Опубликовано 26 декабря 2011, 14:44

«Жигули»

В 1970 году впервые в нашей стране в продаже появляется массовая модель мирового уровня.
В 1970 году впервые в нашей стране в продаже появляется массовая модель мирового уровня. Всего четыре года прошло с того момента, как Fiat 124 дебютировал на Западе и был признан там "Автомобилем года" - в СССР за это время успели построить завод по выпуску лицензионной копии этой модели.
«Жигули»

В 1970 году впервые в нашей стране в продаже появляется массовая модель мирового уровня. Всего четыре года прошло с того момента, как Fiat 124 дебютировал на Западе и был признан там автомобилем года, а в СССР за это время успели построить завод по выпуску лицензионной копии этой модели.

Новинка очень быстро становится самым распространенным легковым автомобилем в стране: уже в 1976 году автопарк СССР на 33 процента состоит из моделей ВАЗ (24 процента составляют «Запорожцы», 23 процента – «Москвичи»). Вазовской «классике» суждено на 40 лет стать лицом российского автопрома. Причем в 2010 году и в начале 2011 года эти модели пережили свой второй звездный час: пока работала программа утилизации, «пятерки», «семерки» и «четверки» вновь пробились в абсолютные лидеры российского рынка.

В начале 70-х ВАЗ 2101 поражает и динамикой, и комфортом. Мотор объемом 1,2 литра выдавал 64 лошадиные силы. В 1972 году появяются универсал «двойка» и более престижная версия на базе «единички» – 2103. Она получит четыре фары, обилие хрома в отделке и более мощный мотор (1,5 л, 71 л.с.). В 1974 году на конвейер поставят слегка модернизированную «копейку» – 21011, – которая отличается 1,3-литровым мотором, а также незначительными внешними изменениями: бампер лишится «клыков», задние фонари станут чуть иными.

Свободно купить «Жигули» можно лишь в первые пару лет. Дальше появляются очереди и распределение машин по предприятиям. И это несмотря на то, что цены «кусаются»: автомобиль стоит, как квартира! Поначалу за «копейки» просят 5-6 тысяч рублей. Для большинства рабочих и служащих с зарплатой около 150 рублей это целое состояние.

Потом цену поднимают до 7500 рублей, а от желающих отбоя по-прежнему нет. Для того, чтобы понять масштаб цен просто представьте, какую машину вы сможете купить сегодня, если отдадите за нее всю свою зарплату за четыре года.

В те времена машину покупают на всю жизнь. Автомобилисты в массовом порядке учатся самостоятельно ремонтировать свой транспорт, ведь станций техобслуживания катастрофически не хватает. Журнал «За рулем» в каждом номере будет публиковать подробные инструкции по ремонту: например, как разобрать панель двери, чтобы исправить стеклоподъемник. Нехватка запчастей огромна, поэтому автомобильная журналистика осваивает жанр, который потом возьмет на вооружение телепрограмма «Очумелые ручки». Только в те времена никто и не думал шутить. Пресса пишет о том, как из пробки от шампанского изготовить деталь для «Жигулей».

С появлением вазовских машин в моду входит «народный тюнинг». Некоторые из видов украшательства тех времен можно встретить и сегодня: скажем, оплетку руля или «меховые» сиденья. А вот мода класть на заднюю полку новый футбольный мяч просуществует пару десятилетий, но все-таки канет в лету.

В 70-е тольяттинский завод работает со сверхприбылями, ведь себестоимость автомобиля составляет всего 1000-1500 рублей! Производство расширяют: если проектная мощность предприятия составляла 660 тысяч машин в год, то к началу 80-х годов будут производить 715 тысяч штук в год. И все равно на всех не хватает: очень много машин уходит на экспорт в соцстраны, лишенные возможности покупать «капиталистические» модели. Вплоть до начала 90-х годов вазовские машины будут оставаться острейшим дефицитом.