Шоурумы
здесь тихие

Что происходит с российской «Хондой»

Четверг, 3 сентября, заставил понервничать всех поклонников марки Honda: от сотрудников российского представительства стало известно, что компания прекращает поставки новых машин и едва ли не уходит с рынка. «Мотор» разобрался в ситуации.

Что случилось?

Российские СМИ, включая «Мотор», со ссылкой на собственные источники в российском представительстве Honda сообщили, что компания до конца 2015 года прекратит поставки новых машин. Это решение коснется и марки Acura, которая является премиальным суббрендом «Хонды», мотоциклов, квадроциклов и силовой техники. Как нам стало известно, 3 сентября сотрудников ООО «Хонда Мотор Рус», официального импортера Honda в России, уведомили о грядущей «реструктуризации». Штат сотрудников представительства будет сокращен, а сама компания продолжит заниматься лишь сервисным обслуживанием, но не поставками автомобилей.

Тем не менее, это решение не означает, что «Хонда» решила окончательно уйти с российского рынка. Предполагается, что в дальнейшем дилеры смогут заказывать машины не через импортера, а напрямую у японского офиса. Обязательства перед дилерами на 2015 год ООО «Хонда Мотор Рус» выполнит, а все заказанные автомобили прибудут в Россию в срок.

Что говорит импортер?

Вечером в четверг представитель компании Михаил Плотников слегка прояснил ситуацию. Из его слов следует, что с 2016 года дилеры действительно будут заказывать новые машины не через импортера «Хонда Мотор Рус», а напрямую из Японии. Официальная позиция: компания переходит на новую схему работы. Позже был опубликован еще один комментарий, который в кратком изложении выглядит так: «Обсуждается возможность перехода к продажам автомобилей по предоплате с 2016 года». Утром в пятницу в «Хонда Мотор Рус» «Мотору» добавили, что сотрудники, которые рассказали СМИ о «реструктуризации», неверно истолковали произошедшее и вообще сгустили краски.

Что происходит с российской «Хондой»

Что все это значит?

Масла в огонь подлили сами дилеры, которые восприняли изменение схемы работы как «уход» компании с российского рынка. Формально же, говорить об уходе Honda из России нельзя.

Фактически, компания «Хонда Мотор Рус» превращается из импортера в поставщика. Заказывать машины дилеры теперь будут самостоятельно, по полной предоплате и на свои деньги, а за российским офисом останутся только логистические (таможня, сертификация), рекламные и коммуникационные функции. Как пояснили «Мотору» в «Хонда Мотор Рус», компания останется связующим звеном между дилерами и головным офисом Honda в Японии.

Причина реструктуризации – желание импортера оградить себя от рисков, связанных с оплатой уже ввезенных «Хонд» и планированием в условиях нестабильного рынка. Дилеры в последнее время неохотно выкупают у представительства автомобили, которые они же и заказали: валютный курс скачет, цены растут, а клиенты отказываются от уже оплаченных машин.

Что будет дальше?

«Хонда Мотор Рус» уже работала похожим образом с дилерами вплоть до 2009 года, поэтому некоторые из них наверняка согласятся вернуться к прежней схеме. Естественно также, что число салонов Honda сократится. Сейчас на официальном российском сайте Honda указаны 32 дилера. Сколько их останется в 2016 – сегодня не скажет никто.

Гарантийные обязательства продолжит исполнять «Хонда Мотор Рус», а значит в случае неприятностей клиентам будет к кому обращаться. На еще один вопрос – как грядущие изменения повлияют на цены – ответить пока сложно. Ценообразованием продолжит заниматься «Хонда Мотор Рус» – именно она будет назначать дилерам минимальную рекомендованную стоимость машины. Но контролировать итоговую стоимость автомобиля для клиента российский офис вряд ли сможет. Вероятно, контракты с розничными покупателями все чаще будут подписываться без указания окончательной стоимости и клиент, как это нередко бывает и сейчас, будет расплачиваться за машину по валютному курсу на день поставки, а не на день заказа.

Приедут ли в Россию новые модели Honda?

У новой схемы есть один неоспоримый плюс – гибкость. Благодаря ей дилеры смогут самостоятельно формировать модельную линейку, без оглядки на российского импортера. Грубо говоря, дилер сможет торговать в своем небольшом шоуруме только «Сивиками» или кроссоверами CR-V. В одном из московских дилерских центров Honda «Мотору» рассказали, что «сотрудники рады изменениям – так даже будет лучше». Переход на новую схему работы с дилерами представитель автосалона оценил положительно.

Однако это не значит, что у клиентов будет шанс официально заказать недоступные ранее модели, вроде Honda Civic Type R, которые импортер поставлять в Россию и не собирался. Все вопросы, касающиеся сертификации, по-прежнему будет решать «Хонда Мотор Рус», а эти модели, из-за их невысокой популярности, компания оформлять не готова. Значит, если дилер обратится к «Хонда Мотор Рус» с просьбой доставить, к примеру, Honda Civic Type R, то получит отказ. И редкие, не продающиеся у нас модели, по-прежнему придется заказывать «по-серому».

Что же касается популярных и ожидаемых в России новинок, например, рестайлингового CR-V и Pilot нового поколения, то они сертифицированы – кроссовер дилеры уже продают, а внедорожник начнут продавать в следующем году. \m