В Москве введут "безвыхлопные" зоны

15 июля 2003
Московские власти планируют ввести в столице зоны, доступ в которые будет разрешен лишь автомобилям, оборудованным нейтрализаторами выхлопных газов и имеющим экологический паспорт, сообщает во вторник газета "Коммерсант".

Как заявил глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Леонид Бочин, подобные зоны имеются практически во всех развитых странах мира. Для въезда в такую зону автомобиль должен иметь нейтрализатор выхлопных газов и определенный знак, подтверждающий прохождение машиной контроля ее "экологичности".

Планируется, что экологические паспорта будут выдаваться при прохождении техосмотра и наклеиваться на лобовое стекло. Решение о выдаче подобного знака будет приниматься ГИБДД совместно с природоохранным департаментом.

В случае если сотрудник ГИБДД или экологической милиции обнаружит в "безвыхлопной зоне" автомобиль без этого знака, водитель будет оштрафован. Леонид Бочин в связи с этим заявил: "Пока размер штрафа не установлен. Он будет утвержден в поправке к закону 'Об административных правонарушениях'. Считаю, что штраф должен быть таким, чтобы в другой раз неповадно было".

Карта охраняемых от выхлопов зон будет составлена на основе мониторинга столичного воздуха, проводимого сейчас 29 автоматическими станциями. Уже известно, что экологические ограничения на въезд распространятся на центр города и некоторые районы юга и юго-востока Москвы. По словам Бочина, ограничение коснется в первую очередь грузового транспорта. Впоследствии же, по его словам, дело дойдет и до легковых автомобилей.

Федеральные власти считают, что новая инициатива московского правительства незаконна. "У нас принята федеральная программа развития автопрома, по которой предусмотрен постепенный переход на уровень выхлопа 'Евро-2'. Устанавливать свои нормативы и навязывать потребителю сертификацию в виде экологического паспорта московские власти не уполномочены", - заявил председатель правления Конфедерации обществ прав потребителей Дмитрий Янин. Замминистра же природных ресурсов Кирилл Янков добавил: "Россия не Америка, где проблемы можно решать на уровне штата. И потом, в Москву приезжают люди со всей России, а выдавать экологические паспорта московские власти будут только своим. Так что идея хороша, но юридически неправомерна".

Однако власти столицы ссылаются на федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха", по которому субъект РФ имеет право ограничивать въезд автотранспорта в зоны экологической опасности.