Несносные боссы

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему

За последние 12 месяцев мировой автопром потерял сразу три фигуры глобального значения. Тьфу-тьфу-тьфу, со здоровьем у Фердинанда Пиха, Луки ди Монтедземоло и Джорджетто Джуджаро все в порядке. Однако все они один за другим лишились своих постов или, если сформулировать это более политкорректно, решили «отойти от дел». «Мотор» разбирается, почему это произошло, и что это означает.

Краткая хронология событий. Осень 2014-го: концерн FIAT объявляет об отставке главы Ferrari Луки ди Монтедземоло, который занимал этот пост 23 года. На следующий день Ferrari объявила о рекордном росте выручки в своей истории – до 1,348 миллиарда евро. Выходное пособие Монтедземоло составило 26,95 миллиона евро, но до 2017 года ему запрещено заниматься бизнесом, который может составить конкуренцию «Фиату» и «Крайслеру».

Апрель 2015-го: председатель совета директоров Volkswagen Фердинанд Пих ушел в отставку вместе со своей супругой Урсулой, которая была членом наблюдательного совета. «В свете событий последних недель члены исполнительного комитета пришли к выводу об утрате взаимного доверия, которое необходимо для успешного сотрудничества», – такая формулировка была озвучена в официальном пресс-релизе концерна.

Июль 2015-го: автомобильный дизайнер Джорджетто Джуджаро покинул собственную компанию Italdesign Guigiaro S.p.A., основанную им в 1968 году, а также снял с себя должность ее почетного председателя. Дизайнер заявил, что теперь собирается «посвятить больше времени своим личным интересам».

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему

Кто такой:

Выходец из художественной семьи, ставший самым известным и самым успешным автомобильным дизайнером планеты. Гениальный самоучка прошел феноменально успешный путь от студента художественного института, чьи автомобильные наброски случайно попались на глаза «фиатовскому» шеф-стилисту Данте Джакоза, до основателя и владельца международной дизайн-студии, сферы интересов которой сегодня распространяются далеко за пределы автомобильного бизнеса.

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 1

Почему ушел:

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 2

Если в двух словах, то концепция автомобильного дизайн-ателье, в том виде, в котором ее себе представлял Джуджаро, в XXI веке окончательно изжила себя.

Основанная им в 1968-м студия Italdesign стала «кузовным» ателье нового формата — дизайн-центром полного цикла, способным вести разработку автомобиля от первого эскиза до готовой к производству модели.

В девяностые и двухтысячные годы, с интенсивным развитием и расширением собственных дизайнерских студий, которые появились у всех крупнейших автопроизводителей, необходимость в услугах сторонних дизайн-центров стала уменьшаться, пока не исчезла практически полностью. Все кончилось тем, что в 2010-м Джуджаро продал Italdesign «Фольксвагену», оставив себе лишь 9,9 процента акций.

Нынешним летом маэстро избавился и от этой доли, решив окончательно отойти от дел, чтобы «уделять больше времени персональным интересам». Конечно, Italdesign будет жить и развиваться дальше (именно развиваться – с момента перехода фирмы под контроль VW штат компании вырос на 250 сотрудников), но уже без своего создателя.

К новому мировому порядку в автомобильном дизайне Джуджаро привыкнуть не смог. Или просто не захотел.

Лучшие творения:

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 3

Alfa Romeo 2000 Sprint

Одна из первых крупных работ Джуджаро — машина, благодаря которой у Alfa Romeo всегда будут поклонники. Дизайн автомобиля Джуджаро создавал для студии Bertone, а его открытую версию делала другая студия – Carrozzeria Touring.

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 4
Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 5

BMW M1

На этом месте мог быть DeLorean DMC-12 и DeTomaso Mangusta, Lotus Esprit и Maserati Bora, Alfa Romeo Brera и еще дюжина великолепных спортивных машин, созданных Джуджаро. BMW M1 здесь стоит лишь потому, что выбирать лучшего из лучших – это худшая работа на земле. Да и автомобиль реально шедевральный.

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 4
Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 6

VW Golf

«Народный автомобиль» на все времена, задавший вектор развития автомобильного дизайна на десятилетия вперед. Любопытный факт — оригинальный прототип «Гольфа» от Джуджаро оснащался прямоугольными фарами. И в свое время маэстро очень сетовал на «уродские кругляши», с которыми машина пошла на конвейер. А теперь посмотрите на современный Golf.

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 4
Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 7
Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 4

Что дальше:

Пока Джуджаро отказывается рассказывать о собственном будущем. Но разве может мастер такого масштаба окончательно порвать с делом всей жизни? Возвращайтесь, синьор Джуджаро. Отдохните и возвращайтесь!

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 8

Кто такой:

Внук Фердинанда Порше умудрился оставить в автоиндустрии след не меньшего масштаба, чем его собственный дед, которого еще при жизни называли великим. По сути, своим нынешним положением империя Volkswagen AG, не имеющая конкурентов в Европе и уже претендующая на мировое господство, обязана таланту, прозорливости, жесткости, а порой и безжалостности одного человека – Пиха.

Он вывел на новый уровень гоночную программу Porsche, став инициатором сверхудачного проекта 917. Именно Пих раскрутил на полную катушку идею постоянного полного привода для легковых автомобилей, превратив Audi из местечкового бренда в глобального игрока премиум-сегмента. Наконец, не кто иной, как внук Порше, орудуя миллиардными бюджетами, манипулируя менеджерами высшего звена и не стесняясь непопулярных и рискованных решений, превратил Volkswagen в обладателя самого роскошного портфолио брендов и могучую промышленную структуру.

Сегодня Volkswagen AG это 12 торговых марок, 118 заводов, свыше 600 тысяч сотрудников и второе место в мире по абсолютным продажам.

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 9
Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 10

Почему ушел:

Конечно, проще всего сказать, что в 78 лет герр Пьех просто устал от большого бизнеса. Действительно, сколько можно? Но так сказать могут лишь не знакомые с личностью Фердинанда люди. На восьмом десятке он как и прежде бурлит идеями и высказывает резкое недовольство решениями и личностями, которые, по его мнению, мешают росту Volkswagen. Сложно поверить, но недавняя отставка Пиха – прямое следствие его попытки сместить с поста генерального директора VW AG Мартина Винтеркорна. Попытки, как выяснилось, неудачной.

Являясь частью семьи Порше, которая владеет 51 процентом акций Volkswagen, Пих привык, что все его важные решения поддерживают наиболее влиятельные акционеры компании. Но, задумав посадить на место Винтеркорна своего протеже – управляющего директора Porsche Маттиаса Мюллера, – Фердинанд перегнул палку.

Даже семья Порше выступила на стороне Винтеркорна и, потеряв доверие управляющего комитета VW AG, Пих был вынужден признать поражение и отступить.

Лучшие творения:

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 11

Porsche 917

Именно под начальством Пиха (в ту пору – главы спортивного отделения Porsche) был создан гоночный автомобиль, ставший символом эпохи. В 1970-е могучие спортпрототипы Porsche втаптывали соперников в асфальт повсюду, от Ле-Мана до Дайтоны, и вывели марку Porsche в элиту мирового автоспорта.

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 4

Audi Quattro

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 12

Поставив многое на карту ради полного привода quattro, Пих в итоге сорвал сказочный куш, на который никто и не рассчитывал. Благодаря настойчивости, вере и последовательности Фердинанда, Audi всего за два десятка лет стала ровней Mercedes-Benz и BMW. С собственным лицом, собственной философией и даже собственной историей. В середине 70-х о таком в Ингольштадте даже и не мечтали.

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 4

Bugatti Veyron

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 13

Самый мощный и самый быстрый серийный автомобиль в мире является еще и самым убыточным. На разработку Veyron пустили такие сумасшедшие деньги, которые нельзя было оправдать даже астрономической ценой гиперкара. Зато благодаря Bugatti Veyron автомобильный мир получил четкий сигнал – если за дело берется Volkswagen, значит невозможное становится возможным. Инвестиции в имидж, ни больше ни меньше.

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 4
Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 14
Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 4

Что теперь?

Пих хитрый и умудренный опытом боец. Он прекрасный стратег и отличный тактик, умеющий находить выход из патовых ситуаций. Пусть сейчаc Фердинанд проиграл, но меньше всего мы рассчитываем, что герр Пих отойдет от дел ради пляжа и коктейлей. Наше мнение однозначное – в том или ином качестве Фердинанд Пих еще заявит о себе.

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 15

Кто такой:

Выходец из богатой и именитой итальянской семьи, который идеально распорядился выданным судьбой стартовым капиталом. А благодаря острому уму и безграничной харизме еще и вписал свое имя в историю автомобиля большими буквами.

Имея состоятельных и знатных родителей, Лука мог не беспокоиться о собственном трудоустройстве хоть до конца жизни – она все равно была бы сытой и беззаботной. Но Монтедземоло не улыбалась судьба богатого лентяя. Он получил прекрасное юридическое и экономическое образование, а благодаря увлечению автоспортом (в молодости Лука сам выходил на старт), и, конечно же, хорошим связям, быстро получил место в структуре FIAT. Немного позже он стал личным помощником Энцо Феррари, а вскоре – менеджером гоночной команды Формулы-1. Под его руководством Ники Лауда выиграл для Маранелло два титула в 1975-м и 1977-м.

Затем ди Монтедземоло вновь призвали в FIAT, а в Ferrari он вернулся уже после смерти «Коммендаторе».

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 16

На посту президента компании Лука, как кощунственно ни прозвучит, добился даже больших успехов, чем сам Энцо. Приняв в 1991-м году фирму с долгами и отсутствием внятной бизнес-стратегии, ди Монтедземоло вернул Ferrari забытые победы в гонках, а заодно превратил «Гарцующего жеребца» в сверхприбыльный и повсеместно желанный бренд.

Почему ушел:

Ди Монтедземоло открыто противостоял главе FIAT Chrysler Automobiles Серджио Маркионне. Вернее, его планам по расширению модельной гаммы и объемов выпуска автомобилей Ferrari. А затяжной кризис, в котором уже несколько лет пребывает гоночная Scuderia Ferrari, оказался удобным поводом для того, чтобы Луку попросили освободить кабинет. Банальная кабинетная революция.

Лучшие творения:

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 17

Шесть титулов с Шумахером и Райконенном

Приняв управление командой Формулы-1 в 1991-м, ди Монтедземоло поступательно вернул «Гарцующих жеребцов» на гоночный Олимп. Причем как в зачете пилотов, так и в Кубке конструкторов, где Ferrari оставалась недосягаемой с 1999 по 2004 год.

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 4
Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 18

Ferrari – самый желанный бренд мира

Здесь, наверное, достаточно одной веской цифры: во времена правления ди Монтедземоло прибыль Ferrari выросла в 14 раз. И буквально со дня на день должно начаться первичное размещение акций Ferrari на фондовых биржах. Мы уверены – старик Энцо улыбается на небесах.

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 4
Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 19

Приобретение Maserati

Покупка «Трезубца», который в 50-70-х был прямым конкурентом Ferrari и на гоночных трассах, и на рынке спортивных машин, стала знаковым событием. Теперь Maserati играет ключевую роль в агрессивной экспансионной политике FCA. И у нее тоже будет внедорожник.

Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 4
Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 20
Акулы автомобильного бизнеса: что с ними случилось и почему. Фото 4

Что дальше?

У Монтедземоло всегда были сторонние бизнес-проекты вне автомобильной сферы. Но, учитывая его опыт, влияние, связи и харизму, итальянец без труда мог бы найти работу и в автомобильной промышленности. Условный Lotus, к примеру, только бы выиграл от сотрудничества с персоной подобного калибра. Вопрос в другом: есть ли у Lotus такие деньги? И что по этому поводу думает сам Лука... \m