Посмотрите на распашные двери электрокара Атом
Российский стартап рассказал об особенностях устройства уникальных дверей, разработанных с нуля/imgs/2024/08/27/22/6575552/41baa3b348a174e6179ecb279222904695391c25.jpg)
Идея создания автомобиля без центральной стойки и с распашными дверями закладывалась в Атоме изначально: такая конструкция демонстрировалась ещё на самом первом макете, который представили в мае прошлого года. С тех пор изменился дизайн электрокара, его интерьер и некоторые другие особенности, но эти две вещи остались неизменными. Однако это потребовало разработки собственных решений, потому что готовых вариантов для подобных машин на рынке просто не существует.
/imgs/2024/08/27/22/6575560/3b1b14f1e7d24e05baa03b3d4a980b282fd077b3.jpg)
© Атом
Главными проблемами для автомобилей без центральной стойки являются вопросы прочности кузова и его надёжности при боковом ударе. Частично это решается тем, что Атом — электрокар. Расположенная в полу литий-ионная батарея интегрирована в силовую структуру кузова и защищена от повреждений специальными массивными балками из алюминиевого сплава.
Это повышает прочность конструкции, но является скорее «бонусом» к основным решениям. Ими стали усилители жёсткости в конструкции кузова и дверей, выполненные из стали горячей штамповки — всего 40 элементов.
/imgs/2024/08/27/22/6575562/5d1200d5a1fa92383cc62e77e385f0fd38dd6a43.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575563/e7f82cea6f37190cd8ad1290a30eea19f077327d.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575564/7a8a556cb34ed14dfa03a0bdb1eb92b70e2c66bb.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575562/5d1200d5a1fa92383cc62e77e385f0fd38dd6a43.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575563/e7f82cea6f37190cd8ad1290a30eea19f077327d.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575564/7a8a556cb34ed14dfa03a0bdb1eb92b70e2c66bb.jpg)
© Атом
По сути, центральная стойка интегрирована в сами двери и дополняется усиленными передними и задними стойками. При этом створки замыкаются при закрытии «друг на друга», замки дверей расположены на порогах, а автодоводчики помогут плотно их запирать.
В Атоме обещают высокий показатель жёсткости кузова на кручение — 30 000 Нм/град, что на 5000 Нм/град больше, чем, например, у BMW i3 и примерно равно Tesla Model S. Такая конструкция должна обеспечить должный уровень безопасности пассажиров даже при боковом ударе за счёт равномерного распределения кинетической энергии по всей конструкции. А основной удар примут на себя как раз те самые алюминиевые пороги перед батареей.
/imgs/2024/08/27/22/6575561/58acbb0b7a1a2dd2f590f118bb5a4a10ffb9231d.jpg)
Распределение кинетической энергии при боковом ударе
© Атом
Инженеры рассчитывают, что Атом по китайской методике краш-тестов С-NCAP сможет заработать как минимум четыре звезды из пяти возможных. При этом требования к безопасности автомобилей в КНР сейчас практически полностью соответствуют европейскому аналогу EuroNCAP.
Главная идея распашных дверей — удобство посадки в автомобиль и высадки из него, для чего водителю и пассажирам не нужно будет совершать лишних действий. В идеале в машину нужно попасть «в одно касание»: для этого в Атоме придумали четыре сценария, которые автоматически активируются в зависимости от способа взаимодействия.
/imgs/2024/08/27/22/6575558/ea25aeb637d5762d75726a29c53fa5d5dbad67bb.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575557/bbe31f375aacb51f0919dc0b5c228110c4a5e6d8.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575559/acd4e5e81d7f94f4b60a7b750bd82d9dad543532.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575558/ea25aeb637d5762d75726a29c53fa5d5dbad67bb.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575557/bbe31f375aacb51f0919dc0b5c228110c4a5e6d8.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575559/acd4e5e81d7f94f4b60a7b750bd82d9dad543532.jpg)
© Атом
Самый очевидный и привычный способ — ручной. То есть дверь можно открыть с помощью выдвижной ручки, по аналогии с теми, которые сейчас встречаются на многих китайских автомобилях. Следующий — полностью автоматический, который активируется нажатием кнопки на двери, а третий вариант сочетает в себе первые два.
Последний станет самым впечатляющим для окружающих: двери можно открыть вообще не прикасаясь к ним. Это можно будет сделать удалённо через мобильное приложение.
Для разблокировки центрального замка достаточно будет подойти к электрокару с заранее синхронизированным смартфоном по Bluetooth: Атом опознает владельца и автоматически откроет двери.
/imgs/2024/08/27/22/6575553/ce645c3f60bb293bb7a7a316cec5ca0fafc11160.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575554/b878fc694d52542cddba8eb80ab43bbf80f6cf2d.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575555/f2aeea3cd82a601d88ada9b5dba6e6045f27131a.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575556/aef8a34c84a7f1b4cb2ef845bd8bb9ced3fd53e2.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575553/ce645c3f60bb293bb7a7a316cec5ca0fafc11160.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575554/b878fc694d52542cddba8eb80ab43bbf80f6cf2d.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575555/f2aeea3cd82a601d88ada9b5dba6e6045f27131a.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575556/aef8a34c84a7f1b4cb2ef845bd8bb9ced3fd53e2.jpg)
© Атом
Все четыре створки оснащены электроприводами, доводчиками, а датчики, камеры и сенсоры систем помощи водителю распознают различные опасности — актуаторы механизмов не позволят их открыть, если неподалёку проезжает автомобиль или велосипедист. На полную ширину двери также не распахнутся, если в непосредственной близости установлен столбик или припаркована другая машина.
© Как работают системы безопасности Атома при открытии дверей
Передняя дверь оснащена выдвижной механической ручкой и кнопкой, а у задней есть только кнопка. При этом задние створки нельзя будет открыть без участия передних. Однако они не станут распахиваться полностью, а лишь слегка приоткроются, обеспечив необходимый доступ для срабатывания механизма задних. Сами задние двери будут открываться всего за четыре секунды.
/imgs/2024/08/27/22/6575567/15f6c3a012b9519d477cb6ee57d7357044a18ea4.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575569/77ddb9dcd2b369061bc78a862a9c7b146a3afbbe.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575568/eba04652fc2bcb7b046f9d4911ed2ac5ed40b3f5.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575567/15f6c3a012b9519d477cb6ee57d7357044a18ea4.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575569/77ddb9dcd2b369061bc78a862a9c7b146a3afbbe.jpg)
/imgs/2024/08/27/22/6575568/eba04652fc2bcb7b046f9d4911ed2ac5ed40b3f5.jpg)
Так будет выглядеть Атом в версии для такси
© Атом
При разработке механизма дверей в Атоме провели более 10 ревизий, влияющих на кинематику открытия двери, более 15 кинематических расчётов задней петли и систем запирания, более 20 компоновочных решений системы запирания дверей, а также 150 математических расчётов, которые подтверждают работоспособности и долговечность всех используемых компонентов. В общей сложности конструкция механизмов дверей рассчитана на более чем 100 тысяч циклов срабатывания.
Изнутри двери открываются при помощи встроенной в дверные ручки кнопки. После её нажатия, электропривод также автоматически откроет дверь или же предупредит звуковым и световым сигналом, что сейчас выходить из машины небезопасно.
/imgs/2024/08/27/22/6575565/b7426e10de4bd7415f9b0d08060737c337dc9b60.jpg)
© Атом
Естественно, предусмотрен и аварийный режим, который позволяет открыть любую из дверей механически в случае обесточивания Атома, поломки или аварии.
Пока такие двери существуют только в виде макетов. Они побывали на заводе «Москвич», где будут собирать Атомы: было проверено, как все необходимые элементы конструкции, механизмы, датчики и даже динамики аудиосистемы устанавливаются и помещаются внутрь. Вживую распашные двери обещают показать в конце текущего или начале следующего года.
/imgs/2024/08/27/22/6575566/678267afe7060b593edc0f5f956341a4f43abe70.jpg)
© Атом
Первые предсерийные электромобили Атом будут собраны в конце 2024 года, а старт продаж намечен на 2025 год.