Я и моя тень

Сотрудничество разных автопроизводителей: удачи и провалы

На моторшоу в Лос-Анджелесе Fiat представил новый 124 Spider – родстер, построенный в сотрудничестве с Mazda. Новинка делит платформу с MX-5, но довольно сильно отличается от японской модели: как в плане силовой установки, так и дизайна. «Мотор» вспомнил еще несколько примеров удачных и не очень совместных моделей различных автопроизводителей.

Сотрудничество разных автопроизводителей: удачи и провалы

УДАЧИ

Fiat 124 Spider и Mazda MX-5

Результат совместной работы «Фиата» с компанией Mazda – заднеприводный родстер 124 Spider, который унаследовал от японского родстера платформу, подвеску с двойными поперечными рычагами спереди и «многорычажку» сзади, а также интерьер – почти без изменений. Однако итальянцы подготовили для модели собственный дизайн кузова в духе классического 124 Spider, который выпускался с 1966 по 1982 годы.

Кроме того, итальянский родственник новой «Миаты» обзавелся собственным двигателем – это 1,4-литровый наддувной мотор от «заряженного» хэтчбека Fiat 500 Abarth. Турбоагрегат сочетается с шестиступенчатыми механической или автоматической трансмиссиями (обе тоже были слегка доработаны) и развивает 160 лошадиных сил (249 Нм). В такой конфигурации 124 Spider будет предлагаться только на рынке США, а для Европы мотор решили дефорсировать до 140 сил.

Toyota GT86 и Subaru BRZ

Совместный проект Toyota и Subaru породил сразу два спорткара – два купе, «Субару» BRZ и GT86 (есть еще ее «американская» версия FR-S от дочернего бренда Toyota – Scion). С технической точки зрения обе модели абсолютно идентичны – в их основе лежит модифицированная платформа Impreza, у них одинаковая конструкция подвески и одинаковый двухлитровый оппозитный двигатель мощностью 200 сил. По умолчанию, оба купе комплектуются шестиступенчатой механической коробкой передач, а за доплату предложен автомат.

Почти идеальное распределение массы по осям (53:47 в пользу передних колес), классическая компоновка с мотором спереди и задним приводом, низкий центр тяжести и отличная управляемость. Все это принесло моделям немало наград от различных автомобильных изданий и признание фанатов.

Renault Twingo и Smart ForFour

«Большой» четырехдверный Smart первого поколения был построен на базе Mitsubishi Colt и не сникал особого успеха на рынке – в 2006-м компания отказалась от модели и возродила ее только восемь лет спустя. В новой генерации ForFour разделил платформу с новым Renault Twingo, что означает заднемоторную компоновку с задним же приводом.

Городские компакты имеют одинаковую моторную гамму (в частности, 90-сильную турбированную «трешку»), но отличаются некоторыми элементами подвески. В Daimler подобрали для нового ForFour собственные пружины и перенастроили амортизаторы. Кроме того, Smart почти полностью отличается внешне от французского собрата и обзавелся сильно пересмотренным интерьером.

Mercedes-Benz GLA и Infiniti Q30

Представленный недавно хэтчбек Q30 открыл для Infiniti сегмент компактных моделей. Новинка разработана на платформе «Мерседеса» MFA, на которой построены A-Class и GLA. От «донора» новый Q30 унаследовал также линейку двигателей с бензиновыми и дизельными агрегатами и некоторые элементы интерьера.

При этом команда японских и европейских инженеров Infiniti перенастроила подвеску, улучшила шумоизоляцию и поработала над оснащением: к примеру, премиальный компакт обзавелся системой кругового видеообзора, комплексом систем безопасности и доработанной мультимедийкой от седана Q50. Буквально на днях, в рамках моторшоу в Лос-Анджелесе, дебютировала вседорожная модификация модели – QX30.

Lada Largus и Dacia Logan

Пример совместной работы альянса Renault-Nissan и подконтрольного ему «АвтоВАЗа» хорошо известен – это Lada Largus. Она является, по сути, перелицованной версией универсала Dacia Logan (в Европе «Логан» и Sandero продаются под румынским брендом Dacia). У обеих моделей, помимо платформы, схожи архитектуры подвески, большинство компонентов салона и даже дизайн – Largus отличается лишь в деталях.

Получилось неплохо – «Ларгус» попал в список самых продаваемых машин в России и стал одним из самых популярных автомобилей в Москве. У модели есть пяти- и семиместные модификации, грузовая и вседорожная версии и даже VIP-вариант, чего у обычного «Логана», конечно же, попросту не бывает.

Сотрудничество разных автопроизводителей: удачи и провалы. Фото 1

НЕУДАЧИ

Saab 9-3 и Cadillac BLS

У шведского «Сааба», с конца 1990-х принадлежавшего концерну General Motors, было сразу два неудачных опыта с перелицованными моделями. Это 9-2X и универсал Subaru Impreza, а также внедорожник 9-7X на базе Chevrolet TrailBlazer, с треском провалившиеся на рынке. Однако был и неудачный проект в обратную сторону – под руководством гуру автомобильной промышленности Боба Лутца в середине 2000-х был разработан Cadillac BLS, основой для которого стал седан Saab 9-3 (который, в свою очередь, использовал многие компоненты Opel).

Потраченные на создание BLS 140 миллионов долларов и адаптация завода шведской марки Тролльхеттане под его выпуск себя не оправдали – почти за четыре года продаж четырехдверка и универсал Cadillac, нацеленные на европейский рынок, разошлась тиражом примерно в 8000 экземпляров. В 2009 году выпуск был остановлен и BLS был признан маркетинговой ошибкой – покупателей смущал завышенный «премиальный» ценник при фактически той же, что и у «шведа», технической начинке.

Aston Martin Cygnet и Toyota iQ

Несколько лет назад Aston Martin оказался под угрозой штрафа и других проблем с европейскими экологами из-за слишком высокого уровня выброса загрязняющих веществ. Решением проблемы стало необычное обновление модельного ряда – британцы разработали сверхкомпактный хэтчбек Cygnet, основой для которого стала микролитражка Toyota iQ.

На деле модель отличалась от «донора» лишь умеренным редизайном экстерьера вкупе с особой отделкой салона. Первоначально компания предлагала хэтчбек только собственным клиентам (т.е. уже купившим настоящий Aston Martin) и планировала продавать несколько тысяч экземпляров ежегодно. Но покупатели решили по-другому – втрое возросший относительно iQ ценник привлек за пару лет продаж всего полторы сотни человек.

Volkswagen Routan и Chrysler Town & Country

В 2008 году свет увидел минивэн VW Routan, построенный немецким концерном в сотрудничестве с Chrysler. С его помощью компания рассчитывала усилить присутствие на американском рынке, однако идея потерпела крах – пять неполных лет продаж в США, Канаде и Мексике, и всего 57 тысяч проданных экземпляров Routan. Крайне низкий спрос (для сравнения, «донор» модели Chrysler Town & Country за тот же срок разошелся серией более чем в полмиллиона машин) дважды спровоцировал временную остановку производства.

Вместе с платформой «Рутан» унаследовал от Town & Country прожорливые двигатели и, в сущности, отличался только легким редизайном вместе с заметно более высоким ценником.

Lancia Thema и Chrysler 300C

Современная история Lancia, мягко выражаясь, не наполнена успехами – знаменитый итальянский бренд, некогда нашумевший в ралли, сегодня выпускает не более 100 000 автомобилей в год, приносит материнской Fiat сплошные убытки и вообще балансирует на грани закрытия.

Выпускаемый с 2011 года среднеразмерный седан Thema тоже не помог «Лянче» – идея продавать на европейском рынке довольно большую американскую машину (речь о Chrysler 300C) под малопопулярным итальянским брендом выглядела тогда (и остается по сей день) очень странной. Тем более, что «Тема» – почти полный клон 300C. В Италии она получила лишь слегка измененный обвес с набором эмблем и дизельный мотор. \m