Раздача слонов

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии

Основная религия в Малайзии — ислам. Следом (если «Википедия» не врет) идут буддизм и христианство, и только около шести процентов приходится на индуизм. Но высшие силы, очевидно, с официальной статистикой не знакомы, равно как и с тем, что Формула-1 к религии не имеет вообще никакого отношения. А как иначе объяснить тот водопад чисто кармических испытаний, наказаний и вознаграждений, который в этот раз обрушился на пилотов и их команды? «Мотор» на всякий случай зажигает благовония и подводит итоги одной из самых необычных гонок сезона.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии

Хэмилтона жестко проверяют на прочность

Хронологию событий гонки можно освежить, прочитав наш традиционный онлайн

Давайте честно: Льюис за свою карьеру успел нажить не только огромную армию фанатов, но и приличный лагерь противников. Возможно, сопоставимый по размерам. Поэтому когда у действующего чемпиона что-то вдруг идет не так, по миру проносится злорадное: «А вот нечего было выпендриваться и всяких Биберов победными шампанскими угощать!». Но в Малайзии даже у самых лютых ненавистников Хэмилтона сердце могло (и должно было) уйти в пятки. Потому что такого он точно не заслужил.

Британец, парой предыдущих этапов снова поставленный в позу догоняющего, имел все шансы отыграться, причем абсолютно по делу. На «Сепанге» он был просто-напросто сильнее напарника — и все шло к подзабытому уже сценарию, когда Льюис доминирует и не чешется, а Нико тужится и потеет, но не может догнать. В тренировках Хэм имел стабильное преимущество, а в квалификации выдал пусть и не совсем чистый, но все-таки рекордный круг, на который Росберг так и не смог ответить. Главный рэпер всея Формулы-1 на сей раз не провалил старт, а от дальнейшего беспокойства его уже в первом повороте избавил Феттель, который не нашел ничего лучше, чем врубиться на торможении в лидера чемпионата.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 1
Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 2
Любые теории о заговоре против Льюиса и намеренной порче его моторов, конечно, полная чушь. Если не смотреть на то, что постили в официальном Твиттере Mercedes незадолго до пожара. Сначала два эмодзи-огня, затем четыре…

«Ну, тут все понятно», — сказали зрители и переключили свое внимание на более интересные события. В частности, на красивый и по-хорошему злой прорыв Росберга из хвоста пелотона. Но у мироздания было другое мнение: одна из новых, «оплаченных» еще в Бельгии силовых установок Mercedes внезапно отправилась к праотцам. Причем максимально драматично — с огоньком, как в старые добрые времена. И именно тогда, когда в победе Хэмилтона не оставалось никаких сомнений.

Шокированный, оглушенный, потерянный Льюис только и смог, что обвинить в этой феноменальной непрухе высшие силы. И если он прав, то лично нам здесь видится уже не расплата за предыдущие прегрешения, а серьезное испытание духа и морали. Кажется, гипотетическим вершителям судеб просто захотелось, чтобы в этом чемпионате действительно победил сильнейший.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 3
Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 4

«Быкам» воздается за упорство

Да, этот дубль — первый в турбоэре — гонщикам Red Bull подарили. Не взорвись у Хэмилтона мотор, не ошибись Феттель в Росберга — и «газировочные» машины наверняка были бы на финише третьей и четвертой. Но разве команда не заслужила этот успех? Полтора года назад, на прошлом Гран-при Малайзии, Риккардо с Квятом беспомощно барахтались в конце первой десятки. А теперь Дэн и его новый напарник не только опередили единственного оставшегося в бою пилота Ferrari (с нынешней формой Скудерии это пара пустяков), но и не пропустили обратно неудержимого Росберга. Чего, к слову, тому же Райкконену не удалось.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 5
Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 6
Нет, ну правда, этот парень просто обезоруживает своей непосредственностью.

Дело, конечно, и в прогрессе двигателей Renault — даже Палмер! Попал! В десятку! Но еще больше — в титанической работе тех, кто корпел над шасси. Этого нельзя не оценить. Как и то, как в Малайзии вели себя сами гонщики Red Bull. За круг до того момента, когда надежды Льюиса на победу сгорели желтым пламенем, подопечные Хорнера выдали настолько красивую, жесткую и притом абсолютно корректную борьбу, что хоть картину рисуй да на стену вешай. Что было бы дальше, не «появись» на трассе виртуальный сейфти-кар, мы уже не узнаем. Может, у какого-нибудь девятнадцатилетнего пилота в итоге сдали бы нервы… Но то, что получилось, получилось здорово.

Это равновесие может пошатнуться в любой момент (и тем скорее, чем ближе «Быки» подберутся к борьбе за титул), но здесь и сейчас Риккардо с Ферстаппеном выглядят прям здорово. Талантливый Макс ощутимо подгоняет Дэна, а тот, в свою очередь, дает юному коллеге понять, что у него не забалуешь. И собственным примером учит ездить не только быстро, но и взросло.

Про австралийца вообще надо сказать отдельно. Малайзийский успех стал для него отличной компенсацией за удары Испании и Монако — кажется, теперь Риккардо вернулся на пик спортивной формы. И, что даже еще важнее, формы моральной.

И если каждая победа Дэна будет сопровождаться такой же атмосферой на подиуме, то пусть он выигрывает хоть все гонки подряд. Просто вспомните, когда еще церемония награждения в Формуле-1 приносила столько чистого, неразбавленного позитива? Кто еще способен устроить такой по-хорошему душевный балаган, начисто лишенный пафоса? Кто может не только сам выпить шампанское из самого потного ботинка сезона, но и заставить сделать то же самое напарника, начальника и даже соперника?! О том, дойдет ли когда-нибудь очередь до Берни Экклстоуна, думать пока не будем. Лучше еще раз поблагодарим Дэна за то, что он такой классный парень. И за то, что дождался шанса посвятить победу Жюлю Бьянки.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 7

Феттелю пора взять себя в руки

Себа, безусловно, можно понять. Когда в начале года твоя команда бьет себя копытом в грудь и говорит про борьбу за титул, а потом подводит то с тактикой, то с техникой, то с тактикой и техникой одновременно, в итоге откатываясь вообще на третье место, — самообладание сохранять довольно трудно. Но все-таки нужно. Особенно если ты четырехкратный, черт побери, чемпион. Увы, в этом сезоне немец запоминается в основном не выступлениями (хотя и они есть, вроде сингапурского), а регулярными жалобами по радио и странными движениями вроде того, что было в Спа.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 8
Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 9
Уже вечером после гонки Нико Росберг рассказал, что Себ ему позвонил и извинился. Респект!

На «Сепанге» эта накопившаяся нервозность достигла пика: ничем иным совершенно детскую ошибку Себа объяснить не получается. И раз уж мы сегодня разбираем гонку с кармической точки зрения, то оцените реплику Нико Росберга в командном релизе: «Казалось, будто в меня прилетела неуправляемая торпеда с четырьмя титулами». Кто не помнит, аналогичным морским снарядом сам Феттель обозвал Даниила Квята в Китае. Все возвращается, Себ. Все возвращается.

Следующая гонка для немца тоже станет подпорченной: за свой проступок он схлопотал штраф — потерю трех мест на старте. Но именно сейчас Феттелю стоит собрать волю в кулак и выступить лучше, чем когда-либо. Не только и не столько на трассе, сколько внутри команды. Предполагалось, что Себ должен сплотить Ferrari, как в свое время Шумахер, но что-то пока не получается. И не факт, что дело только в коллективе.

Заканчивая тему Ferrari — еще пара слов о… Росберге. Нет, у автора не поехала крыша, просто Нико умудрился за одну гонку столкнуться сразу с двумя алыми машинами. Так вот, решение судей наказать немца за контакт с Райкконеном выглядит как минимум спорно. Да, те 10 секунд, что были начислены к итоговому результату немца, ни на что не повлияли. Но почему у стюардов опять возникают проблемы с тем, чтобы отличить жесткую, но адекватную борьбу двух опытных пилотов от ошибок, безрассудства и прочей мальдонадовщины? Не надо так…

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 10

Стремительный McLaren, развалившийся Haas

Росберг, конечно, большой молодец, что прорвался с самого дна на подиум. Впрочем, при наличии «самовоза», которым, как ни крути, пока является машина Mercedes, это достижение стоит признать пусть и похвальным, но ожидаемым. А вот так, чтобы на McLaren, с последнего места да на седьмое… В последний раз подобное могло считаться нормой года четыре назад. И вот — тук-тук, здравствуйте, почтальон Алонсо, принес вам тут посылочку с сенсацией.

Конечно, Фернандо помогла чехарда в первой фазе гонки, удачные моменты появления VSC и полковничий запас свежих шин, но без скорости (своей и машины) все равно было не обойтись.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 11
Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 12
Гонщиком дня зрители почему-то выбрали Макса Ферстаппена, но Твиттер быстро отреагировал вот этой гифкой в тему.

У Дженсона Баттона все получилось не так ярко, но на то есть уважительная причина в виде трехсотой гонки — больше только у Шумахера и Баррикелло. Причем Михаэль свой юбилейный этап закончил 13-м, а Рубенс вообще сошел. В любом случае, теперь уже без опаски можно говорить, что McLaren-Honda наконец встает с колен и возвращается в борьбу. У команды еще есть шанс все испортить в следующем году, когда сменится регламент. Но пока что она имеет полное право радоваться плодам долгого и тяжелого труда.

А вот ребятам из Haas карма посылает все более отчетливые звоночки: расслабляться не надо – надо напрягаться. Солидный урожай очков, собранный в первых гонках, вскружит голову кому угодно, но красно-серые машины начинают пугающе рассыпаться на части. Если антикрылья, которые отваливались в самом начале сезона, еще можно понять, то почему в шестнадцатой гонке у Грожана в тренировке на ровном месте отваливается зеркало, а в гонке отказывают тормоза — вопрос.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 13

Причем с тормозами-то у Haas вообще давняя проблема. Плюс отскочившее в гонке колесо Гутиерреса. Кажется, кто-то наверху хочет, чтобы Джин Хаас сотоварищи усвоили простую истину: чтобы финишировать первым, для начала надо финишировать вообще. А чтобы финишировать, надо вдумчиво конструировать и качественно производить. Иными словами, стартовый запас халявы закончился.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 14

Если долго мучиться…

Весь сезон в Williams чудят с тактикой, упорно пытаясь уменьшить число пит-стопов. Притом, что проводят они их быстрее всех. Эти странные решения раз за разом (кроме Канады) оказываются неверными и могут в итоге привести к тому, что команда упустит четвертое место в Кубке конструкторов. Но стратеги Williams — птицы гордые, их так просто не собьешь. Поэтому они продолжают гнуть свою линию и в Малайзии вдруг снова догнули ее до достойного результата. В смысле, Боттас на стратегии с единственной остановкой смог опередить пилотов Force India — которые, впрочем, вдвоем все равно принесли своей команде больше очков. А что показал бы Масса — мы уже не узнаем, потому что гонка Фелипе пошла под откос еще до старта.

Вторым человеком, который пошел на меньшее число пит-стопов и в итоге преуспел, стал Джолион Палмер. За парня необходимо порадоваться — как-никак, долгожданное попадание Renault в топ-10 и первое очко в Формуле-1. Но, возможно, и последнее. В этом сезоне скорость машины не позволяет рассчитывать на что-то особенное, а в следующем году Джолиона в чемпионате уже может и не быть. Очередь за креслом пилота Renault сейчас длиннее, чем за «айфоном» в базарный день, от спонсорских бюджетов команда зависит не особо сильно, а яркими выступления Палмера назвать как-то не выходит.

Зато его напарник буквально жжет. В пятницу машина Кевин Магнуссена решила сыграть в факел, из которого датчанину пришлось быстро-быстро выскакивать. Этот эпизод не мог не возобновить разговоры о системе защиты головы Halo, которую первоначально собирались ввести уже в следующем году. Она увеличивает время эвакуации из машины примерно на пять секунд — и это не то время, которое пилотам хочется провести в горящей машине. В итоге все сошлись во мнении, что над Halo стоит еще очень внимательно подумать и изучить все плюсы и минусы. Ведь какое бы решение в итоге ни было принято, его последствия могут уйти далеко за пределы чьей-то персональной кармы. \m

Оценки от «Мотора»

Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.

5/5

Нико Росберг

Если бы пилотам Mercedes не помешали Феттель и Фортуна, тут наверняка стояла бы четверка.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 15

5/5

Льюис Хэмилтон

Если к Японии успеет собраться и вернуть боевой настрой, будет совсем герой.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 16

2/5

Себастьян Феттель

Показал, как не надо.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 17

4/5

Кими Райкконен

Серенько. Кроме эпизода с Росбергом и вспомнить нечего.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 18

5/5

Даниэль Риккардо

Молодец в гонке, дважды молодец после нее. Супер!

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 19

5/5

Макс Ферстаппен

У Макса тоже были отличные шансы на победу — и не сказать, что он упустил их сам. Главное, что повел себя мудро — 19 лет уже исполнилось, как-никак!

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 20

Б/О

Фелипе Масса

Формально гонка у Фелипе была, а фактически — нет.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 21

5/5

Вальттери Боттас

В такие моменты Вальттери бывает очень силен. Жаль, что сейчас он значительно сильнее своей машины.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 22

4/5

Даниил Квят

Сразу же повредив машину об Магнуссена, Даня уже ни на что особо рассчитывать не мог. И пусть его вины в этом нет, шансы проявить себя стремительно тают.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 23

4/5

Карлос Сайнц

Малайзия совсем не подошла Toro Rosso. Наверное, 11 место в таких условиях — вполне сносно.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 24

3/5

Нико Хюлькенберг

Не самая яркая гонка, но главное — очки в копилку.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 25

4/5

Серхио Перес

После квалификации казалось, что Чеко должен финишировать на пару мест выше.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 26

Б/О

Кевин Магнуссен

Раз в Сингапуре все прошло отлично, здесь должно было пойти не так. И пошло. Пожар в пятницу, столкновение с Гутиерресом и Квятом в воскресенье.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 27

5/5

Джолион Палмер

Лучшее выступление Джолиона в сезоне. Удержит ли планку?

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 28

5/5

Фернандо Алонсо

Второе седьмое место подряд — но насколько круче оно было добыто!

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 29

5/5

Дженсон Баттон

Потому что это самая результативная трехсотая гонка в истории Формулы-1.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 30

Б/О

Роман Грожан

Второй этап подряд у Романа ломаются тормоза. На сей раз в гонке, а не до нее, но еще непонятно, что хуже.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 31

Б/О

Эстебан Гутиеррес

В такой хаотичной гонке у Эстебана были шансы избавиться от проклятия 11-го места. Но он поймал проклятие колесного диска.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 32

5/5

Маркус Эрикссон

Неплохое выступление для Sauber. А максимальный балл — за то, что всю гонку Маркус ехал по страшной жаре с неработающей системой подачи воды.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 33

Б/О

Фелипе Наср

В Малайзии техника не выдерживала у многих. В частности, у Фелипе.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 34

3/5

Паскаль Верляйн

Мы уже начинаем забывать о том, что машины Manor в середине сезона стабильно обгоняли Sauber. И сам Паскаль как-то перестал феерить.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 35

4/5

Эстебан Окон

В какой-то момент ехал вообще десятым. За это и плюс балл.

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии. Фото 36

Итоги гонки

Позиция Пилот Команда
1. Дэниэл Риккардо Red Bull
2. Макс Ферстаппен Red Bull
3. Нико Росберг Mercedes-AMG
4. Кими Райкконен Ferrari
5. Вальттери Боттас Williams
6. Серхио Перес Force India
7. Фернандо Алонсо McLaren
8. Нико Хюлькенберг Force India
9. Дженсон Баттон McLaren
10. Джолион Палмер Renault
11. Карлос Сайнц Toro Rosso
12. Маркус Экриссон Sauber
13. Фелипе Масса Williams
14. Даниил Квят Toro Rosso
15. Паскаль Верляйн Manor
16. Эстебан Окон Manor

Личный зачет

Позиция Пилот Команда Очки
1. Нико Росберг Mercedes-AMG 288
2. Льюис Хэмилтон Mercedes-AMG 265
3. Дэниэл Риккардо Red Bull 204
4. Кими Райкконен Ferrari 160
5. Себастьян Феттель Ferrari 153
6. Макс Ферстаппен Red Bull 147
7. Вальттери Боттас Williams 80
8. Серхио Перес Force India 74
9. Нико Хюлькенберг Force India 50
10. Фернандо Алонсо McLaren 42
11. Фелипе Масса Williams 41
12. Карлос Сайнц Toro Rosso 30
13. Роман Грожан Haas 28
14. Даниил Квят Toro Rosso 25
15. Дженсон Баттон McLaren 19
16. Кевин Магнуссен Renault 7
17. Паскаль Верляйн Manor 1
18. Джолион Палмер Renault
19. Стоффель Вандорн McLaren 1

Кубок конструкторов

Позиция Команда Очки
1. Mercedes-AMG 553
2. Red Bull 359
3. Ferrari 313
4. Force India 124
5. Williams 121
6. McLaren 62
7. Toro Rosso 47
8. Haas 28
9. Renault 8
10. Manor 1
3 октября 2016
Иллюстрации: Getty Images