Опубликовано 15 декабря 2023, 07:00
4 мин.

Всё про новый мотор Lada 1.8 Evo

АвтоВАЗ представил модернизированный двигатель для Весты с вариатором
АвтоВАЗ перезапускает производство 1,8-литрового двигателя. Это самый объёмный агрегат компании, которому уже исполнилось семь лет. Теперь на конвейер встаёт его модернизированная версия: почти на два года мотор, который ставили на Vesta и XRay, пропал из линейки. Недоступность зарубежных поставщиков вынудила завод искать замену многим деталям и практически пересобрать мотор заново. Глобально его конструкция не изменилась, индекс и основные характеристики остались теми же, но были внедрены 25 новых и модернизированных элементов. Что именно изменилось в агрегате, рассказываем в нашей статье.
Всё про новый мотор Lada 1.8 Evo
© АвтоВАЗ

Производство первой итерации 1,8-литрового двигателя началось в 2016 году, однако быстро выяснилось, что у него есть один большой недостаток — масложор.

С повышенным расходом масла заводу удалось справиться только через пять лет, когда в серию была запущена модернизированная версия. Был заменен редукционный клапан масляного насоса, появились новые трехкомпонентные маслосъемные кольца, изменились направляющие втулки клапанов и уплотняющие кромки маслосъемных колпачков.

Всё про новый мотор Lada 1.8 Evo

© АвтоВАЗ

Как говорят на АвтоВАЗе, проблему с повышенным угаром масла не удалось выявить при подготовке агрегата к серии из-за недостатков процесса испытаний: например, в цикл не была включена процедура движения в режиме торможения двигателем. А именно в нём и наблюдался масложор. Теперь же движение на передаче с отпущенной педалью газа является обязательным элементом валидации.

К разработке второй модернизированной версии мотора 1.8, получившего приставку Evo, приступили год назад. Нужно было провести большую работу: импортозаместить многие детали, собрать это всё воедино, протестировать и так далее. Ранее многие элементы агрегата поставляли зарубежные компании (в основном европейские) с известными именами: Bosch, Siemens, Mahle, Continental, Schaeffler, TRW…

Теперь, как говорят на АвтоВАЗе, их заменили продукцией «восточных партнёров» — это, в основном, конечно, Китай. Но не целиком. Например, распредвалы и катушки зажигания Eldor — турецкого производства, шатуны в сборе с поршнями поставляют из Индии, маслонасос — из Кореи, а ремень ГРМ — фирмы Hola, у которой (неожиданно) корни в Нидерландах.

Российские детали тоже есть. У нас производят чугунный блок цилиндров, головку блока, коленвал, элементы выпуска и некоторые другие элементы. Например, коллектор впуска, дроссель и водяной насос, а из локальных компонентов также изготавливается графитовое покрытие поршней. В компании говорят, что выбор в пользу готовых решений был сделан ради ускорения запуска нового двигателя в серию — в дальнейшем процент локализованных деталей будет увеличиваться.

Всё про новый мотор Lada 1.8 Evo

© АвтоВАЗ

Простой заменой поставщиков дело не ограничилось. Одно из главных изменений — появление «безвтыковой» шатунно-поршневой группы (на поршнях теперь есть специальные выемки), благодаря которой исключается контакт при аварийном обрыве ремня ГРМ.

Была изменена геометрия камеры сгорания в поршне и увеличена глубина лунок под клапанами, За счёт этих доработок удалось улучшить показатели качества топливо-воздушной смеси, улучшить отвод тепла от поршня, а также снизить расход масла на угар и механические потери.

Всё про новый мотор Lada 1.8 Evo

© АвтоВАЗ

В блоке цилиндров появились дополнительные ребра жёсткости и бобышки крепления для кронштейна промопоры приводного вала — всё это сделано в целях подготовки под модификации с вариатором. Для этого же изменили систему крепления кронштейна правой опоры — теперь она будет держаться на трех болтах вместо двух.

Также была доработана крышка ГБЦ: появился новый штуцер маслоотделителя системы вентиляции. На АвтоВАЗе обещают, что благодаря этому полностью решён вопрос с запотеванием.

Изменился и поддон картера, где добавились направляющие рёбра, препятствующие отливу масла при активной езде, а также точки крепления для присоединения автоматической трансмиссии. Оптимизирована и зона забора масла вместе с внедрением нового приёмника из полиамида, который вполовину легче прежнего металлического. Это тоже должно положительно сказаться на поступлении масла при экстремальном вождении.

В двигателе теперь используется новая топливная рампа, которая на 30 процентов производительнее прежней, а полиамидная топливная трубка увеличенного диаметра и длины с особым профилем переходного сечения позволила избавиться от рывков и тычков, которые могли возникать из-за пульсации давления бензина.

Всё про новый мотор Lada 1.8 Evo

© АвтоВАЗ

Ну и конечно, как вы уже поняли, многое было сделано ради подготовки мотора под установку нового вариатора, в том числе внедрен приводной диск (вместо прежнего маховика) и новый блок управления, разработанный в сотрудничестве с фирмой «Итэлма». Ранее на моторе 1.8 использовался блок Bosch.

Какую именно трансмиссию планируется использовать, на АвтоВАЗе не уточняют, но по слухам, это коробка передач фирмы WanLiYang (WLY), и ее полное название WanLiYang CVT18. Но на заводе особо отмечают, что впервые в истории самостоятельно подготовили калибровки двигателя и коробки передач

Линия, на которой собирают моторы 1.8 Evo, состоит из 17 постов — каждые 3,5 минуты с конвейера сходит новый двигатель. На каждом из постов точное выполнение всех техпроцессов контролирует автоматика: в случае пропуска операции, её некорректного выполнения или любого несоответствия — процесс сборки конкретного агрегата блокируется. Все гайковерты настроены на определенный крутящий момент и на точные координаты, чтобы соблюдалась схема затяжки. Вся информация о выполненных операциях сохраняется на заводском сервере.

Линия, на которой собирают моторы 1.8 Evo, состоит из 17 постов — каждые 3,5 минуты с конвейера сходит новый двигатель. На каждом из постов точное выполнение всех техпроцессов контролирует автоматика: в случае пропуска операции, её некорректного выполнения или любого несоответствия — процесс сборки конкретного агрегата блокируется. Все гайковерты настроены на определенный крутящий момент и на точные координаты, чтобы соблюдалась схема затяжки. Вся информация о выполненных операциях сохраняется на заводском сервере.

© АвтоВАЗ

Сборка Lada Vesta с обновлённым мотором и вариатором уже началась: до конца года выпустят 25 машин, которые направят на тестовые испытания. Серийное производство начнётся в январе следующего года, а продажи — весной-летом.

К концу 2024-началу 2025 года АвтоВАЗ планирует ещё несколько нововведений. Во-первых, в качестве альтернативы вариатору для 1,8-литрового мотора должна появиться шестиступенчатая механическая коробка передач китайского производства.

В ходе контроля качества автоматика проверяет коленвал и распредвалы в головке блока, прокручивая их, а затем тестируется двигатель в сборе. Электроника оценивает герметичность магистралей смазки и охлаждения, а также проводит холодные испытания, когда мотор прокручивается на различных оборотах. Всего стенд считывает более 160 параметров.

В ходе контроля качества автоматика проверяет коленвал и распредвалы в головке блока, прокручивая их, а затем тестируется двигатель в сборе. Электроника оценивает герметичность магистралей смазки и охлаждения, а также проводит холодные испытания, когда мотор прокручивается на различных оборотах. Всего стенд считывает более 160 параметров.

© АвтоВАЗ

Во-вторых, запланирована модернизация 16-клапанного мотора объемом 1,6 литра. По предварительным данным, его отдачу увеличат со 106 до примерно 120 лошадиных сил. А затем станет мощнее и агрегат 1.8, чью мощностью доведут до 130 сил.

Ну а в самой отдалённой перспективе АвтоВАЗ планирует разработать собственный турбомотор. Однако когда именно это может произойти, пока не ясно.

По состоянию на середину декабря АвтоВАЗ собрал 250 обновлённых моторов 1.8

По состоянию на середину декабря АвтоВАЗ собрал 250 обновлённых моторов 1.8

© Motor.ru

Во сколько может обойтись Lada Vesta с мотором 1.8 и вариатором предсказать сложно. Но, скорее всего, цена приблизится к 2 миллионам рублей: сейчас седан с 1,6-литровым двигателем стоит от 1,5 до 1,8 миллиона рублей.