Итоги сезона WEC

Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1

После шести часов первой гонки сезона пилотов Audi и Porsche разделили на финише четыре секунды, а интрига в личном зачете чемпионата сохранялась до последнего этапа в Бахрейне. Еще был российский гимн над Ле-Маном, автомобиль-пылесос, запрет грид-герлз, обгоны, драмы, аварии и еще много причин, по которым чемпионат по гонкам на выносливость WEC в этом году был интереснее Формулы-1.

Аварии

В районе поворота «Индианаполис» в Ле-Мане еще действовал режим желтых флагов, но маршал уже дал отмашку зеленым флагом. Одни пилоты притормозили, другие, как Лоик Дюваль, начали разгоняться. В образовавшейся толчее места для маневра Дювалю уже не осталось.

Авария KCMG Ричарда Бредли и Густаво Якамана из G-Drive Racing наглядно показывает, что будет, если начать тормозить на 40 метров раньше обычного прямо перед соперником. Беда в том, что KCMG в этот момент сражалась за чемпионство с другим экипажем «Газпромнефти», и до выяснения обстоятельств по телеметрии на нашу команду спустили всех собак. Но все обошлось.

Ник Тенди на Porsche 919 Hybrid думал, что обгонит кругового по внутренней траектории, но получился семейный конфликт с рукоприкладством. Кевина Эстре на полузаводском Porsche 911 RSR за опасный маневр наказали штрафом, а Тенди выиграл следующую гонку — Ле-Ман.

Обгоны

Пока победитель Ле-Мана этого года Виктор Шайтар и Эммануэль Коллар боролись за лидерство в классе GTE Am, Стюард Холл использовал внутреннюю траекторию. Увы, никто из участников этой красивой битвы до подиума так и не добрался.

Возвращая себе утерянную позицию, Роман Дюма на Porsche коснулся в повороте Toyota Алекса Вурца, после чего обгон прошел по всем правилам синхронного плавания.

Наглядный пример того, почему Андре Лоттерера считают блестящим гонщиком. Пока пилот Porsche думал, ринуться ли ему между отбойником и российским прототипом BR01, Лоттерер мгновенно просчитал ситуацию и провел свой обгон с другой стороны.

Победа

В этом году российские команды стали чемпионами сразу в двух из четырех классов WEC. Команда G-Drive Racing, результат сотрудничества «Газпромнефти» и французского коллектива Oak Racing, начала сезон с победы экипажа Русинова, Берда и Каналя в Сильверстоуне и закончила последнюю гонку в Бахрейне чемпионским титулом.

Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1
Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1. Фото 1
SMP Racing одновременно стали чемпионами в категории GTE Am и победили в Ле-Мане, где впервые играл российский гимн.

Интересно, что семья Жюльена Каналя зарабатывает франчайзингом «Макдональдсов» в Ле-Мане, и Жюльен трудился менеджером в одном из них – на прямой Мульсан в Ле-Мане; сверхбыстрый Сем Берд попал в экипаж под номером 26, написав Роману Русинову в Facebook, а опытный Русинов является связующей силой между русской и французской душой команды.

На последней гонке в Бахрейне Ligier под номером 26 продолжали ремонтировать прямо на стартовой решетке, а ресурс двигателя был на пределе, но G-Drive все-таки удалось опередить конкурентов из гонконгской команды KCMG на очень быстром шасси Oreca 05 и стать чемпионами мира.

Но продолжение этой истории обещает быть еще интереснее: Сэмом Бердом уже интересовалась Toyota, а шасси Ligier JS P2 перестанет соответствовать правилам в 2017 году. В общем, скучать G-Drive Racing никто не даст.

Интрига

Перед началом сезона Toyota и Porsche выглядели очень быстрыми, но уже на финише первого этапа в Сильверстоуне Марсель Фесслер кричал по радио победное: «Audi is back». После шести часов гонки экипаж Porsche финишировал в четырех секундах позади, Toyota – еще в десяти.

Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1. Фото 2

В то время как гонщики Toyota постепенно примеряли на себя роль статистов, вторая победа в Спа подвела Audi к Ле-Ману в статусе фаворитов. Ингольштадт был искуснее Штутгарта в тактике, а ключевой по важности максимальной скорости Porsche 919 Hybrid прототип с четырьмя кольцами на борту мог противопоставить невероятную прижимную силу и надежность.

Но именно здесь и произошел коренной перелом — все экипажи Audi во время марафона столкнулись как минимум с одной серьезной проблемой, а Porsche сделали победный дубль.

Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1. Фото 3

Больше штутгартцы не спускались с первой ступени пьедестала до конца сезона, хотя судьба чемпионского титула в личном зачете была решена только на последнем этапе в Бахрейне.

На протяжении сезона противостояние Audi и Porsche постоянно выливалось в стихийные дуэли, такие, как сражение Бенуа Трелуйе и Нила Яни на Нюрбургринге. FIA даже включила его в собственную подборку лучших гоночных эпизодов 2015 года.

Разочарование

В этом сезоне организаторы WEC положили конец традиции грид-герлз. Исполнительный директор WEC Жерар Неве назвал девушек на стартовой решетке «пережитком прошлого», а пилот «Тойоты» Энтони Дэвидсон поблагодарил организаторов за то, что те «убрали этот немного сексистский аспект».

Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1. Фото 4

Грид-герлз были частью паддока последние пятьдесят лет. В качестве ответа санкциям G-Drive Racing привезли в Ле-Ман наших девушек из журнала Maxim.

Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1. Фото 5
Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1. Фото 5

Техническая авантюра

Обнаружив, что аэродинамика задней части болида LMP1 строго регламентирована, конструктор Бен Боулби начал искать резервы в другой половине машины и создал для Nissan — прототип-пылесос.

Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1. Фото 6
Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1. Фото 7
В этом году дебютировал первый российский прототип LMP2 BR01. Надежный, но не самый быстрый – тесты продолжаются.

Поток воздуха из переднего диффузора Nissan GT-R LM направляется в две огромные внутренние трубы, которые выбрасывают его позади автомобиля. При этом возникающая за машиной область разряжения дополнительно подсасывает через них воздушный поток, как колу через трубочки, генерируя еще большую прижимную силу.

Поскольку столь большим трубам мешали остальные агрегаты, их сдвинули максимально вперед, из-за чего у «Ниссана» вышла переднемоторная и переднеприводная машина.

Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1. Фото 8

На фоне единообразия Формулы-1, Porsche, Toyota и Audi используют три разных силовых установки и системы рекуперации: бензиновый турбомотор V4 с аккумуляторами, атмосферный V8 с суперконденсаторами и турбодизель V6 с маховиком соответственно. Впрочем, Toyota уже переходит на турбомотор и аккумуляторы, а Audi отказывается от маховика.

Но все эти экзотические решения породили необычайное количество проблем, от проваленного из-за расположенной впереди коробки передач краш-теста до специфической посадки пилотов и, как следствие, затекающих ягодиц, но этим проект Nissan и был интересен, о чем мы подробно рассказывали в июне.

«Неудачники»

Чемпионами мира в личном зачете стал экипаж Porsche Марка Уэббера, Брендона Хартли и Тимо Бернхарда. Интересно, что на пути к миру высших достижений каждого из них долгое время причисляли к неудачникам.

Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1. Фото 9

Получив сильную машину в Формуле–1, Марк Уэббер столкнулся с техническими неполадками, сверхбыстрым напарником и прессингом со стороны собственной команды, упустив чемпионский титул 2010 года.

Хартли, будучи тест-пилотом Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso, вылетел из редбулловской программы поддержки молодых пилотов, так толком и не начав свой роман с Формулой-1. А Тимо Бернхард побеждал в Ле-Мане с Audi, но в какой-то момент с ним не продлили контракт.

Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1. Фото 10

В этом сезоне злоключения троицы продолжились — на первой гонке в Сильверстоуне экипаж сошел из-за поломки коробки, в Ле-Мане уступил победу новичкам, а в финальной, решающей, гонке на их машине забарахлил дроссель.

В итоге экипаж кое-как добрался до четвертой позиции, но этого хватило, чтобы «неудачники» Марк, Брендон и Тимо стали чемпионами мира.

Расставание сезона

Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1. Фото 11

На финальной церемонии награждения чемпионов прощание с уходящим на пенсию 41-летним Александром Вурцем так затянулось, словно он отправлялся умирать на кладбище мамонтов от автоспорта.

Разгар его карьеры в Формуле-1 пришелся на обветшавший Benetton без Росса Брауна и Флавио Бриаторе, а после этого Вурца уже ценили не столько за скорость, сколько за опыт и неоценимую помощь в доработке машины.

В прошлом году Вурц почти привел «Тойоту» к победе в Ле-Мане, и этот сход стал одним из самых больших разочарований в его карьере. Впрочем, свой первый французский марафон в 1996 году на TWR Porsche он выиграл, а потом повторил успех с Peugeot.

Нам же австриец запомнится еще и своими разноцветными ботинками, носить которые ему запрещали только в стерильном «Макларене».

Недавно Вурц отказался от поста руководителя команды Формулы-1 Manor, но остался президентом Ассоциации гонщиков Формулы-1 (GPDA), продолжает работать консультантом, наставником и комментатором, так что из паддока он не пропадет. \m

P.S.

Если вы вдруг спохватились и решили пересмотреть все гонки WEC этого сезона, то вам потребуется как минимум 66 часов. И только здесь и сейчас вы можете сделать это всего за шесть минут: самые самые фантастические моменты сезона в одном ролике.

Почему гонки на выносливость в этом году были интереснее Формулы-1. Фото 12
Членом чемпионской команды «Газпромнефти» в Спа был и наш редактор Саша Мирошкин — благодаря ему у G-Drive Racing были самые чистые колеса в паддоке. Все впечатления он увековечил в статье "Кровь, боль и пот".
Фото и видео: FIA WEC, G-Drive Racing, Michelin, Nissan, Мариуса Ханина