Опубликовано 14 июня 2011, 19:57

Четыре часа Монреаля

Дженсон Баттон выиграл дождевой Гран-при Канады
Гран-при Канады стал рекордным по продолжительности в истории Формулы-1. Победитель гонки Дженсон Баттон из McLaren пересек финишную черту через четыре часа и четыре минуты после старта. Для британца эта победа стала десятой в карьере, а для команды McLaren – второй в нынешнем сезоне.
Фото команд
Фото команд

Вторая подряд гонка в Формуле-1 была разбита на две части и не вписалась в отведенные регламентом два часа. Победитель Гран-при Канады Дженсон Баттон закатил свой McLaren в закрытый парк, когда с момента старта гонки прошли уже все четыре. За это время помимо автомобилей Формулы-1 на трассу имени Жиля Вильнева выезжали: пять раз – машина безопасности, пару раз – эвакуаторы, несчетное количество раз – машины технических служб, предназначенные для уборки воды, а также выходили члены команд, люди со швабрами и птицы.

Баттон закончил последний круг, когда секундомер отсчитал с начала гонки четыре часа, четыре минуты и 39 секунд. К этому моменту Дженсон лидировал в Гран-при Канады немногим более минуты. Все остальное время пелетон попеременно возглавляли Себастьян Феттель на Red Bull RB7 и Бернд Майландер на Mercedes-Benz SLS AMG. Долгое время казалось, что первым пересечь финишную черту действующему чемпиону мира может помешать только водитель автомобиля безопасности. Но Феттель в итоге помешал себе сам.

Первой в этом году воскресной ошибки Себастьяна пришлось ждать до последнего круга седьмого Гран-при сезона. Она получилась совсем незначительной, но позади был тот, кто смог ею воспользоваться: Дженсон Баттон одержал десятую – и, по его собственным словам, «пожалуй, лучшую» – победу в своей карьере.

Знаменитый кинорежиссер и сценарист Джордж Лукас приехал в воскресенье на остров Нотр-Дам в Монреале не зря – у Гран-при Канады 2011 года можно было позаимствовать не один захватывающий сюжет.

Непобедимый Феттель?

Начиналось все весьма предсказуемо. Забронировать поул-позицию Феттелю не помешала даже пятничная авария. Как и в Турции, пропустив по собственной вине часть свободных заездов, действующий чемпион мира все равно отжал у соперников первую строчку в квалификационном протоколе. Авария, безусловно, на пользу не пошла, но в пятничном инциденте было даже что-то положительное, если не сказать статусное – в конце концов, Феттель приложил RB7 о знаменитую «Стену чемпионов». Имеет на это полное право...

Пилотам Ferrari до Гран-при Канады в традиционной фотосессии по итогам квалификации принимать участие в этом году еще не доводилось – в Монреале же в тройку попали сразу оба пилота Scuderia. Итальянский коллектив понемногу выбирается из кризиса, но делать далекоидущие выводы по результатам квалификации в Монреале все же рано – многие соперники, доверившись прогнозу, выбрали дождевые настройки, пожертвовав позицией на старте.

Пилотам Ferrari до Гран-при Канады в традиционной фотосессии по итогам квалификации принимать участие в этом году еще не доводилось – в Монреале же в тройку попали сразу оба пилота Scuderia. Итальянский коллектив понемногу выбирается из кризиса, но делать далекоидущие выводы по результатам квалификации в Монреале все же рано – многие соперники, доверившись прогнозу, выбрали дождевые настройки, пожертвовав позицией на старте.

Еще в начале недели синоптики предсказали ливень во время гонки, но учитывая традиционно низкую степень достоверности подобных прогнозов, не все поверили канадским метеорологам. Среди тех, кто поставил на дождь, оказались McLaren и Mercedes GP. Навязать борьбу Red Bull и Ferrari в квалификации они не смоли, но зато риск оправдался в гонке. Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон расположились на пятой и седьмой позициях, а Михаэль Шумахер вновь проиграл Нико Росбергу – молодой немец вклинился между гонщиками McLaren. Замкнули десятку сильнейших два пилота Renault, но Ник Хайдфельд и Виталий Петров были единственными, кто проиграл Феттелю в третьем сегменте более секунды.

Хляби небесные

То, что гонка будет дождевой, стало понятно с утра – дождь зарядил задолго до старта и успел изрядно полить трассу перед началом Гран-при.

По заведенной после массового завала в 1998 году в Спа традиции, гонка началась в режиме желтых флагов. Машина безопасности покинула трассу только спустя четыре круга после того, как погасли огни стартового светофора.

По заведенной после массового завала в 1998 году в Спа традиции, гонка началась в режиме желтых флагов. Машина безопасности покинула трассу только спустя четыре круга после того, как погасли огни стартового светофора.

Первого столкновения ждать пришлось недолго, и устроил его именно тот, от кого этого ждали. Тройка лидеров послестартовую связку преодолела чисто: Фернандо Алонсо решился было пойти в атаку на Себастьяна Феттеля, но немец оставил испанцу на входе в поворот внешнюю траекторию, и лидеру Ferrari пришлось отступить. Фернандо выкатился из первого поворота достаточно широко, чуть приоткрыв дверь для Фелипе Массы, но бразилец атаковать напарника не стал. То ли не захотел рисковать, то ли - слушать затем по радио, что «Фернандо быстрее»...

Зато Льюис Хэмилтон поводов осторожничать не обнаружил. От Red Bull Марка Уэббера перед входом в первый поворот MP4-26 британца отделяло несколько корпусов, но, как предположил после финиша австралиец, Льюис, похоже, решил, что отмашку клетчатым флагом дадут уже в третьем повороте. Хэмилтон использовал явно не весь потенциал тормозной системы своего McLaren и, чуть боднув автомобиль Марка, отправил его в эффектный разворот…

Двухнедельного перерыва после Гран-при Монако будто и не было. От McLaren под номером «3» машины продолжали отскакивать и в Монреале.

Двухнедельного перерыва после Гран-при Монако будто и не было. От McLaren под номером «3» машины продолжали отскакивать и в Монреале.

Столкнувшись с Уэббером, Льюис оказался на некоторое время заблокирован и потерял несколько позиций. Впрочем, ему в последнее время, похоже, все равно за какие места бороться. Главное – просто бороться.

Тем не менее, со следующим соперником ему не слишком повезло. В Монако Михаэль Шумахер в борьбе с Льюисом предпочел не рисковать и посторонился, однако на сей раз немец был чуть менее тактичен. Когда британец все же решился поравняться с Mercedes W02 перед шпилькой, семикратный чемпион оставил сопернику только внешнюю траекторию. В итоге Льюис зашел в поворот по большому радиусу и мимо смог протиснуться Дженсон Баттон.

Долго терпеть Хэмилтон не стал – Льюис попытался пройти напарника на стартовой прямой, но Дженсон просто не заметил атаки и едва не размазал Льюиса по пит-уолл. Напарники столкнулись, и оба получили по проколу. Повреждения машины Хэмилтона выглядели серьезнее, команда сообщила британцу по радио, что у него неисправна подвеска, и через несколько поворотов он припарковал свой McLaren. Место для этого было выбрано не слишком удачно, и судьям пришлось выпустить на трассу автомобиль безопасности. Во второй, но далеко не в последний раз. Если по ходу первых пяти Гран-при многим казалось, что Бернд Майландер получает заработную плату ни за что, то за две прошедшие гонки – в Монако и Монреале – водитель пейс-кара даже перевыполнил квартальную норму. В Канаде в общей сложности Майландер возглавлял пелотон на протяжении 28 кругов из 70-ти.

После того, как орудие борьбы Льюиса Хэмилтона с соперниками было убрано с трассы, гонка возобновилась – впрочем, совсем ненадолго. Получивший после посещения боксов комплект свежих промежуточных покрышек Баттон начал показывать такие секунды, что спровоцировал целую волну пит-стопов. В боксы один за другим ринулись Рубенс Баррикелло, Адриан Сутил, а также шедшие в лидирующей группе Алонсо, Шумахер и Росберг. Уже через пару минут всем им пришлось пожалеть о своем решении...

Начавшийся ливень заставил Майландера вновь завести двигатель своего SLS AMG, а спустя еще несколько минут погоде удалось сделать то, чего не успел Хэмилтон – заставить судей остановить гонку.

Большая перемена

Шины, как оказалось, лучше было не менять. Многие из пилотов, которые не переходили на промежуточные покрышки, в итоге решили поставить свежие комплекты дождевых, но в выигрыше оказались те, кто не останавливался в боксах совсем. К 25 кругу, когда маршалы расчехлили красные флаги, таких в пелотоне осталось совсем немного, но практически все они в итоге оказались в лидирующей группе.

Особенно эффектно – впрочем, как это зачастую и бывает – смотрелся Камуи Кобаяси. Японец на своем Sauber шел быстрее многих пилотов топ-команд и в итоге перед остановкой гонки перебрался на второе место – и дело тут не только в грамотной тактике.

Особенно эффектно – впрочем, как это зачастую и бывает – смотрелся Камуи Кобаяси. Японец на своем Sauber шел быстрее многих пилотов топ-команд и в итоге перед остановкой гонки перебрался на второе место – и дело тут не только в грамотной тактике.

Также не останавливались в боксах пилоты Renault и Пол Ди Реста из Force India. Как и в Монако, красные флаги позволили пилотам сменить резину. В первой шестерке из тех, кто поменял шины по ходу гонки, остались только Фелипе Масса и Себастьян Феттель. Но немец первенство потерять и не мог – всякий рестарт лидер сезона проводил практически идеально, а затем каждый раз уходил в небольшой отрыв.

Перерыв длился около двух часов – за это время практически все пилоты покинули кокпиты и отправились в боксы: Михаэль Шумахер общался с Кеном Блоком, Виталий Петров – с инженером Айо Комацу, а Феттель присел на командный мостик на пит-уолл. Воды на трассе было так много, что, казалось, заплыть на нее вполне мог какой-нибудь прогулочный катер из реки Святого Лаврентия.

Чтобы очистить трассу от воды, работники автодрома трудились не покладая рук, и в итоге – уже во время гонки – в прямом смысле слова валились с ног. Канадским маршалам надо отдать должное – к тому моменту, когда судьи все же решились дать рестарт, воды на трассе было совсем немного. Если не сказать – мало.

Рестарт вновь был дан за автомобилем безопасности, и за те десять кругов, что пилоты плелись за серебристым SLS AMG Майландера, дождевые Pirelli P Zero практически высушили траекторию. И когда Бернд свернул на пит-лейн, в боксы бросились и несколько пилотов Формулы-1 – за промежуточными покрышками.

Шоу Камуи и Шуми

Ожидания тех, кто думал, что Камуи Кобаяси после рестарта начнет терять позиции, не оправдались. Да, самурай не поспевал за Себастьяном Феттелем, но с атаками Фелипе Массы справлялся достаточно легко – чтобы опередить Sauber, бразильцу пришлось дождаться ошибки самого японца.

Гонка Камуи посыпалась на 51 круге – до этого Кобаяси шел вторым. Причем шел, как принято в таких случаях говорить, очень уверенно. Но небольшая ошибка позволила выйти вперед не только Массе, но и пробившемуся в первые ряды Михаэлю Шумахеру. О подиуме Камуи пришлось забыть.

Затем Кобаяси пропустил летящего Дженсона Баттона и позволил Нику Хайдфельду вплотную подобраться к себе. У немца был весьма неплохой уик-энд, но только до тех пор, пока он не догнал гонщика Sauber – Камуи неожиданно замедлился во втором повороте, Ник не успел затормозить и повредил о болид японца переднее антикрыло своей Renault. Через пару сотен метров конструкция, призванная генерировать прижимную силу, оторвалась и заставила автомобиль Ника чуть подлететь. Надломленное крыло попало под колеса, автомобиль стал неуправляемым и врезался в стену. Трасса оказалась усеяна обломками и лидерство в гонке вновь перешло к Майландеру.

После очередного, пятого и последнего, рестарта Камуи пропустил вперед Виталия Петрова, а в самом финишном створе - и Фелипе Массу.

Бразилец мог бы закончить гонку на подиуме, но после того, как он переобулся в слики, Масса был не слишком осторожен при обгоне кругового. Фелипе еще повезло, что удар о стену случился по касательной. После пит-стопа для замены переднего антикрыла Масса вывалился из первой десятки, но за оставшиеся 15 кругов смог не только в нее вернуться, но и выйти на седьмое место. Шестое бразилец вырвал на самых последних метрах.

Виталий Петров повторил свой лучший прошлогодний результат, финишировав пятым. По ходу гонки россиянин практически не обгонял, но ехал стабильно, а Айо Комацу практически всегда принимал верные решения – в итоге после Гран-при Канады Петров отыграл несколько позиций в личном зачете чемпионата и теперь идет седьмым, лишь один балл проигрывая Фелипе Массе.

Виталий Петров повторил свой лучший прошлогодний результат, финишировав пятым. По ходу гонки россиянин практически не обгонял, но ехал стабильно, а Айо Комацу практически всегда принимал верные решения – в итоге после Гран-при Канады Петров отыграл несколько позиций в личном зачете чемпионата и теперь идет седьмым, лишь один балл проигрывая Фелипе Массе.

Михаэль Шумахер, обойдя Виталия Петрова, оказался в итоге на четвертом месте. Это повторение лучшего результата немца в Mercedes GP, однако у него были все шансы подняться на подиум.

Сложно сказать, на каком месте финишировал бы семикратный чемпион мира, не допусти стратеги команды тактический просчет в самом начале. Михаэль был одним из тех, кто на рестарте гонки обул промежуточные шины, а затем сменил их на дождевые. В итоге к моменту возобновления гонки он был лишь 12-м, но затем...

Безусловно, Михаэлю немного помогли дождевые настройки его W02, но в Канаде болельщики, наконец, увидели того самого, настоящего Шумахера. До появления на трассе последнего пейс-кара Михаэль был быстрейшим пилотом – несколько позиций было отыграно за счет быстрого пит-стопа, но и сам Шуми не терял много времени на разглядывание антикрыльев соперников. В эпизоде с обгоном Кобаяси и Массы ему немного повезло, но столь изящно воспользоваться борьбой соперников смог бы не каждый. Чуть менее чем за двадцать кругов до финиша Шуми вышел на второе место, а после рестарта даже боролся за лидерство. Пусть всего на протяжении пары поворотов, пусть безуспешно и практически без шансов затем удержаться впереди, но факт остается фактом – за девять кругов до финиша Михаэль был в полукорпусе от того, чтобы впервые за почти пять лет выйти на чистое первое место в Гран-при Формулы-1.

На заключительных кругах дождевые настройки Mercedes не позволили Михаэлю сдержать атаки Дженсона Баттона и Марка Уэббера.

На заключительных кругах дождевые настройки Mercedes не позволили Михаэлю сдержать атаки Дженсона Баттона и Марка Уэббера.

Уэббер в итоге финишировал третьим. Австралиец в финале гонки несколько раз безуспешно атаковал Шумахера и в итоге прошел немца уже после того, как их обоих обогнал Баттон.

В протоколе Гран-при Канады Марк расположился непосредственно позади напарника по команде. Феттель уверенно контролировал ход гонки, но только до тех пор, пока в зеркалах заднего вида не появился McLaren Баттона.

Великолепный Дженс

Едва ли не каждый из пилотов после Гран-при Канады может рассказать свою историю противостояния с Дженсоном Баттоном. Британец обогнал в этой гонке практически каждого, а многих даже дважды. По ходу Гран-при чемпион мира 2009 года шесть раз заезжал на своем MP4-26 на пит-лейн, а во время перерыва зашел туда пешком. Он столкнулся с напарником по команде и выбил с трассы Фернандо Алонсо. Он поучил два прокола, а когда до конца гонки оставалось менее половины дистанции, шел на последнем месте. Но все равно победил.

Всего, что произошло за четыре часа канадской гонки, не вспомнит, наверное, уже и сам Дженсон. Но последние круги он не забудет уже никогда. Пройдя Шумахера, британец бросился в погоню за Феттелем.

Тот отрыв, что Себастьян успел создать, пока вторым шел Михаэль, был съеден практически моментально. Феттель пытался прибавить, но Дженс все равно был быстрее. Даже немного жаль, что действующий чемпион ошибся на середине круга. Было бы очень интересно посмотреть на атаку Дженсона в конце длинной задней прямой – в том, что он бы в нее пошел, нет никаких сомнений. Но, так или иначе, в воскресной ошибке Феттеля, как и в пятничной, тоже есть что-то положительное – пусть и не для него самого. В конце концов, хоть теперь стало понятно, что он все еще человек и может нервничать и ошибаться...

Победа Дженсона в Канаде стала десятой в его карьере – причем пять из них были одержаны в дождевых условиях, а в составе McLaren он не выиграл еще ни одной «сухой» гонки.

Победа Дженсона в Канаде стала десятой в его карьере – причем пять из них были одержаны в дождевых условиях, а в составе McLaren он не выиграл еще ни одной «сухой» гонки.

Благодаря успеху в Монреале Баттон вышел на второе место в личном зачете чемпионата. Но Феттелю Дженс уступает уже 60 очков. Себастьян хоть и проиграл схватку за победу, но продолжает уверенно двигаться к своему второму титулу. В гонках в этом сезоне Себ еще ни разу не опускался ниже второго места.

Интрига в чемпионской гонке уже при смерти, но вряд ли кто-то будет ее оплакивать, если в Формуле-1 до конца сезона будет еще хотя бы парочка таких Гран-при, как в Канаде.

Результаты Гран-при Канады

МестоГонщикКомандаВремя
1.Дженсон БаттонMcLaren1ч 23:50.995
2.Себастьян ФеттельRed Bull+2,7
3.Марк УэбберRed Bull+13,8
4.Михаэль ШумахерMercedes GP+14,2
5.Виталий ПетровRenault+20,3
6.Фелипе МассаFerrari+33,2
7.Камуи КобаясиSauber+33,2
8.Хайме АльгерсуариToro Rosso+35,9
9.Рубенс БаррикеллоWilliams+45,1
10.Себастьен БуэмиToro Rosso+47,0
11.Нико РосбергMercedes GP+50,4
12.Педро де ла РосаSauber+63,6
13.Витантонио ЛиуцциHRT+1 круг
14.Жером д’АмброзиоMarussia Virgin+1 круг
15.Тимо ГлокMarussia Virgin+1 круг
16.Ярно ТруллиTeam Lotus+1 круг
17.Нараин КартикеянHRT+1 круг
18.Пол ди РестаForce India+3 круга
19.Пастор МальдонадоWilliamsсход
20.Ник ХайдфельдRenaultсход
21.Адриан СутилForce Indiaсход
22.Фернандо АлонсоFerrariсход
23.Хейкки КовалайненTeam Lotusсход
24.Льюис ХэмилтонMcLarenсход

Положение в общем зачете после седьмого этапа

МестоГонщикКомандаОчки
1.Себастьян ФеттельRed Bull161
2.Дженсон БаттонMcLaren101
3.Марк УэбберRed Bull94
4.Льюис ХэмилтонMcLaren85
5.Фернандо АлонсоFerrari69
6.Фелипе МассаFerrari32
7.Виталий ПетровRenault31
8.Ник ХайдфельдRenault29
9.Михаэль ШумахерMercedes GP26
10.Нико РосбергMercedes GP26

Положение в Кубке конструкторов после седьмого этапа

МестоКомандаОчки
1.Red Bull255
2.McLaren186
3.Ferrari101
4.Renault60
5.Mercedes GP52
6.Sauber27
7.Toro Rosso12
8.Force India10
9.Williams4
10.Team Lotus0
11.HRT0
12.Marussia Virgin0