Мечтатель

Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс
 — на что еще тратит деньги руководитель Tesla

Этот человек большинству из вас знаком. Нет? Что же. Встречайте, Илон Маск, 45 лет, инженер, предприниматель и инвестор. Но больше он известен как владелец компании Tesla Motors. А еще Маск заслуживает статуса самого безумного (в хорошем смысле слова) бизнесмена. Нет, он не лезет в шоу-бизнес — он мечтатель, который творит будущее. Мы решили рассказать о его будущих, настоящих и прошлых проектах.

Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс — на что еще тратит деньги руководитель Tesla

Бурение

Начнем с планов Маска — теперь Илон собирается заняться бурением тоннелей. Что здесь безумного? Зная его гиперактивность, конечно же, ничего.

На свой новый проект он намекнул, написав в Twitter: «Трафик сводит меня с ума. Я собираюсь построить буровую машину и просто начать копать…» Похоже на шутку вроде тех, которые постят в Яндекс. Картах в пробках. Но в тот же день еще одним сообщением в социальной сети предприниматель подтвердил, что не шутил. Он написал: «Я на самом деле собираюсь сделать это».

Далее начались рассуждения о названии и слогане компании. Один из вариантов — The Boring Company («Буровая компания»; название можно перевести также как «Скучная компания»), а слоган — Boring, itʼs what we do («Бурим, вот что мы делаем» или «Скучаем, вот что мы делаем»). Илон даже изменил описание странички в Twitter. Теперь в нем значится следующее: «Tesla, SpaceX, Tunnels (yes, tunnels) & OpenAI». К сожалению, никакой конкретики по проекту он так и не дал. Издание Electrek отмечает, что еще в январе, говоря о проекте Hyperloop, бизнесмен лестно отзывался о тоннелях, как о способе спасения от пробок.

Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс — на что еще тратит деньги руководитель Tesla. Фото 1
Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс — на что еще тратит деньги руководитель Tesla. Фото 2

OpenAI

Маск не скрывает, что большое влияние на него оказало творчество писателя-фантаста Айзека Азимова. Поэтому проекты Илона в области искусственного интеллекта (ИИ) были лишь вопросом времени. Так и оказалось: Маск основал открытую некоммерческую компанию OpenAI, которая займется созданием дружественного человеку ИИ. Как отмечает бизнесмен, открытость организации позволит избежать концентрации в одних руках власти, полученной с использованием ИИ, как это было бы в случае с правительственной структурой. Пока у OpenAI нет особых достижений в области создания искусственного разума, а в штате трудятся около десяти человек.

Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс — на что еще тратит деньги руководитель Tesla. Фото 3

Hyperloop

Идею об электрических поездах, перемещающихся в вакууме, Илон Маск озвучил еще в 2012 году — в ответ на проект правительства США по строительству высокоскоростной железной дороги California High-Speed Rail, которая должна к 2029 году соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Илон раскритиковал проект, назвав железную дорогу самой медленной (322 км/ч) и самой дорогой (68,4 $ млрд) в пересчете на милю пути.

В 2013 году Маск презентовал 58-страничную «альфа-версию» проекта Hyperloop. Вкратце ее содержание звучит так: пассажирские капсулы, которые за счет перемещения в вакуумных стальных трубах окажутся в два раза быстрее самолета и в 3-4 раза быстрее скоростного поезда, смогут преодолевать расстояние от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско (561 км) за 30 минут, обойдутся в 10 раз дешевле правительственной California High-Speed Rail, будут работать от солнечной энергии и курсировать с короткими интервалами.

Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс — на что еще тратит деньги руководитель Tesla. Фото 4

Идея сразу нашла последователей. Несколько групп энтузиастов захотели воплотить проект в жизнь самостоятельно. Были основаны компании Hyperloop Transportation Technologies Inc (HTT) и Hyperloop Tech, которую позже переименовали в Hyperloop One (H1). Первая, во главе с сооснователем JumpStartFund Дирком Алборном и президентом SpaceX Гвинном Шотвеллом, уже имеет договоренность на строительство восьмикилометровой трассы в округе Кингс штата Калифорния, а также трассы, которая соединит Братиславу с Веной и Будапештом.

H1 договорилась о строительстве вакуумной трассы от Лас-Вегаса до побережья Тихого океана, а также о возведении 150-километровой трассы между Абу-Даби и Эль-Айн в ОАЭ. И хотя Илон Маск заявил, что не собирается участвовать в проекте Hyperloop, в январе 2015 года он признался, что его компания SpaceX займется строительством пятикилометровой трассы в Техасе.

Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс — на что еще тратит деньги руководитель Tesla. Фото 5

В мае 2016 года произошло знаковое событие проекта Hyperloop. Компания H1 провела в Неваде первое испытание разгонной установки вакуумного поезда. «Санки» (так разгонную установку назвали разработчики) оснастили линейными электромоторами, которые разогнали макет до 168 километров в час. Ускорение до ста километров в час заняло всего одну секунду. Испытания прошли на открытом пространстве. Компания H1 обещала провести до конца года испытания в вакуумной трубе, где «санки» планировалось разогнать до 1200 километров в час. Но – Новый год уже на носу, а известий от разработчиков пока нет.

Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс — на что еще тратит деньги руководитель Tesla. Фото 6

SpaceX

Несмотря на то, что компанию SpaceX Илон Маск основал еще в 2002 году, известность она приобрела после 2008-го, когда был подписан контракт с NASA. Основная задача компании — сделать полеты в космос более доступными, а летательные аппараты – многоразовыми. И ей это удалось. Инженеры SpaceX разработали ракеты-носители Falcon 1 и Falcon 9, а также космический грузовой корабль Dragon, который в космос отправляют эти самые носители.

Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс — на что еще тратит деньги руководитель Tesla. Фото 7

В 2008 году SpaceX успешно запустила ракету-носитель с жидкостными двигателями Falcon 1. В 2010 году корабль Dragon был успешно выведен на орбиту и доставлен на землю, а в 2012 году он стал первым частным кораблем состыковавшимся с МКС. В 2015 году компания SpaceX успешно посадила на землю первую ступень ракеты-носителя Falcon 9, доказав, что ее многоразовое использование частично возможно. Годом позже первая ступень ракеты-носителя Falcon 9 благополучно приземлилась на морскую платформу.

Для Маска SpaceX это не только бюджетные полеты в космос, но и возможность исследования новых планет — Илон одержим идеей колонизации Марса. В январе 2016 года он заявил, что его компания доставит первых колонизаторов на «красную» планету в 2020–2025 годах.

Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс — на что еще тратит деньги руководитель Tesla. Фото 8

«Астероид либо супервулкан может уничтожить нас. Вдобавок, мы подвержены рискам, никогда и не снившимся динозаврам: искусственно созданный вирус, случайное появление микроскопической черной дыры в результате физического эксперимента, катастрофическое глобальное потепление или какая-нибудь ещё неизвестная на сегодняшний день разрушающая технология может прекратить наше существование. На развитие человечества ушло миллионы лет, но за последние шестьдесят лет атомное оружие создало потенциал самоуничтожения. Рано или поздно наша жизнь должна будет выйти за пределы этого сине-зелёного шарика или мы вымрем», — заявил Маск в одном из интервью в 2015 году.

Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс — на что еще тратит деньги руководитель Tesla. Фото 9

Tesla Motors

Рассказывать про такие успехи Tesla Motors как автопилот, новые батареи или самые быстрые электрокары — нет смысла. Ведь вы и так почти каждую неделю узнаете что-то новое о достижениях «Теслы». Но знали ли вы, что уже пять лет подряд, несмотря на всю свою инновационность, компания терпит ежегодные убытки. И больше всего ей досталось в 2015 году — когда Tesla потеряла почти 900 миллионов долларов.

Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс — на что еще тратит деньги руководитель Tesla. Фото 10

Убытки неимоверные, но, как и другие компании Илона Маска, Tesla Motors пользуется помощью государства: налоговые льготы от штата Невада, 500 миллионов долларов от штата Калифорния в рамках законодательства, поддерживающего электрокары, кредит от Министерства энергетики США на сумму 465 миллионов, многотысячные предзаказы на новые модели. А дальше будет еще круче, ведь новый президент США Дональд Трамп готовится назначить Маска на пост советника по экономике.

Через пару лет Tesla собирается выпускать больше полумиллиона электрокаров каждый год, готовится открыть собственную фабрику по производству батарей, хочет расширить географию сборочных производств и отменяет бесплатную подзарядку на собственных станциях — кажется, Маск решил наконец-то начать зарабатывать на своем самом успешном проекте.

Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс — на что еще тратит деньги руководитель Tesla. Фото 11

Solar City

Компанию Solar City основали в 2006 году братья Питер и Линдон Райв, но идею бизнеса в области энергетики им подкинул кузен – Илон Маск. И именно он возглавил проект на начальном этапе.

Уже через год после основания компания вырвалась в лидеры в сфере услуг по установке солнечных панелей в Калифорнии. А в 2009 году компания Solar City, выкупив бизнес SolSource Energy у Clean Fuel Connections, ворвалась на рынок зарядных станций для электромобилей, начав со строительства зарядных комплексов на маршруте между Сан-Франциско и Лос-Анжелесом для моделей Tesla.

Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс — на что еще тратит деньги руководитель Tesla. Фото 12

X.com

Мы подошли к самому интересному — к тому, с чего началась империя Илона Маска. В 1996 году еще никому не известный изобретатель основал компанию Zip2. Она специализировалась на программном обеспечении для новостных компаний и была успешно продана тремя годами позже за 308 миллионов долларов. Часть полученных от продажи денег Илон вложил в проект X.com, который занимался безопасностью персональных электронных денежных переводов через электронную почту.

Искусственный разум, вакуумный поезд и полеты на Марс — на что еще тратит деньги руководитель Tesla. Фото 13

В 2000 году компания X.com произвела слияние с фирмой Confinity, одно из отделений которой называлось PayPal и выполняло те же функции, что и X.com. Системы решили объединить в одну, но из-за разногласий в руководстве в вопросах выбора бренда, совет директоров был вынужден отстранить Илона Маска. В итоге, вся компания была переименована в PayPal и продана в 2002 году за полтора миллиарда долларов. Владелец 11,7 процента акций Илон получил 165 миллионов долларов, которые и стали стартовым капиталом для его космической одиссеи SpaceX и электрического гиганта Tesla. \m