Мы из будущего

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?

Мы по-прежнему не проводим отпуск на Марсе, у нас нет летающих скейтбордов и телепортации, а обещанная в «Терминаторе» война с роботами отложена до лучших времен. Почему мы до сих пор не в том будущем, которое нам показывали в кино, и стоит ли его ждать через десять лет? Поразмышлять об этом нам помогли люди, которые за него отвечают.

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?
Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 1

Мысль о том, что разумный искусственный интеллект станет последним изобретением человечества, возникла еще в первой половине прошлого века – он либо будет думать за нас, либо сотрет человечество с лица Земли, если мы ему не понравимся.

С автопилотом для автомобилей та же история: он либо будет ездить за нас, пока мы будем читать газету, либо передавит все на своем пути, а потом врежется в дерево. Хотя, казалось бы, что может быть опаснее самого человека?

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 2
Ян Иварссон, менеджер Volvo по безопасности

Уровень смертности в авариях сейчас спорит с онкологическими заболеваниями и в девяти случаях из десяти в них виноват пресловутый «человеческий фактор». Прекратить этот праздник невнимательности и светоотражающих треугольников и есть задача Яна Иварссона.

Уже в 2017 году на улицы Гетеборга выйдут сто экспериментальных Volvo XC90, которые будут ездить самостоятельно. У шведского кроссовера уже сейчас есть радары и фронтальная камера – на основе их данных работают такие системы, как контроль мертвых зон или автоматическое торможение. Но «органы чувств» автономных машин будут еще чувствительнее.

Впрочем, проблема не только в том, чтобы видеть опасность. Человек за рулем не просто звонит по телефону, переписывается в WhatsApp и орет на окружающих, но и анализирует, принимает решения. Автомобили должны стать умнее и в этом мы пока в самом начале пути.

Через десять-двадцать лет, когда автопилот попадет на конвейер, машины перестанут суетиться, разгоняться и тормозить, а движение будет относительно непрерывным.

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 3
Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 4
В автономном режиме Volvo XC90 пока смогут ездить только по дорогам с невысокой плотностью движения - где не будет закрученного трафика и сложных препятствий.

Соединенные общей сетью, они будут получать данные обо всем, что происходит в каждой точке их маршрута: куда собирается поворачивать сосед, кто выезжает с второстепенной дороги, где у других машин срабатывала система стабилизации — намек на то, что дорога может быть скользкой. А если электроника зависнет или сломается? Просто включится аварийный дублирующий режим или человеку придется вспоминать, зачем в его машине оставили этот бублик.

Автомобильная промышленность по-прежнему черпает вдохновение в авиационной индустрии.

Проблема в том, что Airbus не относится к категории массовых потребительских товаров, так что снижение себестоимости радаров и других систем, ранее встречавшихся лишь на баллистических ракетах, это еще одна проблема.

Не говоря уже про главный неразрешенный пока вопрос: кто будет отвечать, если что-то пойдет не так или того хуже — повлечет человеческие жертвы? Объединенный профсоюз роботов? Страховое общество планеты Шелезяка? Этого пока не знает даже Ян из «Вольво».

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 5
Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 6

Будучи старше первого автомобиля Карла Бенца, сегодня средний электромобиль напоминает саркофаг египетского фараона, который раскопали только вчера. Главная проблема остается той же, что и сто лет назад: где хранить достаточное количество энергии, чтобы уехать дальше соседнего забора?

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 7
Харальд Крегер, вице-президент Mercedes-Benz по электронике и электромобилям

Вопрос, относящийся к прикладной химии, развитие которой до сих пор двигали не автомобили, а плееры и вибраторы.

Во всяком случае, свинцово-кислотные батареи, с которых начинали электромобили, принципиально не менялись лет сто, пока в шестидесятых им на смену не пришли никель-кадмиевые аккумуляторы.

Еще одним огромным шагом вперед стали никель-металлогидридные накопители в девяностых и, наконец, сегодня у нас есть литий-ионный аккумулятор, который, по словам Харальда Крегера, впервые в автомобильной промышленности был применен компанией Mercedes-Benz на гибриде S-Класса.

К счастью, это совсем другой уровень эффективности. Без современных батарей двадцать лет назад даже наши смартфоны были бы бесполезны — они бы выключались через час, а после пятидесяти циклов перезарядки «айфон» можно было бы выкидывать.

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 8

Сейчас исследования позволяют повышать эффективность аккумуляторов на три-четыре процента в год, но Крегер уверен, что в ближайшие десять лет появится новая технология, позволяющая увеличить их емкость в два раза.

Другими словами, если сейчас реальный запас хода электромобиля Tesla Model S равняется двумстам-тремстам километрам, то через десять лет эта цифра может достигнуть шестисот километров.

Пока же, работая над электромобилями, автопроизводители находятся в положении пчел, запрещающих мед.

Наибольшую прибыль Mercedes-Benz приносят прожорливые V8, но через десять лет машины на электротяге могут выйти на уровень прибыльности среднестатистической бензиновой машины.

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 9

Но цены, увы, не упадут: как и в случае с дизелями, за экономию на топливе и обслуживании (электромобиль ведь механически проще) сперва придется переплатить в дилерском центре. При этом уровень цен на нефть, по мнению Крегера, за три следующих года вернется к ста долларам за баррель и, возможно, продолжит расти.

В какой-то момент ездить по улицам на углеводородах станет просто невыгодно. Впрочем, дышать продуктами их горения невыгодно уже сейчас.

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 5
Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 10

Renault сейчас имеет самую широкую линейку электромобилей – от кургузого Twizy до «каблучка» Kangoo. Несколько фактов о них можно прочитать в интерактиве ниже, а с Бенуа Бошаром мы говорили о развлечениях.

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 11
Бенуа Бошар, директор Renault по будущим запускам

Коль скоро мы будем ездить на машине как на диване и заниматься своими делами, развлечения в дороге должны выйти за рамки радио «Шансон» и электростеклоподъемников с доводчиком. При этом современные мультимедиасистемы до сих пор похожи на компьютеры восьмидесятых годов: они маленькие, запутанные и в массе своей никак не связаны с внешнем миром.

Однако уже скоро люди перестанут мириться с тем, что купленная машина остается одинаковой столько лет подряд, тогда как телефон обновляется каждую неделю.

Утром можно будет обнаружить, что за ночь обновился вид электронной приборной панели, а на дисплее мультимедиа появились новые функции. Интерфейс будет гибко настраиваться под владельца, а вся информация, включая музыку, загружаться через беспроводную связь и интернет – никаких физических носителей.

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 12
Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 13
В простых версиях малыша Renault Twizy роль мультимедиасистемы выполняет смартфон с фирменным приложением. В будущем это может стать нормой для бюджетных машин. Зачем платить деньги за еще один экран, если он уже лежит в кармане?

Уже сейчас французы нанимают больше программистов и графических дизайнеров, или, как говорит Бенуа: «Людей, которые умеют играть с пикселями». Будем надеяться, среди них не будет разработчиков Windows, ведь баг для телефона может стоить перезагрузки, а для автомобиля – сбитого столба.

Размер и разрешение экранов станут гораздо больше, они переориентируются в вертикальную плоскость — ведь когда мы едем по дороге, то смотрим вперед, а не вширь. По этому пути уже пошли создатели «Теслы», Renault Espace или, например, Volvo XC90.

Дополнительной работы Бошару и его коллегам добавит автопилот: для освободившегося от рутины водителя станут доступны офисные приложения, фильмы, игры, элементы дополненной реальности и серфинг в интернете прямо на передней панели.

«Жить станет лучше, жить станет веселее», но времени на друзей и книги, кажется, не останется совсем. Ведь автомобиль собирается превратиться в еще один гаджет.

После ста лет производства традиционных автомобилей переход на электромобили выглядит не самым легким делом. Как электромобили могут изменить автомобильную индустрию и самих водителей? Посмотрим на примере Renault Zoe.

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 5
Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 14

Вам никогда не казалось странным, что мы живем в XXI веке – для наших предков, по сути, в далеком будущем, – а современные машины выглядят старее, чем перемотанный кабелями DeLorean?

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 15
Карим Хабиб, шеф-дизайнер BMW

По словам Карима Хабиба, перед дизайнерами просто не стоит задачи отправить нас в будущее. Основы успеха BMW строятся на аутентичности – покупатели в Шанхае, Лос-Анджелесе или Москве хотят видеть немецкие машины такими, какими они привыкли их видеть. А не микроволновкой на колесах.

По этой же причине дизайн вряд ли будет трансформироваться в пользу азиатских вкусов, хотя полюс мирового автомобильного бизнеса стремительно перемещается в Китай.

Немцы просто будут продолжать растягивать для Китая базу «трешек» и «пятерок» и предлагать красные цвета экстерьера и интерьера, которые на Востоке символизируют процветание и удачу. В других странах их заказывают редко.

По словам Хабиба, самое большое влияние на внешний вид автомобиля окажут не вкусы, а инновации, как это уже случилось с линейкой i - авангардные i8 и i3 демонстрируют прогрессивные технологии через дизайн.

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 16
Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 17
Если раньше среднестатистический покупатель BMW 7 Серии из Европы или, например, из США был старше шестидесяти лет, то теперь им может стать тридцатилетний шанхаец – это тоже приходится учитывать.

Углепластик и другие композиты позволят в будущем делать детали кузова более сложной формы – с более острыми углами, чем, например, алюминий, а виртуальная реальность выведет на главное место в интерьере не руль, а дисплей.

И тут для баварского бренда видится лишь одна проблема: сейчас BMW это, конечно, задний привод, седан M3 в голубом цвете Yas Marina и слоган «The ultimate driving machine». Но что случится, когда от обилия электроники M3 превратится в элегантный диван на автопилоте, проезжающий «Петлю» за семь минут без участия водителя?

Карим говорит, что все электронные помощники до сих пор делали человека еще лучшим водителем. Но к чему мускулистость и спортивность машине, которой невозможно управлять?

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 5
Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 18

«И жить торопимся, и чувствовать спешим» – так классик писал про XIX век, а сегодня это высказывание можно умножить на пять. Потоки информации не отличаются глубиной, но льются со всех сторон, а новое поколение школьников больше не вешает над кроватью плакаты с LaFerrari, а грезит о новом iPhone. Как в таких условиях вернуть интерес к автомобилям?

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 19
Арно Рибо, директор по маркетингу и мировым продажам Citroen DS

«Люди больше не хотят дизайн, — говорит Арно Рибо, — они хотят супердизайн, хотят супербренд, хотят технологии». Именно это Рибо и его коллеги пытаются сделать с линейкой DS — сейчас это выжимка, концентрат современной творческой мысли из Франции. Супердизайн, суперситроен и легкий флер премиальности.

Желающих выделиться из массы так много, что им уже нужны свои массовые товары.

В будущем покупатели будут ценить ощущение красивой, хорошей вещи в сочетании с индивидуальностью, к чему нас приучили продукты Apple, а автомобиль в любом случае останется самым сложным и дорогим массовым товаром, так что производителям будет за что побороться.

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 20

Если сегодня в мире продается больше восьмидесяти миллионов машин в год, то через десять лет, по прогнозам Citroen, эта цифра достигнет ста миллионов. И четвертую часть этого объема будут покупать китайцы.

Российский рынок может достичь емкости в четыре миллиона автомобилей в год – в полтора раза больше, чем в рекордные годы. Правда, это оптимистичный маркетинговый прогноз. Есть, конечно, и пессимистичный, но сегодня мы не об этом.

Кроссоверы будут продолжать завоевывать рынок, а к перспективным сегментам можно отнести… седаны, которые в Европе было списали со счетов.

На таких рынках, как Китай и Россия, седаны продолжат экспансию в новые сегменты, как это недавно случилось с хэтчбеками премиум-класса – на их базе появились Audi A3 Sedan и Mercedes-Benz CLA. И в Citroen DS тоже не собираются простоять всю дискотеку в углу.

Кино, автопилот и батарейки: какими будут автомобили через 10-20 лет?. Фото 21

Вырастут продажи электромобилей, но через десять лет, по мнению Арно, рынок поделят дизели и бензиновые гибриды. И Россия не будет исключением.

Люди будут продолжать жить в интернете, и больше девяноста процентов покупателей будут принимать решение о выборе автомобиля через Сеть. И это хорошая новость для редакции интернет-журнала. \m

В материале использованы иллюстрации Сида Мида