Журнал «За рулем»
Издание, которое более чем полвека оставалось единственным автомобильным СМИ в СССР.В 1928 году выходит журнал «За рулем». Он не был первым автомобильным изданием в стране: еще до революции существовал журнал «Автомобиль», в 20-е годы издавался журнал «Мотор», но им не было суждено долголетие. А «За рулем» более чем на полвека превратился в монополиста: вплоть до 1989 года он оставался единственным автомобильным СМИ в СССР.
На обложке первого номера – тысячный выпущенный АМО-Ф-15. В главной статье, посвященной перспективам автомобильной промышленности в СССР, автор честно признает: «По своему автотранспорту наш Союз занимает самое последнее место среди всех сколько-нибудь индустриальных стран». Небольшие заметки рассказывают о зарубежных достижениях, например, о внедрении на автомобилях «тройного стекла» – в Советском Союзе пока такого нет.
В статье «Барахло на ходу» с неожиданной для тех лет прямотой еще раз сообщается: «Мы не представляем себе, на чем мы ездим и какой музей на колесах является автопарком СССР».
я выбрал вместо рекламы.
Номер состоит из 48 черно-белых страниц. Вплоть до начала 90-х годов «За рулем» останется таким же тоненьким журналом, большинство страниц которого и после Перестройки – не глянцевые и не цветные. Но это совсем не мешало огромной популярности издания. На пике спроса – в конце 80-х годов – тираж достигал 4,5 миллиона экземпляров.
Именно из него советские автомобилисты узнавали, как разобрать стартер «Жигулей», с его помощью проходили «Экзамен на дому» – подготовку к «теории» для получения прав, а также получали крупицы знаний о мировом автопроме и знакомились со старинными моделями и новейшими спорткарами по рисункам Александра Захарова. В журнале «За рулем» работал знаменитый советский автоисторик Лев Шугуров.
Ну а в самых ранних номерах стихи на автомобильные темы публикует Владимир Маяковский:
Не избежать мне
сплетни дрянной,
ну, что ж, —
простите, пожалуйста,
что я
из Парижа
привез Рено,
а не духи
и не галстук.