VolvoXC90

Хрусталя в машину

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90

Пока наши представления о хрустале затерялись где-то между бабушкиным сервизом и совой из «Что? Где? Когда?», Volvo начали использовать его в отделке интерьера. Поначалу мы просто хотели отправиться на новом XC90 в небольшое путешествие и узнать, на каком километре российских дорог умный автопилот и «двадцать первые» колеса скажут «Хватит!». Но в нашей машине еще и не оказалось знаменитого хрустального рычага «автомата», поэтому нам оставалось только поехать в Гусь-Хрустальный и сделать свой.

Машина по документам была коричневой, но, кажется, даже рабочие в Гетеборге теперь должны будут проходить ежегодную проверку у окулиста, чтобы не прикрутить к ней на конвейере чужие опции. Зато кремовый салон не оставлял сомнений, что все здесь экологически-чистое, натуральное и, конечно, дорогое. Дорогое настолько, насколько может быть дорога жизнь вне поливинилхлоридной кожи, дерева из полипропилена, полиэтиленовых сосисок и питьевой воды из Клязьминского водохранилища. В конце концов, не зря ведь цены на XC90 выросли в полтора раза.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90
В режиме Dynamic пневмоподвеска прижимает кузов на два сантиметра к земле, а в режиме Off-road поднимает на максимальные 267 миллиметров. У автомобилей без пневмостоек дорожный просвет фиксированный – 238 миллиметров.

Кажется, даже пластик здесь имел натуральное происхождение. Не говоря уже про древесину из грецкого ореха, обивку из шкур шотландских коров и металлические решетки динамиков Bowers & Wilkins, через которые видно желтые кевларовые диффузоры.

Венчает все это великолепие большой мультимедийный экран, установленный в единственно правильном – вертикальном положении. Со свайпом, мультитачем и без особых тормозов, как в новейших смартфонах.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 1
Так выглядел наш импровизированный макет матрешки, который мы оставили на заводе.

С того момента, как я увидел в девяностых Ferrari F50, я думал, что круче кнопки запуска мотора могут быть только колода эротических карт и кассетник с автореверсом. Но в Volvo XC90 для запуска двигателя нужно повернуть миниатюрную ручку между сидениями, и в этом непринужденном повороте кисти руки сохранилась какая-то интимность общения с машиной. И если шведы это почувствовали, то я пока еще не самый законченный автомобильный фетишист.

Хрустальный рычаг «автомата», правда, полагался только недоступной в России гибридной версии, поэтому у нас быстро появилась навязчивая мысль сделать его самим. Но мы совершенно не знали, как он должен выглядеть. В форме императорского скипетра, яйца Фаберже, розочки под стеклом, пепельницы, православного креста или медведя «Единой России»? А может быть, в виде матрешки?

Во всяком случае, рычаг должен был неплохо лежать в руке и выглядеть достаточно трогательно и невинно, чтобы не вызывать реакции, схожей с утренними программами Елены Малышевой.

Так что, когда из Volvo написали, что установить свой рычаг будет сложнее, чем заказать горячую пиццу на орбитальную космическую станцию, потому что он крепится на хитрой детали из пластмассы с защелками, отступать было некуда. Нас уже ждали на заводе в Гусе-Хрустальном.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 2
Глядя на этот макет, вспоминается школа и уроки черчения. На заводе для матрешки предложили несколько вариантов декоративной огранки. Мы выбрали знакомую с детства «елочку».

Волосы. Дорого

На обочинах висят полотенца в виде флагов ВДВ и портрета Путина, сидят бабушки, торгующие запыленной земляникой, а поля оживляют сиреневые заросли иван-чая – ранним утром мы едем по Горьковскому шоссе мимо речки с живописным титановым отливом.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 3
XC90 может самостоятельно выполнять перпендикулярную и параллельную парковку и покидать параллельное парковочное место.

Бизнес местной стекольной долины прост и незамысловат. На столбах висят объявления вроде «Ломаем стены любой прочности», «Купим дорого волосы» и «Песок, щебень, земля, навоз» — прямо как четыре стихии в «Пятом элементе». По фильму осталось добавить еще одну — любовь, но для XC90 в большем приоритете тишина.

В салоне слышны только вентиляторы, работающие внутри сидений, а кузов аристократично покачивается на пневмоподвеске не хуже кареты короля Карла Густава. Впрочем, как только под колеса попадает что-нибудь крупнее крышечки от Coca-Cola, машина вздрагивает от вибраций неподрессоренных масс. Природа одарила XC90 не только пневмоподвеской за 119 000 рублей, но и 21-дюймовыми колесами, которые стоят почти в два раза дороже, – большими, как кольца Сатурна, и тяжелыми, как характер Жириновского.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 4
21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 5
Во время спокойной езды по городу 320-сильный Volvo XC90 сжигал 13,9 литра бензина на 100 километров. На трассе расход упал до 11 литров.

Перед Владимиром из колонок певец Хозиер начинает заунывную балладу «Take me to church», и я уже представляю, как под нее моет посуду бабушка в деревенском доме и верещат слепни в душном парнике. От единственной местной волны мы ожидали чего-то большего, поэтому приходится переключиться на классику — радио «Шансон».

Еще никогда «Манит, манит, манит карусель» и «Еще один «Мартини», забыть его кретина!» не звучали так аристократично. Аудиосистема Bowers & Wilkins, накладывая сильную реверберацию, имитирует акустику консерватории Гетеборга, и вот уже прокуренные мелизмы Геры Грача разлетаются по салону, словно со сцены на празднике дня города Луховицы.

Тем, кто захочет прочувствовать все 199 900 рублей стоимости топовой акустики до звона последнего музыкального треугольника, лучше обзавестись диском с классикой и раствориться в прозрачном звучании тромбонов и литавр.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 6
Лучше всего аудиосистема Bowers & Wilkins заточена под классику — звучит кристально чисто, объемно и глубоко, но в режиме «студия» выдает и плотный гитарный саунд.

А пока вы подкручиваете через настройки частоты малым флейтам, радары, фронтальная камера и электромотор в рулевом механизме сделают все, чтобы машина не дрейфовала на соседнюю полосу под фуру с крымскими помидорами из Волгограда.

Причем в отличие от систем других производителей, XC90 не требует вернуть руки на руль, даже если они держат набор для бритья или газету. Кажется, так можно ехать до самого Гуся-Хрустального, но в тягучей пробке перед светофором искусственный разум все-таки просыпается и строго требует: «Выруливайте»! В смысле, снимает с себя всю ответственность за дальнейшее.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 7
Багажная дверь открывается движением ноги под задним бампером, но далеко не с первого раза. Пневмоподвеска умеет опускать корму для удобства погрузки багажа.

И все же, смешных казусов с русификацией вроде «опорожнение бака» в меню практически не осталось, хотя навигация по-прежнему говорит с каким-то странным акцентом и любит везде добавлять слово «пжалста».

Одной из главных проблем автопилота, будь то XC90 или, например, Mercedes-Benz S-Класса, остаются вялые реакции на вклинившийся впереди автомобиль. Какое-то время электроника просто никак не реагирует, и машина продолжает ехать вперед. А на одном из светофоров круиз-контроль Volvo сначала затормозил перед остановившейся впереди фурой, а затем, коротко задумавшись, бодро прибавил скорость.

Что это было, «Генезис» или «Восстание машин», мы уже не узнаем, но вид у грузовика был настолько чумазый, что шведский искусственный интеллект просто мог принять его за продолжение асфальта.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 8

В конце концов, я не отношусь к категории скряг, которые говорят, что все это обман и маркетинг, а привилегию управлять машиной нужно оставить человеку. В то время как люди погибают, отправляя сообщения и делая селфи за рулем, подобные доводы звучат совсем неубедительно.

Автопилот — это такая же неизбежность, как инстаграм зада Ким Кардашян или изобретение яблочного пирога, но для того, чтобы довести все эти системы до совершенства, все еще нужна уйма времени. Чуть раньше таким количеством датчиков оснащались только ракеты «земля-воздух», но их умения до сих пор ограничиваются всего одной функцией.

Марш выдувальщиков

К заводу не ведет ровным счетом никаких указателей, так что у путешественника всегда есть шанс упереться в проходную гусевского пивзавода и остаться потерянным не только для хрусталя, но и всего человечества.

Минуя старые входные двери хрустальной фабрики, помнящие прикосновения рук тысяч мастеров, работавших здесь еще в советские времена, оказываешься в декорациях сериала «Восьмидесятые». Поднимаешься по покрашенным яркой, как в школе, масляной краской лестницам и коридорам, и через какое-то время попадаешь в большое светлое помещение с высоким потолком, где как алтарь установлена огромных размеров круговая печь.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 9
Раскаленная масса из кварцевого песка и других химических элементов захватывается трубкой и тянется, как горячая карамель.

Внутри нее при температуре 1200 градусов плавится кварцевый песок, сода, поташ, свинцовый сурик и другие элементы, которые в нормальной жизни можно встретить только в химическом справочнике или пирожке из города Карабаш. Они дают хрусталю характерную игру света и пластичность, чтобы тот не трескался при огранке.

Сверху гудит вытяжка, подающая свежий воздух – работать рядом с печью жарче, чем в отделении «Сбербанка» со сломанным кондиционером.

Прохаживающиеся вокруг в шлепанцах мастера пьют никогда не остывающий чай, набирают в полую трубку раскаленную, как шаровая молния, стеклянную массу, раздувают ее в пузырь и с помощью шаблонов и металлических форм придают вид будущего бокала.

Капают сверху еще немного массы, которая вдруг становится ножкой бокала. Россыпь раскаленных химикатов на глазах принимает форму будущего шедевра и, остывая, превращается в прозрачный, как слеза, хрусталь.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 10
По заводу проводятся экскурсии, а индивидуальный тур по производству и заводскому музею стоит 2000 рублей. Главное – застать на месте выдувальщиков, которые заканчивают работу уже в 14 дня. После этого начинается варка смеси на следующий день.

Дав бокалу остыть и снять внутреннее напряжение в более холодной печи, где можно запросто выпекать пиццу или жаркое, на хрусталь фломастером наносят рисунок, а потом вручную вырезают его на станке. Так что каждый бокал хранит следы прикосновения человеческих рук и чуть-чуть отличается от остальных.

Глядя на все это, становится понятно, что мы немного недооценили сложность нашей затеи, хотя на заводе на нас, кажется, впервые за последние пару суток не смотрят, как на идиотов. Местный музей бережно хранит копии других необычных заказов: сервиз Брежнева, сову для «Что? Где? Когда?», глобус для Шойгу, модель Царь-пушки для... правильно, Путина.

Говорят, в советские времена к какому-то юбилею даже заказывали хрустальную водородную бомбу, поэтому наша причуда здесь выглядит абсолютно невинной.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 11
21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 12
Один из фирменных гусевских сувениров – расправивший крылья гусь, который в перевернутом положении превращается в рюмку.

Однако из-за высокой загруженности завода, матрешка может быть готова не раньше конца июля, когда XC90 уже отправится по рукам наших коллег, поэтому нам останется лишь попробовать преподнести ее президенту Volvo Хокану Самуэльссону в качестве идеи для будущего рестайлинга.

«Поскольку матрешка будет полая, ее можно будет использовать и как рюмку-невыпивайку, — подсказывают на заводе, — пока не выпьешь, поставить не получится». В конце концов, таким образом можно разговорить многих подчиненных. Втянуть непьющего в самое бурное застолье — в этом ли соперничать с нами.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 13

Поле экспериментов

На прощание заезжаем на придорожный рынок хрусталя и терпеливо слушаем, как продавщица пытается сбыть нам набор стаканов из Гуся-Хрустального за 300 рублей. Мы-то уже знаем, сколько на это требуется труда: за 300 рублей в Гусе вам могут только сломать ногу, и то, если завтра вас забирают в армию.

В ассортименте – увешанный рюмками фарфоровый инспектор ДПС, магниты на холодильник «Рязань», сделанные частниками, и самодельный хрусталь. Но мы уже купили по сувениру в заводском магазине и, потупив взор, ретируемся к машине.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 14
Колеса выглядят просто огромными, а в багажнике, на случай прокола, есть только «компактная» 18-дюймовая докатка.

С тремястами двадцатью силами и всего двумя литрами объема двигатель XC90 выглядит Арнольдом Шварценеггером с электронной сигаретой. Но, пройдя через компрессор и турбонаддув, воздух с бензином с глухим ревом сгорают в четырех цилиндрах, и через семь секунд ваше бренное тело движется в пространстве со скоростью выше ста километров в час.

У конкурентов, конечно, есть моторы еще мощнее, но если вы не обладатель номеров Республики Ингушетия, то и этого должно хватить за глаза. Атомная электростанция тоже выдает 4000 МВт, но если вы поставите ее во дворе, то очень скоро в магазинах появятся кофты с двумя отверстиями под голову.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 15
Чтобы активировать спортивный режим, придется заходить в отдельное меню, тогда как, например, в Volvo XC60 достаточно просто потянуть на себя рычаг «автомата», быстро влиться в поток, и затем вернуть все в нормальный режим.

В повороты, как подобает высокой и тяжелой машине на пневмоподвеске, XC90 заваливается, как водяной матрас на эластичной резинке, но как только все мягкие реакции и крены выбраны, продолжает уверенно стоять на дуге.

«Виноватых в затоплении Сочи нужно искать в местных органах...», — вещает по радио неучтивый журналист, но его в этот момент запикивают парктроники, напуганные сорняками и иван-чаем.

Сползая с асфальта на поле, Volvo гудит компрессором и приподнимает кузов на высоту 267 миллиметров, а на экране на передней панели в этот момент видно, что переднее левое колесо скоро наедет на пень. Режим подвески Off-road и камеры кругового обзора – главный внедорожный арсенал XC90.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 16

За полный привод отвечает муфта Haldex пятого поколения без каких-либо взрослых блокировок, а кошачьи реакции на газ не дарят ощущения, что между крутящим моментом и колесами есть линейная связь. Соваться в грязь на таком мамонте просто страшно.

Зато в лесу Volvo работает как лучший репеллент. Слепни, комары и прочие паразиты отстают от ползающих по кустам земляники пассажиров и облепляют раскаленный автомобиль. Один из слепней, мы назвали его Игорем, так и ехал вместе с нами на зеркале заднего вида и сошел где-то в районе Владимира. Об этом достоинстве не было сказано ни в одном проспекте, впрочем, как и о том, что водитель Volvo XC90 сможет прикуривать только сигареты.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 17
Игорь, если ты читаешь эту статью, позвони...

В воспетых Венечкой Ерофеевым и исчезающих среди дурмана ханаанского бальзама и зубного эликсира Петушках заблудший автолюбитель попросил у нас помощи в оживлении его автомобиля, но, вооружившись «крокодилами» и открыв капот, мы лишь развели руками. В пластик был закатан не только двигатель, но и вся передняя часть моторного отсека, а сам аккумулятор переехал для развесовки куда-то назад.

Эпилог

Если прошлый Volvo XC90 создавался в первую очередь для Соединенных Штатов и был типичной машиной «soccer mom» по цене хорошо укомплектованного минивэна Chrysler Town & Country, то XC90 нового поколения кажется слишком технически навороченным и утонченным, чтобы ассоциироваться только с перевозкой детей и пакетов из супермаркета.

На самом деле, такая машина способна вернуть к марке даже интерес угонщиков.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 18

И пока уверенные и чистые линии Томаса Ингенлата окончательно не приелись в городской толчее, а за руль XC90 не сели всевозможные главы управ районов и прочие мужики с барсетками и кислыми лицами, имидж этого огромного кроссовера остается на удивление чистым, безупречным и лишенным агрессии. Как в вольвовском буклете, где взрослая пара снимает с Volvo XC90 новенькие байдарки.

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 19

Уже под вечер, где-то в самом конце пути, пассажир такси со следами длительного употребления напитка «Виноградный день» показал нам из окна неприличный жест и это, кажется, было высшим и окончательным проявлением признания.

Добро пожаловать в Россию, XC90. Где вместо рычагов коробки передач используются матрешки, а слепни передвигаются исключительно на автомобилях.

Фото Кирилла Калапова
21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 20

Volvo XC90

  • нравится

    Натуральные материалы и самая лучшая мультимедийная система

  • не нравится

    Все остальные Volvo мгновенно устарели

  • вердикт

    Две тонны металла, дерева, скромности и шведского обаяния

  • 1969 см3, R4, 320 л.с., 400 Нм

  • 8-ступенчатый «автомат»

  • 8,0 л/100 км, 0-100 км/ч за 6,5 с., 230 км/ч

  • 1966 кг

21-дюймовые колеса в российских ямах и матрешка вместо рычага «автомата»: тест Volvo XC90. Фото 20