Опубликовано 09 декабря 2011, 19:33

ГАЗ-64 и другие внедорожники

Одновременно со знаменитым "Виллисом" появляются советские джипы
В августе 1941 года начинается производство первого советского внедорожника -- ГАЗ-64. Впрочем, он не стал по-настоящему массовым: выпущено лишь нескольких сотен штук. А вот ГАЗ-67, который появится в 1943 году, сыграет более значительную роль – до конца войны произведут около 5000 машин.
ГАЗ-64 и другие внедорожники

В августе 1941 года начинается производство первого советского внедорожника – ГАЗ-64. Чуть раньше в серию пошли полноприводные легковые машины ГАЗ-61. Впрочем, эти модели не стали по-настоящему массовыми: их произвели лишь в количестве нескольких сотен штук. А вот ГАЗ-67, который появится в 1943 году, сыграет более значительную роль – до конца войны произведут около пяти тысяч машин. Правда, гораздо большее распространение в советской армии в военные годы получат иностранные аналоги – вроде Willys MB (он же Ford GPW), – которые будут поступать по ленд-лизу.

Между тем, седан ГАЗ-61 был уникальным автомобилем для мирового автопрома того времени. Легковая модель с рядной «шестеркой» (85 лошадиных сил) под капотом по проходимости являлась практически внедорожником. Машина была способна подниматься по пешеходной лестнице под углом 30º, преодолевать брод глубиной до 72 сантиметров.

В первые годы войны моделью ГАЗ-61 активно пользовались представители высшего командного состава Красной Армии -- Жуков, Конев, Тимошенко.

В первые годы войны моделью ГАЗ-61 активно пользовались представители высшего командного состава Красной Армии -- Жуков, Конев, Тимошенко.

Во внешнем виде ГАЗ-64 невозможно не заметить родство со знаменитым "Виллисом", хотя прямого плагиата тут нет – в серию они пошли почти одновременно. Дело в том, что и «американец», и советский джип создавались в подражание появившегося чуть раньше, но не получившего широкое распространения автомобиля Bantam BRC40. Нарком тяжелого машиностроения В.А. Малышев распорядился копировать заокеанский образец настолько скрупулезно, что мосты, взятые от ГАЗ-61, пришлось специально укорачивать, чтобы колея советского джипа совпала с колеей "Бантама".

Это, кстати, не давало никакого выигрыша в проходимости, а лишь усложнило разработку. Зато все плюсы "Бантама" и "Виллиса" также были унаследованы отечественной моделью: максимально упрощенный кузов без дверей, небольшая масса и отличная проходимость. Вместо шестицилиндрового мотора, который ставился на ГАЗ-61, «шестьдесят четвертый» получил четырехцилиндровый мотор мощностью 50 лошадиных сил. Но благодаря тому, что снаряженная масса составляла лишь 1200 килограммов, динамика машины была вполне приличной: ГАЗ-64 мог набирать 100 километров в час. Клиренс отечественного джипа – 21 сантиметр.

ГАЗ-64 и другие внедорожники

В сентябре 1943 года начинается выпуск нового поколения внедорожника – ГАЗ-67. Колею наконец расширили – повысилась устойчивость машины. Мощность мотора выросла до 54 лошадиных сил. Автомобиль обладал рядом преимуществ перед "Виллисом": передачи были подобраны таким образом, что на малых скоростях советский внедорожник выдавал большую тягу, чем «американец».

Плюсом было и то, что заправлять его можно было любым сортом бензина. Новинка вышла чуть тяжелее предшественника, но проходимость осталась отменной: ГАЗ-67 был способен двигаться по снежной целине глубиной до 35 сантиметров.