Сколько вешать
в граммах

Зачем спорткары превращают в гибриды

В СМИ появились данные о том, что компания BMW превратит одну из своих икон – спорткар M3 – в гибрид. «Мотор» разобрался, зачем и почему автомобилям, которые испокон века оснащались мощными двигателями внутреннего сгорания, вдруг понадобилась помощь электричества.

Что случилось?

Американское издание The Detroit Bureau со ссылкой на собственные источники в компании BMW сообщило о том, что седан M3 следующего поколения, а значит и купе M4, получит гибридный силовой агрегат. Одна из причин для такого решения – повышение мощности «эмки» и, как следствие, улучшение динамических характеристик. Вторым поводом для перехода на бензо-электрическую тягу стали ужесточаемые с каждым годом и по всему миру требования к уровню вредных выбросов автомобилей и расходу топлива.

Зачем спорткары превращают в гибриды

Что за требования?

Вероятно, вы слышали про «Евро-5», «Евро-6», водный раствор мочевины AdBlue, используемый для нейтрализации выхлопных газов, а также налоговые и прочие послабления, которые власти некоторых стран, например, Норвегии, предоставляют владельцам гибридных или полностью электрических транспортных средств. Так вот – это еще не все.

AdBlue на 67,5 процента состоит из деионизированной воды и на 32,5 процента – из диамида угольной кислоты, также известного как мочевина. «ЭдБлю» используется для снижения концентрации оксида азота в выхлопе дизельных двигателей.

Чиновники европейского союза задумали снизить к 2020 году уровень выбросов парниковых газов от транспортных средств, в том числе от автомобилей (которые ответственны за 12 процентов выделяемого на территории ЕС количества CO2), на 20 процентов по сравнению с показателем 1990 года или на 14 процентов по сравнению с 2005-м.

Что это значит? Формулировки в официальных документах традиционно размыты и непонятны настолько, что разобраться в них сможет только составитель этих документов и не факт, что с первого раза. Грубо говоря, по правилу номер 443/2009 Европейского парламента, средний показатель уровня вредных выбросов всех новых автомобилей к 2021 году должен составить 95 граммов на километр пробега. Именно к этой цифре теперь будет стремиться каждый автопроизводитель для своего модельного ряда. Если упростить, то какая-нибудь компания может иметь в своей линейке всего две машины: компактный хэтчбек с мотором на 0,8 литра и суперкар с исполинским семилитровым двигателем. И если средний показатель выбросов по этим двум моделям не превысит 95 граммов, то производитель будет чист перед законом. За каждый лишний грамм – денежный штраф.

Зачем спорткары превращают в гибриды. Фото 1

Исключение из этого правила есть. Например, для фирм, которые делают меньше тысячи автомобилей в год. BMW, естественно, под него не подпадает, а «эмка» в своем нынешнем виде тем более никак не соответствует требованиям, которые вступят в силу через пять лет: мотор M3 выделяет 200 граммов CO2 на километр пробега.

Что же будет с M3?

Надеемся, ничего плохого. По данным The Detroit Bureau, гибридную силовую установку M3 нового поколения собираются строить вокруг 431-сильной твин-турбированной рядной «шестерки», которая используется сейчас. К ней добавятся батареи и электродвигатели, которые будут вращать передние колеса.

Да, вам не показалось: M3 после смены поколения может стать полноприводной. Но это, в общем-то, тоже не новость. Ведь начальником подразделения BMW M GmbH стал бывший руководитель Audi quattro Франк ван Мил, который съел собаку на машинах с четырьмя ведущими колесами.

Ожидается, что электрическая составляющая силовой установки добавит дополнительные 100 Нм тяги, но сколько составит суммарная мощность агрегатов, неизвестно. Предполагается, что только на электротяге будущая «эмка» (которая появится аккурат к новым требованиям ЕС по выбросам – в 2020 году) сможет проехать примерно 30 километров.

Зачем спорткары превращают в гибриды. Фото 2
BMW i8, пожалуй, самый технологичный автомобиль в линейке немецкой компании. На модели используются два двигателя – электрический мощностью 131 лошадиная сила и бензиновый, развивающий 231 силу. У каждого из них своя коробка передач. В зависимости от режима управляющей электроники i8 может быть передне-, задне- и полноприводным.

Вы скажете, что батареи и электродвигатели сделают M3 тяжелее и, конечно же, будете правы. Но! У BMW в активе есть i-подразделение, занимающееся созданием и развитием гибридных и электрических машин. Уж эти ребята знают, как сделать крутую тачку без ДВС, которая не весила бы, как танк. Именно от i-отдела M-отделу, судя по всему, достанутся еще и знания в области выработки легких карбоновых деталей, которые получит будущая «эмка».

Но ведь выкручиваться придется не только BMW, так?

Естественно. Искать выходы и отказываться от традиционных ценностей придется всем крупным автопроизводителям, которые хотят продавать свои машины европейцам. Еще в августе 2013 года стало известно, что из-за «95 граммов ЕС» в Jaguar задумались о выпуске компактной переднеприводной модели. Для этого британцам придется серьезно вложиться в разработку новой платформы, которой у них попросту нет. Стоит ли игра свеч? Для тех, кто не хочет терять клиентов, да.

Зачем спорткары превращают в гибриды. Фото 3

Гибридизация спорткаров – это вообще нормально?

К счастью или к сожалению, в современном мире это становится нормой. Например, «Хонда» оснастила суперкар NSX нового поколения, который у нас будет продаваться под маркой Acura, сложной гибридной силовой установкой, в состав которой входят твин-турбо мотор V6 и аж три электродвигателя. Для охлаждения всего этого хозяйства в машине установлены десять радиаторов, усилия пяти из которых направлены на ДВС и коробку передач.

Более того, в будущем гибридные силовые установки получат и другие иконы автомобильной индустрии. Например, Nissan GT-R и Chevrolet Corvette. Про Lexus даже говорить не стоит: кажется, японцы готовы оснастить бензо-электрическим силовым агрегатом даже бритвенный станок. Поэтому суперкар LC, который должен появиться в ближайшем будущем, естественно получит гибридную силовую установку.

А значит рано паниковать. Тем более, в BMW рассчитывают, что батареи через пять лет будут легче, компактнее и дешевле, а значит «эмка» действительно может стать еще лучше, чем сейчас. Хотя сегодня кажется, что лучше уже некуда. \m