Страна восходящего Нико

Безупречный Росберг, нервные чемпионы
и другие события Гран-при Японии

Сложно поверить, но гонка в Японии прошла без единого схода и вообще без каких-либо жестких инцидентов. Это второй после Китая подобный случай в текущем сезоне — и притом всего седьмой (!) за всю историю чемпионата. Но если все 22 машины на финише действительно остались целыми и невредимыми, то про моральное состояние некоторых гонщиков такого не скажешь. «Мотор» подводит главные итоги Гран-при Японии, все же не спеша с далеко идущими выводами, украдкой рисуя на плакате:

Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии

Нико — чемп…

Покруговая стенограмма событий гонки — как всегда в нашем традиционном онлайне

33 очка отрыва. Тридцать три. Теперь если Росберг упустит титул — то только из-за форс-мажора. Он может вообще больше ничего не выигрывать в этом сезоне: даже если Хэмилтон соберет четыре первых места из четырех оставшихся, Нико будет достаточно финишировать четырежды вторым. Или трижды вторым и разок третьим — набранного преимущества вполне хватит и на это. Только представьте, сколько злорадства может вылиться на Льюиса вместе с призовым шампанским! «Оно, конечно, с победой, напарник, но мы-то с тобой понимаем»…

Одному Нико известно, насколько трудно беречь себя от подобных грязных мыслишек. Но беречь обязательно надо: всю дорогу он был «хорошим парнем», который упорно трудился в тени более талантливого и яркого сокомандника, ждал своего часа — и все идет к тому, что вот-вот дождется. Сумасшедший же прессинг! Не зазнаваться. Не расслабляться. Не забывать, что единственный сход может снова все изменить — причем не столько по очкам, сколько по психологии. Потому что Хэмилтон, вновь почувствовавший вкус крови, может быть чертовски опасен.

Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 1
Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 2
Наглядная инфографика про баланс сил. Но эта мантра никогда не утратит актуальность: в Формуле-1 все очень. Быстро. Меняется.

Но в Японии Росберг, кажется, вовсе не думал о напарнике: он просто был однозначно лучшим гонщиком уик-энда. Приехал, выиграл три тренировки, квалификацию, гонку — и уехал. На эту будничность впору было бы посетовать — вот только Нико слишком долго был вторым, чтобы сейчас от его доминирования не захватывало дух. Это как канатоходец, впервые пересекающий пропасть без страховки. Дойдет ли? Удержится? Никто ведь в здравом уме не будет желать ему падения — хотя событийности и драмы в этом исходе будет куда больше, чем в успешном финише на той стороне. Поэтому пока замерли — и не дышим. Слишком давно «вторые пилоты» не выигрывали чемпионатов.

Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 3

Льюис возвращает свой 2007-й

Один из неоспоримых фактов про Хэмилтона заключается в следующем: это уже давно не тот сверхталантливый, но слишком нестабильный и эмоциональный юнец, что дебютировал в McLaren в 2007 году. Это состоявшийся, матерый пилот, практически лишенный слабых сторон. Все скандалы и трудности последних лет, как правило, делали британца только сильнее, собраннее, по-спортивному злее — и тот же Тото Вольфф не зря говорит, что Льюис работает тем лучше, чем выше прессинг. В конце концов, не далее как этим летом он показал, как умеет отыгрываться и перехватывать инициативу.

Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 4
Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 5
За одно действие в этот уик-энд Льюис все-таки достоин однозначного уважения. После гонки команда подала было официальный протест на действия Ферстаппена при обороне, но Хэм публично, через Твиттер, заявил, что никакой проблемы не видит. И протест действительно отозвали.

Возможно (а в этом сезоне возможно все), оставшиеся гонки опять пройдут под знаком особой магии Хэмилтона — но прямо сейчас все выглядит так, будто малайзийским взрывом мотора зацепило какие-то критически важные струны чемпионской души, откинув его в прошлое. В четверг он, подобно нерадивому школьнику, зависал в Snapchat во время официальной пресс-конференции, чем вызвал справедливую критику со стороны журналистов. К субботе Льюис успел на эту критику разобидеться и вообще объявил прессе бойкот. И все бы ничего — к закидонам британца мы привыкли — если бы физически не ощущалось, что и с гоночной формой у него не все в порядке.

Дело даже не в проигранной квалификации: в конце концов, Росберг брал японские поулы и в прошлые два года, а 0,013 секунды отставания — это и не разрыв вовсе. Момент истины наступил в воскресенье, когда после ночного дождя вся четная сторона стартовой решетки оставалась чуть влажной. Именно здесь Льюис, кажется, сорвался: сначала он, единственный из всех «четных», выпросил себе пару маршалов со строительными фенами, чтобы подсушить асфальт — а потом начисто провалил старт. И дело было совсем не в злополучном сыром пятне, а банально в нервах.

Дальше, конечно, был довольно красивый и уверенный прорыв с девятого места на третье — но обратите внимание на концовку гонки, когда Хэм настиг (и довольно быстро) едущего вторым Ферстаппена. На протяжении трех-четырех кругов он просто катался за Максом, толком не выходя на дистанцию атаки — а ведь именно сейчас каждое очко надо буквально вырывать с мясом! Да, обороняющийся Ферстаппен подобен тому грузину из анекдота про «карусэл-карусэл». Да, в итоге единственная атака Льюиса действительно закончилась опасно захлопнутой голландцем «калиткой». Но можно точно сказать, что Хэмилтон-чемпион действовал бы в этой ситуации иначе.

Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 6

За лидерами все более-менее привычно

Никак не вернется к нам и прежний Феттель — за Ferrari вместо него почему-то продолжает выступать нервный подросток, в очередной раз запомнившийся не гениальным пилотажем, а бесконечными радиожалобами на круговых, слушать которые было одновременно смешно и неловко. Причем в Японии, впервые за несколько этапов, алые машины были однозначно вторыми по скорости — но больше очков домой снова увезли пилоты Red Bull. Конечно, помогли им в этом и штрафы обоих пилотов Скудерии, отбросившие Кими и Себастьяна за спины Дэна и Макса — но ведь и стратеги Ferrari допустили несколько привычных недоработок и странностей. А если бы у престарелого двигателя Риккардо было чуть лучше с мощностью, жизнь подопечных Маурицио Арривабене оказалась бы еще сложнее. В общем, все говорит о том, что итальянцам пора окончательно переключаться на следующий сезон.

Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 7
Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 8
В официальном твиттере Renault прямо по ходу гонки запустили голосование на тему того, что больше всего бесит Феттеля. С огромным отрывом победил вариант «Весь мир». Круговые на втором месте.

Впору бросить борьбу и гонщикам Williams, которых снова обогнали парни из Force India — к концовке сезона Перес и Хюлькенберг подкатили на явно более шустрых машинах. Но это именно тот случай, когда стоит упираться до самого конца: достаточно одного «случайного» подиума — и от десяти очков отставания может моментально остаться ноль. Тем более, что любовь Williams к минимальному числу пит-стопов на Сузуке снова оправдалась: в районе середины дистанции бедных Боттаса с Массой не обгонял только ленивый — но они стоически вытерпели унижения и заехали-таки в десятку. Был бы результат лучше, пойди они на общую стратегию с двумя остановками? Совсем не факт. Как бы там ни было, есть подозрение, что в этом противостоянии последнее слово еще не сказано.

Пилоты Haas продолжают пожинать плоды неопытности своей команды: превосходный темп, позволивший им в субботу дружно забраться в топ-10, в воскресенье был угроблен неработающей резиной, неуклюжей тактикой и… слишком ровной гонкой. Потому что без дождя, без автомобиля безопасности и без единого схода места в очковой зоне разобрали представители пяти сильнейших команд, ни с кем другим не поделившись. Причем если Эстебан Гутиеррес еще и сам наошибался, провалившись на 20 позицию, то Роман Грожан все-таки сражался как мог и заслуживал что-нибудь отличное от «баранки». Как и поднабравший форму Джолион Палмер.

Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 9

А вот McLaren мы в прошлом обзоре, кажется, сглазили, назвав полноценной командой средней группы: мучения Баттона и Алонсо в хвосте пелотона живо напомнили прошлогоднюю ситуацию с одиозным «GP2 engine». Удивительный момент заключается в том, что на этот раз проблемы были связаны скорее не с мощностью силовой установки Honda, а с прижимной силой в скоростных поворотах. Зато теперь мы точно знаем, что у обеих частей команды — японской и британской — впереди еще тьма работы по возвращению былой формы.

Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 10

Кажется, Квят все-таки запряг

Злые языки говорят: да какой, мол, Даня русский пилот, если с 13 лет живет в Европе, а на родном языке изъясняется с акцентом? Ну, вот такой вот. По крайней мере, в том, что касается национальной фишки с долгим запряганием и быстрой ездой, у него все даже чересчур в порядке. Квят снова раскатился только ближе к концу сезона — и, похоже, до самого конца собирается стабильно опережать Карлоса Сайнца. Вот только не поздно ли это все?

Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 11
Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 12
В пятницу Квят запомнился внезапным сообщением по радио о «возвращении осьминога». Оказалось, на антенну перед его глазами налипла своеобразная каракатица из длинных кусков резины — причем с подобной штуковиной Квят встречался еще в 2014 году. Чудеса!

Прошлогодние моторы Ferrari, стоящие на машинах Toro Rosso, окончательно лишились сил, и попасть в очки Дане теперь поможет только массовый сход лидеров или случайно найденный цветик-семицветик. В чемпионате он почти наверняка останется позади напарника, несмотря на добытый еще в Red Bull подиум — иными словами, если не стрясется какое-нибудь совсем уж чудесное чудо, этот сезон можно будет считать проваленным.

Получит ли у уфимец еще один шанс? А Хельмут его знает! Но если да, то Дане придется прыгнуть выше головы — и в условиях нового регламента, на более быстрой технике, сразу показать отличный темп. Потому что вот это: «Сейчас, сейчас, докурим и поедем», — оно совсем не про Формулу-1. Ну, а пока пожелаем соотечественнику сохранить нынешний темп еще на четыре гонки — и, по крайней мере, с полным правом говорить о том, что возможности машины он выжал досуха.

Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 13

Ах, да: с чемпионством, Mercedes!

Третий подряд титул в командном зачете дался «Серебряным стрелам» настолько буднично, что об этом событии действительно легко забыть. Ну, делов-то: собрали суперкоманду, сделали супердвигатель под новый регламент — и давай все выигрывать направо и налево. Как будто мы ничего такого не видели ни у Red Bull с Феттелем, ни у Ferrari с Шумахером. Технически — да, скукота и вынос всех в одни ворота. Но есть одна вещь, которую все-таки надо отметить.

Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 14
Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 15
Во время символического отмечания чемпионства на пит-лейн Тото Вольффу настолько обильно прилетело шампанским от Нико Росберга, что… А, лучше смотрите сами.

«Трехлучевым» удалось сохранить самую спортивную из доминирующих команд последних лет. При всей жесткости противостояния Хэмилтона и Росберга в Mercedes все-таки сумели удержаться от прямого введения командной тактики, «Fernando is faster than you» и прочих мерзких Multi-21. Максимумом так и остались приказы не врезаться друг в друга под угрозой астрономических штрафов, но давайте честно: стоит ли за это осуждать Тото Вольффа и Ники Лауду?

Да, эти три года были предсказуемыми, но по крайней мере настолько честными, насколько это вообще возможно в современной Формуле-1. Поэтому давайте поблагодарим Mercedes за эту честность, насладимся оставшимися этапами — и не забудем обратиться к гоночным богам с молитвой о том, чтобы в следующем году за титул поспорили как минимум две команды. А лучше три. А еще лучше… Хотя стоп, трех будет вполне достаточно. \m

Оценки от «Мотора»

Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.

5/5

Нико Росберг

Кто-то еще сомневается, что он может стать достойным чемпионом?

3/5

Льюис Хэмилтон

Его все-таки можно выбить из колеи.

4/5

Себастьян Феттель.

Ехал-то объективно неплохо. Но сколько можно ныть?

4/5

Кими Райкконен

Чуть медленнее напарника, но зато гораздо тише.

4/5

Даниэль Риккардо

Говорит, что-то не то было с мотором. В любом случае, шестое место для нынешнего Red Bull — низковато.

5/5

Макс Ферстаппен

Использовал свой шанс по максимуму — и даже почти без скандалов. Молодец!

4/5

Фелипе Масса

Оба пилота Williams проехали как под копирку.

4/5

Вальттери Боттас

Оба пилота Williams проехали как под копирку.

5/5

Даниил Квят

Хорошо. Но поздно. Но хорошо.

4/5

Карлос Сайнц

Череда стабильно сильных выступлений испанца прервалась, но важные очки он набрать успел.

5/5

Нико Хюлькенберг

Снижать оценку Халку вроде не за что: место соответствует скорости машины.

5/5

Серхио Перес

Но считайте, что у Нико пятерка с минусом, а у Чеко — полноценная. За то, что в начале гонки ехал третьим.

4/5

Кевин Магнуссен

Форма Renault улучшилась, вот только Кевин с ней пока справляется хуже напарника.

5/5

Джолион Палмер

Неужели прямо настолько раскатился?

3/5

Фернандо Алонсо

Понятно, что дело скорее в машине, но результат в домашней для Honda гонке обескураживающий.

3/5

Дженсон Баттон

То же самое. Рановато мы поверили в McLaren.

4/5

Роман Грожан

После финиша француз не скрывал разочарования: говорит, на второй половине дистанции он ехал на секунду быстрее Williams. Что ж, одна из его ролей — быть лидером команды-дебютанта. Значит, сам недоработал.

2/5

Эстебан Гутиеррес

А вот Эстебана подвела не только и не столько команда, сколько он сам.

4/5

Маркус Эрикссон

Sauber продолжает болтаться где-то там.

3/5

Фелипе Наср

И оценивать гонщиков швейцарской команды выходит только относительно друг друга.

3/5

Паскаль Верляйн

Как и пилотов Manor…

5/5

Эстебан Окон…

…Где Окон внезапно привез напарнику аж 20 секунд на финише.

Безупречный Росберг, нервные чемпионы и другие события Гран-при Японии. Фото 16

Итоги гонки

Позиция Пилот Команда
1. Нико Росберг Mercedes-AMG
2. Макс Ферстаппен Red Bull
3. Льюис Хэмилтон Mercedes-AMG
4. Себастьян Феттель Ferrari
5. Кими Райкконен Ferrari
6. Дэниэл Риккардо Red Bull
7. Серхио Перес Force India
8. Нико Хюлькенберг Force India
9. Фелипе Масса Williams
10. Вальттери Боттас Williams
11. Роман Грожан Haas
12. Джолион Палмер Renault
13. Даниил Квят Toro Rosso
14. Кевин Магнуссен Renault
15. Маркус Экриссон Sabuer
16. Фернандо Алонсо McLaren
17. Карлос Сайнц Toro Rosso
18. Дженсон Баттон McLaren
19. Фелипе Наср Sabuer
20. Эстебан Гутиеррес Haas
21. Эстебан Окон Manor
22. Паскаль Верляйн Manor

Личный зачет

Позиция Пилот Команда Очки
1. Нико Росберг Mercedes-AMG 313
2. Льюис Хэмилтон Mercedes-AMG 280
3. Дэниэл Риккардо Red Bull 212
4. Кими Райкконен Ferrari 170
5. Макс Ферстаппен Red Bull 165
6. Себастьян Феттель Ferrari 165
7. Вальттери Боттас Williams 81
8. Серхио Перес Force India 80
9. Нико Хюлькенберг Force India 54
10. Фелипе Масса Williams 43
11. Фернандо Алонсо McLaren 42
12. Карлос Сайнц Toro Rosso 30
13. Роман Грожан Haas 28
14. Даниил Квят Toro Rosso 25
15. Дженсон Баттон McLaren 19
16. Кевин Магнуссен Renault 7
17. Паскаль Верляйн Manor 1
18. Джолион Палмер Renault 1
19. Стоффель Вандорн McLaren 1

Кубок конструкторов

Позиция Команда Очки
1. Mercedes-AMG 593
2. Red Bull 385
3. Ferrari 335
4. Force India 134
5. Williams 124
6. McLaren 62
7. Toro Rosso 47
8. Haas 28
9. Renault 8
10. Manor 1
10 октября 2016
Иллюстрации: Getty Images и Daimler