Быстрый и Грозный

Зачем Чечне нужна гоночная трасса

В конце августа в столице Чеченской Республики завершилось строительство автодрома «Крепость Грозная», который принял четвертый этап чемпионата России по дрэг-рейсингу (RDRC). «Мотор» посетил открытие трассы, которая призвана привлечь местных лихачей на гоночный трек и воспитать из них чемпионов.

Северокавказский Дубаи

«Крепость Грозная» расположена в Заводском районе города на большом пустыре. Раньше здесь стояли нефтеперерабатывающие заводы, полностью разбомбленные во время войны. В столице Чечни почти не осталось старых зданий — нынешний Грозный вырос на месте самого, по данным ЮНЕСКО, разрушенного города в мире.

Несмотря на то, что трасса находится практически на окраине, дорога из центра до «Крепости» занимает немногим больше десяти минут. Сейчас город превратился в настоящий северокавказский Дубаи, с башнями комплекса Грозный-Сити и минаретами огромной мечети «Сердце Чечни», которые видны практически из любой точки. Только здесь вместо пальм растут кипарисы, а роль суперкаров выполняют посаженные «Приоры».

Зачем Чечне нужна гоночная трасса
Зачем Чечне нужна гоночная трасса. Фото 1

Комплекс площадью 60 га включает 3086-метровый трек для кольцевых и парных гонок, на котором можно проводить соревнования серии РСКГ (включая класс «Национальный»); километровый отрезок для дрэг-рейсинга; «восьмерку» для дрифта; кроссовый трек длиной 1205 метров; полосу «Сафари» для мотоциклов и внедорожников (с препятствиями высотой до четырех метров и 39-градусными 80-процентными подъемами); 1314-метровый картодром.

За несколько часов до церемонии открытия трассы по улице Химиков, ведущей к комплексу, уже тянется вереница людей, преимущественно мужчин. Наш водитель в очередной раз нарушает ПДД, но на сей раз вынужденно. Альтернативы объезда толпы, кроме как по встречке, нет.

Автобус с журналистами на территорию не пускают – нас заставляют проходить контроль вместе с остальными зрителями. Несколько смущает обилие вооруженных до зубов людей, охраняющих входы в «Крепость». Впрочем, фотограф местного издания «успокаивает» московских коллег, утверждая, что «по-настоящему вооруженных до зубов вы еще не видели».

К бойцам разной степени экипированности, которые стоят чуть ли не на каждом крупном перекрестке Грозного, тут уже привыкли. Приезжим говорят, что можно гулять где угодно: гарантом их безопасности выступают те самые вооруженные люди.

Со стороны пологих гор медленно плывет грозовая туча, приближения которой, как ни странно, многие ждут с нетерпением. В столице Чечни жарко, а местные традиции не позволяют ходить по улицам в шортах и сандалиях. Прилетевших на соревнования по дрэг-рейсингу эстонцев чеченский водитель даже отказывался везти из гостиницы на автодром до тех пор, пока те не переоденутся в брюки.

Зачем Чечне нужна гоночная трасса. Фото 2

Несмотря на жаркое кавказское солнце, зрители не спешат укрыться под навесом трибуны, вмещающей около двух тысяч человек. Посетители прогуливаются по парковке перед «Крепостью», где представлена автомобильная экзотика — от классического Cadillac El Dorado до переделанных до неузнаваемости «Лад» с «ламбо-дверьми». Чуть поодаль от главной парковки местные силовики, сложив в машину свой арсенал, совершают полуденный намаз.

Тут нет палаток с пивом, развлекательных программ и викторин, а наличие полураздетых девушек – непременного атрибута гоночных мероприятий – естественно исключено. Поэтому все внимание автомобилям.

На площадке, дымя резиной, по очереди крутят пончики «Волга» и «трешка» BMW, а чуть поодаль юные картингисты продолжают оттачивать свое мастерство. Группа мужчин в национальных костюмах и папахах, приглашенных на церемонию открытия для колорита, с любопытством рассматривает машины. «Любовь к лошадям у чеченцев в крови, только теперь живой конь сменился железным», – глубокомысленно поясняет один из джигитов.

Зачем Чечне нужна гоночная трасса. Фото 3

«Здесь мы будем гонять»

«Что вы тут стоите? Скоро приедет глава. Если хотите присутствовать на самой церемонии открытия трассы, то сейчас самое время пройти к сцене – потом не пустят», – торопят журналистов организаторы. Все ждут Рамзана Кадырова, по инициативе которого и была построена «Крепость Грозная».

Под восторженный гул трибун и аплодисменты участников глава Чеченской Республики появляется перед публикой за рулем Ferrari 458 Italia в цветах SMP Racing. «Что-то как-то скромненько, у него в гараже есть гораздо более крутые тачки», – вполголоса замечает один из корреспондентов. «Крутые тачки» не заставляют себя долго ждать – вслед за «Италией» на трассу выезжает Ferrari FF, а за ней 650-сильным мотором «урчит» один из 20 уникальных купе Lamborghini Reventon.

Зачем Чечне нужна гоночная трасса. Фото 4

Чтобы подчеркнуть важность события, на автодром пригласили важных гостей – от первого российского пилота Формулы-1 Виталия Петрова до министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова. «А куда подевали Путина и Депардье», – удивляется кто-то в толпе. На многих надеты футболки с изображением Ахмата Кадырова и надписью «Always on my mind» – церемония открытия пришлась на день рождения первого президента Чеченской Республики.

«Правила дорожного движения будем соблюдать на дорогах, а здесь будем гонять», – такими словами Кадыров заканчивает свою торжественную речь.

Участники соревнований по дрэг-рейсингу не упускают возможности сделать селфи с главой Чечни. Желающих сфотографироваться с Кадыровом слишком много, поэтому к процессу приходится подключаться то ли охранниками, то ли пресс-службе главы Чечни.

Зачем Чечне нужна гоночная трасса. Фото 5
Зачем Чечне нужна гоночная трасса. Фото 6

«Крепость Грозная», созданная по инициативе Рамзана Кадырова, была заложена осенью 2013 году. На очистку территории от развалин и мусора ушло приблизительно полтора года и еще примерно полгода потребовалось для прокладки трасс и строительства необходимой инфраструктуры. Проект финансировался частными инвесторами, включая Благотворительный фонд имени Ахмат-хаджи Кадырова, и обошелся в 1,5 миллиарда рублей.

«Погонять» Кадыров решил на одном из самых быстрых дорожных автомобилей на свете – Bugatti Veyron, на котором он совершил первый почетный круг по треку. «Наконец-то испытал эйфорию от скорости и успокоился. В последнее время ездил по дорогам очень тихо – не быстрее 50 километров в час. Приглашаю всех любителей нарушать правила дорожного движения на этот автодром, чтобы гонять с космической скоростью», – то ли в шутку, то ли всерьез говорит Кадыров.

После него трассу опробовал российский пилот Кирилл Ладыгин. Победитель европейской серии Ле-Ман в классе GTC 2013 года проехался на новеньком Volkswagen Polo, построенном для участия в серии РСКГ в классе «Национальный». Вернувшись, гонщик похвалил большие зоны безопасности и удаленные заграждения, дающие пилотам время для исправления ошибки. По словам пилота, по своей ширине трасса похожа на чешский трек в Брно, который принимал соревнования серий DTM, WTCC, FIA GT и MotoGP.

Зачем Чечне нужна гоночная трасса. Фото 7

«Трасса в Грозном получилась достаточно скоростной. На ней нет затычных поворотов, зато много скоростных связок; есть очень быстрая шикана и динамичный выход на прямую. Скорости варьируются от 80 до приблизительно 200 километров в час. С такой трассой местные пилоты вполне могут дорасти до Формулы-1», – резюмировал гонщик.

Впрочем, администрация трассы призналась, что для проведения «Королевских гонок» она не предусмотрена. Говорят, такую задачу никто не ставил, «хотя финансирование позволяло». Тем не менее, автодром отвечает требованиям первой категории РАФ, что позволяет проводить на нем российские и международные соревнования.

Всего «Крепость Грозная» имеет пять конфигураций, включая почти километровый дрэг-стрип, частично интегрированный в кольцевую трассу.

Первый дрэг

Именно на этой прямой состоялись первые официальные соревнования на территории комплекса – в Грозном прошел четвертый этап чемпионата России по дрэг-рейсингу в трех классах: FSA (передний привод), FSB (полный привод) и US (задний привод).

Меньше всего участников было в заднеприводной категории, но самые интересные машины представлены именно тут. Например, Dodge Viper DT московского пилота Дмитрия Саморукова, занявшего третье место. Эта машина даже выставлялась накануне соревнований в центре Грозного на площади перед мечетью «Сердце Чечни».

Дрэговый «Вайпер» оснащен 13-литровым атмосферником и трехступенчатой системой закиси азота, которые позволяют ему развивать до 3500 лошадиных сил, что обеспечивает «космическое ускорение». Победителем же среди заднеприводников стал эстонский пилот Рииво Синиярв, выступающий на 1500-сильном корче «ГАЗ-13 Чайка спорт».

Зачем Чечне нужна гоночная трасса. Фото 8

Будущее «Крепости»

Климатические особенности Грозного с непродолжительной и достаточно мягкой, почти бесснежной зимой, позволяют проводить гоночные соревнования практически круглогодично. В общей сложности, в «Крепости Грозная» планируется до ста мероприятий в год, правда администрация имеет в виду не только крупные соревнования, но и прокатный картинг, и трек-дни.

В сентябре на трассе пройдут соревнования среди местных дрифтеров и чемпионат Чечни по дрэг-рейсингу. В начале октября «Крепость Грозная» примет финальный этап Кубка России по кольцевым гонкам «Формула-Мастерс», а в декабре состоятся местные состязания по автокроссу в классах Д2Н и Д3-мини – здесь есть специальная грунтовая секция.

Чеченцы надеются вырастить на автодроме новое «поколение чемпионов», которые смогут реализовать свой потенциал не в уличных гонках, а в профессиональном автоспорте. Создатели трассы мечтают, что когда-нибудь воспитанник «Крепости» выступит на трассе в соседнем Сочи, способной принимать «Королевские гонки». В качестве пилота Формулы-1, разумеется. \m