Равно правые — 4

Длительный тест четырех компактных кроссоверов

Скажем честно: под конец этого теста мы обошлись без коварных схем того, как бы не возвращать машины в представительства и оставить их себе. Ничего удивительного — ведь речь идет о массовых компактных кроссоверах, да еще и с далеко не самыми могучими моторами. По таким не затоскуешь. Впрочем, один из участников здорово выделился на фоне остальных — причем как в нашем, так и в вашем голосовании. Но об этом позже — а пока послушаем еще по одному мнению редакторов «Мотора».

На всякий случай повторим вводные для тех, кто настроил приемник на нашу волну только сейчас. В очередном четверном цикле сошлись самые популярные кроссоверы России: Toyota RAV4, Mazda CX-5, Nissan Qashqai и Kia Sportage. Все поголовно — полноприводные, двухпедальные и с атмосферными бензиновыми двигателями объемом два литра ровно. Кстати, чтобы два раза не вставать, дадим ответы на часто задаваемые в комментариях вопросы.

Где Hyundai Tucson? За него отдувается соплатформенный и более популярный Sportage. Почему Qashqai, а не X-Trail? Потому что он нам больше нравится, салоны и оснащение у машин почти одинаковые, а проигрыш в габаритах «Кашкай» может компенсировать привлекательным ценником. А еще и потому, что X-Trail 2.0 — это четырехколесная улитка.

Почему все машины в дорогущих топовых комплектациях, которые все равно никто не покупает? Потому что нам такие выдали и других в пресс-парках нет. Что еще? Ах да, вот ссылки на предыдущие части теста: раз, два и три. Приступаем к финалу.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов

  • нравится

    Корейские машины становится все труднее ругать

  • не нравится

    Дизайн Sportage сильно облегчает эту задачу

  • вердикт

    Если парковать лицом к стене, то все очень хорошо

  • 1999 см³, R4, 150 л.с., 192 Нм

  • 6AT

  • 8,3 л./100 км., 0-100 км/ч за 11,6 сек., 180 км/ч

  • 1496 кг

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 1
Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 2

Александр Мирошкин

Kia Sportage — хороший, конкурентоспособный продукт. Именно продукт, но не автомобиль. В нем есть все, чего можно захотеть, и даже немного больше. Но управлять Sportage — как пить дистиллированную воду: можно, но зачем? Понятно, что уже выросло поколение, которому плевать на управляемость. Вот им эта Kia точно понравится. Но ведь еще дееспособны те, кто любит водить машины. И я такой подход к конструированию не оценил. Даже если это необходимый компромисс.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 3
Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 4

Денис Гусев

Салон — отличный. Это буквально уменьшенная копия интерьера Sorento — хорошо собранный, из приятных материалов, со всеми сопутствующими премиальными опциями типа люка и вентиляции сидений. Для Kia — огромный шаг вперед. Но, к сожалению, цена всех этих опций, как и некоторые не самые положительные впечатления от езды, не позволяют однозначно ответить, стоит покупать Sportage или нет.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 5
Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 6

Ефим Репин

Кажется, что все хорошо и добротно? Не тут-то было. А где характер, Sportage, почему все так бесцветно? Сначала напугал внешностью, потом успокоил интерьером — контрастный душ, говорят, полезная штука, но дальше что? Дальше хочется продолжения банкета, но «шашечки» остаются, а «ехать» весело не получается. Вы выйдете из машины и не вспомните, как она едет.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 7

Нельзя ругать машины за дизайн. Фу таким быть. Неправильно это, непрофессионально и вообще вкусовщина. У меня в этом цикле и вовсе задача другая — писать про езду. Но, извините, молчать я не в силах. Мне не хватило года с момента дебюта нового «Спортейджа» — и, видимо, не хватит всего времени мира, чтобы привыкнуть к этому «лицу». Это как огромная волосатая родинка размером с тепловоз, живущая на носу вашего стоматолога: смотреть не хочется, а не смотреть не получается. Вы можете сказать, что это не одно и то же — ведь Sportage многим нравится, а вот ценителей родинок найти куда труднее. А я вам отвечу: просто у нас полным-полно извращенцев. Не верите? Просто посмотрите хит-парад какого-нибудь «Муз-ТВ». А лучше не смотрите.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 8

И да, тот самый стоматолог со своей чудовищной родинкой вполне может оказаться первоклассным специалистом, обладателем золотых рук и вообще человеком исключительной доброты, морали и эрудиции. Вот и со Sportage ситуация похожая: это, конечно, не лучший автомобиль в галактике, но штука весьма приятная. Например, у него самый приятный в нашей четверке салон — легкие эргономические шероховатости без проблем компенсируют дорогие материалы, классные дисплеи и поистине праздничный перечень опций. И если система автоматического подруливания по разметке — это еще такое себе баловство, то за вентиляцию кожаных кресел (а она в этом классе есть только у Sportage/Tucson) я в тридцатиградусную жару был готов носить корейцев на руках. Хорошо, ни одного не встретил.

Еще у «Спортейджа» в активе есть потрясная шумоизоляция — точно лучшая в этом тесте и, возможно, лучшая в сегменте. И за шасси инженерам не должно быть стыдно — оно получилось довольно плотным, но крепким и молчаливым: удары есть, но их пики всегда сглажены. Знаете, есть такие ограничители для обычных (не автомобильных) дверей — крепящийся к полу «грибок», покрытый слоем резины? С какого размаху дверь ни распахивай — все равно получится смягченное «дынь!» вместо оглушительного «бам!». Вот примерно так подвеска Sportage и работает.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 9

Мне нравится, как цепко и плоско эта машина проезжает повороты, у меня нет никаких вопросов к ее тормозам, и даже в неидеальной работе шестиступенчатого «автомата» я нахожу плюсы. В том смысле, что раз уж ни о какой динамике при полутора тоннах и 150 силах говорить все равно не приходится, то пускай иллюзию бурной деятельности создают хотя бы ощутимые тычки коробки, переходящей на пониженную передачу.

Черт, да я даже могу простить «Спортейджу» невнятный, невкусный руль, на который дружно жаловались коллеги — в самом деле, поворачивать-то он не мешает. А поверить в то, что покупатель машины с такой внешностью способен смаковать нюансы управляемости, я никогда не смогу. Для начала ему надо перестать слушать ансамбль «Время и Стекло». Если вы понимаете, о чем я.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 10

  • нравится

    Как едет по нашим дорогам

  • не нравится

    Изо дня в день делать вид, что не замечаю недостатков

  • вердикт

    Самый доступный из четверки — по нынешним временам ценное качество

  • 1997 см³, 4 цил., 144 л.с., 200 Нм

  • Вариатор

  • 7,3 л./100 км., 0-100 км/ч за 10,5 сек., 182 км/ч

  • 1522 кг

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 11
Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 12

Денис Гусев

Сажусь внутрь и возникает такое ощущение, что машина уже родилась старой. Даже дорестайлинговая Mazda CX-5, появившаяся в 2012-м, внутри выглядит в сто раз солиднее — чего уж говорить про ее обновленную версию. Интерьеры RAV4 и Sportage также мне понравились больше, чем салон Qashqai.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 13
Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 14

Михаил Конончук

Шасси у «Ниссана» отличнейшее! Да, у него нет зажигательности CX-5, но легкость, линейность и естественность реакций значительно превосходят требования обычного покупателя.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 15
Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 16

Александр Мирошкин

Если не лезть в нюансы, которых на самом деле не очень-то и много, то в «Кашкае» просто едешь и едешь. Без огонька, но и без каких-то очевидных провалов со стороны автомобиля. Идеальный вариант для перемещения из пункта «А» в пункт «В» через шопинг в точке «Б».

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 17

Уже скоро будет год, как появился российский вариант Nissan Qashqai. С этим кроссовером мы впервые познакомились в Абхазии, где было тепло, красиво, а на ветках висели созревшие мандарины. В Москве сейчас тоже тепло и местами даже красиво, но еще есть пробки и другие напрягающие и отвлекающие факторы. Зато «Кашкай» по-прежнему хорош: в огромную стеклянную крышу светит солнце, в креслах с «нулевой гравитацией» можно просидеть безвылазно хоть десять тысяч километров, а подвеска отлично справляется с нашими дорогами. Спасибо адаптации — всем этим новым пружинам, амортизаторам, сайлент-блокам и другим доработкам.

Чтобы не нарушать дзэн, я стараюсь лишний раз не прикасаться к мультимедийной системе (подключил телефон и забыл), не смотреть на обмазанный «серебрянкой» руль, не обращать внимание на постоянный «тремор» от больших 19-дюймовых колес и даже не пытаться лихачить. Двухлитрового мотора в паре с вариатором для подвигов все равно не хватает, а несмешное натужное жужжание — это не тот саундтрек, который я бы хотел слышать в автомобиле.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 18

Зато можно поиграть в экономичность: нажать кнопку Ecо и следить за шкалами на приборной панели, стараясь оставаться в зеленой зоне. За отведенное мне время расход «Кашкая», который «накрутили» коллеги за прошедшие три недели, удалось улучшить почти на полтора литра — с 12,6 до 11 литров. В общем, безудержное веселье.

Но не думайте — никакого насилия над собой, все получилось естественно. Настроение в эту неделю, жажда эксперимента и в нужном порядке сложившиеся звезды. Хотя жить в таком режиме несколько лет, если бы «Кашкай» был куплен за свои кровные, я бы не смог.

А с какой машиной из нашей четверки смог бы? Единственный претендент — «Мазда». Да, я хочу многого того, что у «ЦэИкса» нет: подогрева руля и лобового стекла, электропривода багажника с возможностью открывания крышки без рук, камеры кругового обзора и большую стеклянную крышу вместо маленького люка. А без этого кроссовер может противопоставить конкурентам только естественность и честность по отношению к водителю, характер и любовь к интересным поездкам по дорогам, а не просто к перемещению в пространстве. И для меня все перечисленное перевешивает набор электронных штучек.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 19

Такой набор есть у «Спортажа», но он перечеркивается силовой установкой с неадекватно высоким расходом топлива и настройками управления для людей, которым не важно, как машина едет.

Ну, а «Рафик» здесь самый правильный и семь раз отмеренный продукт. Как телевизор, в котором нельзя настроить изображение, потому что фокус-группы сказали, что такая картинка подходит лучше всего. Этот кроссовер — просто средство передвижения, «надежное как весь гражданский флот» и покупка, «потому что „Тойота“». Слишком расчетливо, слишком серьезно и без огонька. Не мое.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 20

  • нравится

    Теперь на RAV4 действительно приятно посмотреть

  • не нравится

    С интерьером надо что-то делать

  • вердикт

    Десятки тысяч людей не могут ошибаться. Или…

  • 1987 см³, I4, 146 л.с., 187 Нм

  • Вариатор

  • 7,5 л./100 км., 0-100 км/ч за 11,3 сек., 180 км/ч

  • 1645 кг

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 21
Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 22

Михаил Конончук

В контексте нашей четверки Toyota машина добротная. Мне нравится, как настроены акселератор и вариатор: отклики на нажатие правой педали чуткие — если не разгоняться дальше 80-100 километров в час, вам будет казаться, что динамика у RAV4… Ну, есть.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 23
Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 24

Денис Гусев

Надежный, как японский кассетный магнитофон, и такой же необходимый в домашней аптечке, как японский аппарат для измерения давления. Покупка на века, выбор разума, инвестиция в будущее.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 25
Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 26

Ефим Репин

И вот я еду на обновленном «рафике» и чувствую себя… ну, нормально. Обычно так себя чувствую. Подвеска по-прежнему жестковата, но уже ничего не грохочет, машина кренится, но она однозначно комфортнее «Мазды». Реактивного усилия на руле ноль, но зато без компьютерности «Спортажа».

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 27

Можно сколько угодно спорить, биться в припадках и закатывать истерики, но цифры говорят сами за себя: в 2015 году RAV4 продавался в России лучше любого из кроссоверов, за исключением совсем уж бюджетных Lada 4×4, Chevrolet Niva и Renault Duster. Более того, «рафик» единственная модель в «Топ-25», производство которой до августа этого года не было налажено в РФ! Серьезно, RAV4 не обязан никому нравиться. Он лидер и все, точка.

Но тут как в анекдоте про лыжника на асфальте: то ли лыжи не едут, то ли еще с чем-то проблема. Потому что я не понимаю, в чем секрет успеха Toyota RAV4. Да, сейчас кроссовер вполне прилично выглядит, но ведь и до обновления, когда «рафиком» можно было пугать детей, которые не едят кашу, расходился не хуже акций «МММ» в 1994-м.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 28

В Toyota RAV4 можно найти как множество недостатков, так и множество достоинств. Он шумноват, жестковат, материалы отделки интерьера далеки от идеала, а эргономика, даже после обновления, осталась весьма противоречивой. При этом кроссовер просторный, у него самый большой багажник в этом квартете, он неплохо едет и мало ест (да еще и 92-го), а в списке его опций есть несколько весьма интересных пунктов. Например, крутейшая система кругового обзора или функция, которая ищет на флешке похожие композиции и объединяет их в плей-лист.

«Рафик» — самый компромиссный вариант на рынке. На его фоне Qashqai — слишком маленький, CX-5 — слишком спортивный, Sportage — слишком «корейский», Forester — слишком брутальный, Outlander — слишком простой, CR-V — слишком «американский» и так далее по отношению к любому однокласснику. В этом, наверное, и кроется секрет успеха. Просто надо сделать машину, из которой ничего не торчит. И ее будут покупать. Так в Toyota и поступили.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 29

Но, несмотря ни на что, мой победитель этого теста — Mazda CX-5, из которой торчит. Торчит характер. В ту неделю, что мы провели вместе, мне было лучше, чем в предыдущие и последующие дни. Все-таки, то было не мимолетное увлечение. На второй ступеньке пьедестала тесно, как в парной в банный день. Пускай до «Мазды» ни Sportage, ни Qashqai, ни RAV4 в моем рейтинге дотянуться не смогли, выделить одного из них, как в лучшую, так и в худшую сторону, у меня тоже не получается. Каждому по «четверке».

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 30

  • нравится

    Честность, качество, ловкость. Наш кандидат!

  • не нравится

    Сосед может сказать: «Бабская она какая-то»

  • вердикт

    Где-то впереди маячит BMW X3

  • 1997 см³, I4, 150 л.с., 208 Нм

  • 6AT

  • 6,7 л./100 км., 0-100 км/ч за 9,4 сек., 187 км/ч

  • 1455 кг

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 31
Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 32

Александр Мирошкин

Спасибо, парни из Хиросимы. Спасибо за то, что чувствуете разницу между человеком и клиентом. Держитесь там.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 33
Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 34

Михаил Конончук

CX-5 — это те самые любимые кроссовки от мира автомобилей. В которые каждый раз влезаешь с мыслью: «О, а вот и мои любимые».

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 35
Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 36

Ефим Репин

Поворот руля, газ, ускорение… И так еще несколько раз, для закрепления пройденного. К черту радио! Где там мой плейлист? Для этой машины нужны мелодии повеселее.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 37

Когда только у одной-единственной машины из четырех есть характер, когда только она может радовать тебя по утрам и только в ней хочется сидеть дольше пяти минут — то да, пожалуй, это победа. Простая и понятная формула, по которой легко определяется лучшая машина четвертного теста, сработала и на этот раз. В CX-5 хотелось жить безвылазно, а шайбу управления мультимедийной системой вообще можно одушевить и назвать каким-нибудь женским именем.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 38

Легкие щелчки, с которыми вращается эта штука, надо сделать звуковым эталоном для интерьерщиков из других японских марок, а ее корпус можно показывать создателям Volvo XC90 как пример настоящего хрусталя. Странно оценивать машину по пластиковой крутилке, но эта крутилка лучше всего остального говорит о характере Mazda CX-5, ее стройности и собранности.

Интерьер CX-5 удивительно качественен и интеллигентен. Из «японцев» сочетанием таких свойств может похвастаться еще разве что Honda, но далеко не во всех моделях, а у «Мазды» сейчас что ни машина, то внутри — мини-BMW. Не архитектурно BMW, конечно, а скорее эмоционально. На уровне ощущений — так же просто, понятно, функционально и в чем-то даже «спортивно». Порода! Влюбиться в CX-5 по уши можно хотя бы за это, а уж что говорить про то, как на торможении коробка передач задорно переключается вниз.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 39

Версии со 150-сильным мотором мне хватило за глаза и за уши, это самая динамичная и азартная машина этого теста. Достойнейший результат, хотя у CX-5 еще есть 192-сильный бензиновый мотор и классный, но очень дорогой дизель. Ну и особая магия — маленький расход топлива. Я носился как угорелый, а шаманский мотор SkyActiv все это время потреблял не больше десяти литров бензина. Удивительно, но в 2016 году еще существуют автомобильные марки, которые просто берут и режут наши сердца пополам, а не показывают фокус «оторванный палец» на фоне лазерного шоу.

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 40

Итоги голосования читателей

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 41

На этот раз наше и ваши мнения практически слились в едином порыве: убедительная (если не сказать — разгромная) победа CX-5 и примерно равные результаты всех остальных. Разве что читатели чуть больше ценят RAV4, чем Sportage и Qashqai, но на фоне страшного отрыва «Мазды» это можно считать статистической погрешностью. Итого — один победитель и трое… обладателей второго места. И вроде бы никому не обидно, верно? \m

Длительный тест четырех компактных кроссоверов. Фото 42
Все части нашего четверного теста вы можете найти по этой ссылке
25 августа 2016
Иллюстрации: Вячеслав Крылов