Lada – надо?

Как менялась реклама «АвтоВАЗа» на протяжении 40 лет

Lada Vesta — главная новинка «АвтоВАЗа» за последние полтора десятка лет — обзавелась собственным рекламным роликом. Да каким! С глубоким сценарием и именитым режиссером Алексеем Германом-младшим. Впечатлившись новым продуктом, «Мотор» решил вспомнить рекламу «АвтоВАЗа» за последние 40 лет — странную, иногда смешную и просто хорошую.

Вряд ли наш первый ролик можно назвать полноценной рекламой — скорее, кинохроникой, подготовленной к показу первого вазовского внедорожника — легендарной «Нивы», — который должен был состояться в рамках XXV съезда КПСС в начале 1976 года. Первый серийный автомобиль с индексом 2121 сойдет с конвейера лишь спустя год.


В 1970-80-е годы «АвтоВАЗ» отправлял за границу не менее трети выпускаемых автомобилей. За 20 лет экспорта иностранную прописку получили около семи миллионов машин с «заграничным» именем Lada (русское название «Жигули» не очень подходило для других языков). Так что без зарубежной рекламы «Лад» обойтись в этой подборке мы не смогли.

Вот, к примеру, реклама «Нивы» из Бразилии. Мы не очень понимаем, о чем вещает этот бодрый человек, но подача говорит сама за себя — тачка в ролике явно крутая.


Этот ролик, посвященный Lada 1200L (или «копейке», по-нашему), показывали в Финляндии в 1970-х. Получилось очень концептуально.


Еще одна реклама ВАЗ-2121, но уже наша, советская. На экраны ролик о крепком и очень полезном внедорожнике вышел в середине 80-х, когда настроения экологов и вообще спасителей природы были поспокойнее. Сегодня подобное видео ни за что не пропустили бы защитники животных.


Едва ли не лучшее, что случилось за всю историю рекламы заграничных «Лад» – ролик из Великобритании, одной из ключевых (в прошлом) стран сбыта советских машин. В этом видео представлена вся линейка Lada, доступная на местном рынке в 80-х: «тройка», «копейка» с версией 2102 (универсал) и «Нива». Основная мысль — всемогущество относительно дешевых машин. Снято убедительно.


Реклама Lada Riva (у нас это были ВАЗ-2105/2107) — и опять из Великобритании 1980-х. Большой багажник, просторный салон, желтый цвет кузова — и всего за 2,7 тысячи фунтов.


Lada Samara (по-нашему «восьмерка») на родине едва ли считалась женским автомобилем. Но у финских маркетологов в конце 80-х явно сложилось другое мнение — в телевизионной рекламе трехдверки вторым главным героем стала девушка, каким-то образом очутившаяся в багажнике. Впрочем, машина ей вроде бы понравилась.


Транслировавшееся много лет назад в Голландии видео носит несколько печальный и ностальгический характер — это история некого Олега Сухова, который перебрался в середине 80-х в Португалию. И очень был рад встретить на дорогах родную «Ниву». Собственно, он сам вам сейчас все расскажет.


Испанский ролик 1988 года посвящен, кажется, надежности. Только не совсем понятно, надежности чего именно — то ли амортизаторов, то ли подвески нашей «восьмерки» в целом.


Пожалуй, самый непонятный ролик о Lada из сложных 90-х. Сопровождается очень странной песней и военными. И вообще ни о чем не рассказывает. Если кто-то вдруг понял, о чем он — поделитесь с нами.


Украинская реклама седана ВАЗ-2110 рассказывает о надежности машины и об удовольствии от гаражных посиделок. Просто, понятно и даже немного смешно.


Возрождение «АвтоВАЗа» в начале «нулевых»: относительно современная «Калина» и реклама, снятая практически по западным стандартам. И это 2006 год, между прочим!


Однако такая сложная реклама, видимо, не смогла зацепить искушенного российского автомобилиста. Поэтому «АвтоВАЗ» решил: надо шутить. И снял это.


И понеслась. Следующие несколько лет креативщики из Тольятти продолжали радовать зрителей федеральных телеканалов феерическими сюжетами. Вот наше любимое: реклама Lada Granta с автоматической коробкой передач.

Авторам идея так понравилась, что они выпустили еще один ролик про «Гранту» с «автоматом». Для тех, кто не понял.


Выход Lada Granta с кузовом «лифтбэк» сопровождался занимательной рекламой, в которой слишком уж наглядно демонстрировались новые опции, о которых владельцы прежних «Лад» могли только мечтать. (У ролика есть и более «правильная» версия.


Еще один ролик из 2014 года, но уже про Lada Kalina 2 с кузовом «универсал».


Наконец, сам виновник торжества — рекламный ролик новой Vesta под названием «Есть только один путь. Свой». Его снял Алексей Герман-младший. «С одной стороны, мы попытались подойти к этой истории очень по-человечески, — говорит он. — С другой — найти какое-то изобразительное решение, которое бы не повторяло подходов, которые мы видели ранее. Важно было передать историю про духовно чистых людей и любовь к своей стране со всеми ее сложностями и разностями». Получилось? \m