Из России с любовью

Радости и странности самой драйверской «Лады» — Lada Vesta на «механике»

Подивившись причудам «робота» «Лады Весты» в «Битве при Жигулях», мы взяли боевитую версию с «механикой» и отправились далеко на юг. Хотелось узнать, доедет ли Vesta до пункта назначения и с каким настроением.

Кому-то не нравится имя Lada Vesta, но по внутреннему индексу она могла называться ВАЗ-2180, что в контексте нашего автомобильного прошлого звучит как гангрена или онихокриптоз. Еще одна неприятность — имя «Веста» проблематично склонять или переиначивать для народных сокращений. Но и слава богу.

Желание попробовать «Весту» с «механикой» возникло сразу после очередного четверного теста, где участвовала машина с «роботом» АМТ. Две педали в «Ладе», конечно, удобно, но непривычно. Еще и потому, что в момент переключения электроника мягко — ради вашего же комфорта, по замыслу, — обрывает тягу, размыкает сцепление и, пока не включится следующая передача, вы на целую вечность остаетесь наедине с сопротивлением воздуха и подшипников. Из-за чего разгон сопровождается длинными паузами и замедлениями.

  • В основе «робота» «Весты» лежит вазовская «механика», автоматизированная при участии фирмы ZF. Такая же коробка передач, но с другими настройками, ставится на Lada Priora.

  • Место французской механической коробки передач JH3 510 могла занять родная вазовская «механика», но она была слишком шумной, что навредило бы имиджу революционной новинки.

Все это наносит такой ущерб характеру «Весты», что она проигрывает конкурентам, где объективно сильнее — в увлекательности вождения. Поэтому, желая дать Lada Vesta еще один шанс, на съемку другой интересной машины на Сочи Автодром мы отправились своим ходом — на отечественном седане с «механикой».

Почему? Во-первых, местные серпантины послужили одним из испытательных полигонов для доводки «Весты». Во-вторых, это больше 3000 километров пути, а поездка на отечественной машине на дальнюю дистанцию всегда означает известный риск. Благо трансмиссия на нашей машине устроена проще, чем АМТ, а значит будет надежнее.

К тому же, это самый популярный вариант «Весты» на данный момент. И пусть московская статистика не самая репрезентативная, но даже в столице на долю «робота» приходится только тридцать восемь процентов продаж.

Радости и странности самой драйверской «Лады» — Lada Vesta на «механике»
«Механика» оснащена помощником при трогании в горку, но срабатывает он не всегда. Словно «Весте» периодически надоедает следить за вашими экспериментами.

Пятиступенчатая «механика» «Лады» имеет французскую родословную и заморский индекс JH3 510, и потому вносит известный вклад в немаленькую цену «Весты» (от 529 000 рублей) и рекордные убытки «АвтоВАЗа» (73,9 млрд рублей) — стоимость больше половины деталей Lada Vesta зависят от курса рубля. Кто-то считает цену «Лады» завышенной, но, кажется, это вызвано не столько желанием разбогатеть, сколько необходимостью заработать в принципе.

Рычаг переключения передач «механики» идеально подходит для людей, способных колоть грецкие орехи одной рукой, — длинный, с большим набалдашником. И в размерах этой детали прослеживается какой-то исторический почерк отечественных машин. У американцев — размеры, у французов — подвески, у итальянцев — дизайн, а у нас — до сих пор огромные рычаги.

Радости и странности самой драйверской «Лады» — Lada Vesta на «механике». Фото 1
Рычаг «механики» выглядит нарядно и качественно, но имеет слишком большие размеры.

Ход рычага великоват и не лишен грубоватой простоты, но тросовый привод настроен надежно и четко. «Робот» больше не душит заводной 106-сильный мотор и Lada Vesta превращается в самый драйверский бюджетник, который вы только можете купить за условные полмиллиона рублей.

На гладкой дороге без ям «Лада» едет шелково и гладко, а в поворотах держится уверенно, если не сказать увлекательно. Бодрый мотор, натуральное усилие на руле, точные и убедительные реакции на его поворот. Такие ощущения не купишь вместе с иностранными комплектующими — это тонкая доводка, выполненная увлеченными людьми. Наконец, разгон до сотни занимает 11,8 секунды против 12,8 у «робота». Но еще большая разница — в ощущениях.

Радости и странности самой драйверской «Лады» — Lada Vesta на «механике». Фото 2
Радости и странности самой драйверской «Лады» — Lada Vesta на «механике». Фото 3
Где-то в глубоких подземельях Тольятти заточены люди, которые придумывают «Ладам» названия цветам кузова, готовы разобраться в их логике?

Газ и тормоз расположены довольно удачно для перегазовок, но для полного счастья акселератору не хватает чувствительности в начале хода. С «роботом» Vesta трогается дергано — в ней инженеры «АвтоВАЗа» намеренно отказались от алгоритма «автомата», когда отпускаешь тормоз и машина сама едет вперед, поэтому там «мягкая» настройка педали газа выглядит оправданно. Но от «механической» версии ждешь более аналоговых, линейных ощущений, и большей остроты.

Но и без этого за руль «Весты» садишься с определенным предвкушением. Конечно, в мире хватает машин с более изысканными и благородными манерами, но получить свою долю эмоций от «Лады» можно даже после BMW.

Радости и странности самой драйверской «Лады» — Lada Vesta на «механике». Фото 4
«Весты» с «механикой» стоят на 25 000 рублей дешевле, но, согласно официальным данным, проигрывают «роботам» в экономичности: 6,6 против 6,9 литра в смешанном цикле.

Просто потому, что там качество и ощущения доведены до абсолюта, а «механическая» Vesta дает сырое, нефильтрованное ощущение простого, живого автомобиля, в котором расстояние между дорогой и водителем сведено к минимуму. Интерактив!

Ты сам управляешь процессом и хорошо слышишь, как все работает. Некоторые звуки — например, рык мотора — приятны. Другие — громкие щелчки реле дворников внутри передней панели — вводят в недоумение. Третьи — трущиеся в поворотах об арки задние колеса и громыхающая подвеска — внушают опасение.

Lada без проблем довезла нас до Сочи и обратно, но еще до начала поездки у машины с пробегом 4000 километров подвеска отрабатывала каждую кочку с неприятным звуковым сопровождением. «Тебя я услышу за тысячу вёрст, мы эхо, мы эхо, мы долгое эхо друг друга». Точнее, эхо извечных взаимоотношений между отечественными машинами и отечественными автолюбителями. Грохот возникает из-за люфта в стойках стабилизатора и, по словам представителей Lada, устраняется по гарантии.

Радости и странности самой драйверской «Лады» — Lada Vesta на «механике». Фото 5
Подвеска Lada Vesta каким-то образом сочетает и любовь к быстрым поворотам, и иммунитет против плохих дорог.

Конечно, Lada Vesta дает нам определенную надежду, но, как и любое другое событие в российской истории, не обеспечивает каких-либо гарантий счастливого будущего. Замены в руководстве и тяжелые финансовые потери изменили баланс сил на «АвтоВАЗе», и теперь он вряд ли качнется в сторону самостоятельных моделей — слишком уж дорого обходится это удовольствие.

Но «Веста» еще может стать законченными бриллиантом в рамках грамотного рестайлинга. Начиная от изменения оцифровки приборов и заканчивая прилично настроенной автоматизированной трансмиссией, дабы коробки передач больше не были выбором между раем и преисподней. \m

Редакция «Мотора» благодарит Сочи Автодром за помощь в организации съемок.
20 мая 2016
Иллюстрации: Кирилл Калапов