды у меня получше: Максиму через несколько часов улетать в Челябинск, где, наверняка, еще холоднее. Максим не скрывает разочарования: в прошлые выходные он, как и Самсонов, тренировался на «Смоленском кольце» и по совсем сухой трассе (в те дни погоды стояли сказочно теплые) был ощутимо быстрее. Но сегодня обстоятельства сложились так, что ехать пришлось первым, причем по влажному покрытию. Что тут ответить? Макс, у тебя есть год на подготовку к пересдаче, а уж мы попробуем договориться, чтобы в середине апреля было +20 и без осадков. \m