10:23, 18 февраля 2022
13 мин.
Партнерский материал

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Вместе с Яндекс.Бизнесом рассказываем, как интересы и хобби превращаются в своё дело

Это только производство и продажа автомобилей — дело огромных международных корпораций. А сама автомобильная жизнь завязана на предприятия малого бизнеса. Вспомните: автомойки, шиномонтаж, мастерские тюнинга и кастомайзинга, автосервисы с рукастыми мастерами, которых советуют знакомым… Порой овладение определенным мастерством, увлечение или даже хобби превращаются в собственное дело. Мы расскажем, как это происходит.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес
© Вячеслав Крылов, Наталья Палий

Почти у каждого из нас есть хобби. Мы сами не замечаем, как, увлекшись чем-то, начинаем в этом разбираться. И часто не придаем этому значения. А может быть зря? Хобби порой может перерасти в собственное дело. Так и случилось у героев нашего материала. Их пример показывает, что первый шаг к собственному бизнесу не так драматичен и рискован, как может показаться. А еще это шаг от «ходить на работу» к «развивать своё дело». Этот материал мы подготовили в рамках спецпроекта Яндекс.Бизнеса «Разными путями», который рассказывает о том, как люди находят своё дело.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Вадим Кабанов
Автоподборщик, основатель компании по подбору автомобилей с пробегом Автоподбор-мск.рф

«Я сам наступил на эти грабли»

Я работал во многих компаниях, чем только не занимался, но ни денег, ни смысла, ни счастья это не приносило. Нередко попадал в кабальные истории, когда хотят много, платят мало, а с того, что платят, ещё и удерживают. Нашел подработку — товарищ позвал делать натяжные потолки. Скоро она превратилась в основное занятие — так я и начал работать на себя. Грубо говоря, попробовал от безысходности: разочаровался в работе по найму.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

© Фото Вадима Кабанова здесь и далее: Вячеслав Крылов

Я чем-то одним в жизни никогда не занимался — делая одно, всегда планировал еще что-то другое. Сейчас я занимаюсь автоподбором, но и компания по потолкам тоже работает. А еще интересуюсь пластиковыми окнами… И всё же автоподбор — это то, что мне действительно интересно. А началось всё с того, что неудачную машину купил я сам.

Я хотел поменять свой старый «Опелёк», который утомил меня бесконечными ремонтами. Довольно быстро я понял, что на рынке подержанных машин очень мало хороших экземпляров. Зато очень много мошенничества. Либо пытаются продать такси под видом частной машины, либо битую, либо со смотанным пробегом. Мне всё это было видно и невооруженным взглядом.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Знакомый предложил поискать автомобиль в регионах, раз уж в Москве найти подходящий вариант не получилось. Интересный RAV4 нашелся в Казани. Но как его посмотреть, чтобы туда не ездить? Мне порекомендовали местного подборщика, машину посмотрели… Но, как выяснилось потом, посмотрели некачественно. По кузову автомобиль был живой, но в салоне — какой-то мрак! Будто он тонул или в нем возили собак… Или то и другое вместе.

Некрашеный автомобиль с пробегом в 120 тысяч с идеальным кузовом без единого скола — и убитым салоном? Думаю, на самом деле эта машина работала в такси без лицензии, а кузов был в защитной пленке, которую сняли перед продажей. А на вопрос о салоне продавец ответил: «машина семейная».

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Тогда и родилась мысль заняться подбором самому. Только работать по-другому, честно — в интересах покупателей. Вокруг полно мошенников и «специалистов», неспособных донести информацию или понять пожелания клиента. Живой кузов это хорошо, но это еще не весь автомобиль. Я не хочу машину с прогнившим сиденьем, в которой не хватает куска потолка.

Оказавшись в этой ситуации, я поставил себя на сторону покупателей. Если люди не могут предоставить услугу качественно, тем лучше — значит это сделаю я. Ведь я сам наступал на эти грабли.

«Работать надо так, чтобы тебя рекомендовали»

Я купил инструмент и начал искать работу в конторах, которым требовались автоэксперты. Звонил, объяснял, что в этой сфере у меня опыта нет, но я понимаю, как проверять автомобили. На работу меня никто не брал, но нашелся человек из Тулы, который по заказам своих клиентов покупал автомобили в Москве и перегонял их в Тулу. Какое-то время я поработал на него, а позже начал своё дело — у меня появились первые клиенты.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Сарафанное радио приводит основную часть клиентов. Я всегда так и работал — делаю всё для того, чтобы меня порекомендовали дальше. А первые шаги я делал так: несложный сайт, реклама в интернете. Оттуда были звонки и заказы, а теперь на продвижение можно ничего не тратить. Есть инстаграм и канал на YouTube — люди подписываются. Клиенты приходят и из соцсетей приходят, и из Телеграма.

«Бывало, что всё шло не по плану»

Необходимость оформить ИП и работать по договору пришла, когда этого захотели клиенты. Они хотели гарантий при подборе под ключ. Но потом я и все единичные осмотры перевел на договора — иначе случалось, что клиенты отказывались платить. Раньше я приезжал на место осмотра, скидывал заказчику первые фото, и он переводил мне оплату. В ответ я высылал фото- и видеоотчет со всеми результатами диагностики. Но бывало, что всё шло не по плану.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Например, отправляешься смотреть автомобиль, а его продает перекупщик: он не приезжает вовремя, а заставляет ждать на морозе пару часов. Это у них тактика такая: поморозить клиента — он устанет, потеряет бдительность и купит машину. Но у меня нет возможности ждать перекупщика два часа. Да и клиенту я не рекомендовал этот автомобиль: еще по объявлению было понятно, что это за машина и что за продавец. Осмотр не состоялся, но эксперт приехал на место, потратил своё время. В результате перекупщик поступил нечестно, а без оплаты может остаться эксперт. А бывало и так, что клиент «передумал», когда подборщик уже провел диагностику.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Поэтому теперь, когда интересы и мои, и клиента защищены договором, я могу брать за осмотры полную предоплату. А еще даю на подобранный автомобиль гарантию два месяца. Не на случай, если что-то внезапно сломается, а для того, чтобы гарантировать, что я не пропустил какой-то серьезный дефект при осмотре.

«Успех зависит от бюджета и скорости принятия решений»

Если марка и модель считается надежной, это еще не значит, что ее легче подобрать. Больше зависит от бюджета. Некоторые обращаются и просят найти машину на 150 тысяч ниже рынка. Когда я отвечаю, что хороший автомобиль будет стоить на 150 тысяч дороже и что цены устанавливаю не я, удивляются: а зачем, мол, вы тогда нужны? Кажется, это люди, которые хотят быть перекупщиками, но делать всю работу руками эксперта.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Если задача сложная, то успех зависит прежде всего от бюджета и скорости принятия решений. Если появилось интересное объявляение, надо прямо сейчас бросить всё (кофе, жену, телевизор…) и мчаться её смотреть, пока ее не забрал перекуп.

По своей инициативе я ни разу не отказывался от заказа. И дольше месяца подбор не затягивался. Думаю, любой автомобиль в возрасте до 20 лет отыскать возможно.

Подборщик нужен и при покупке новой машины. Автомобили часто страдают при транспортировке — их царапают, бьют, а восстанавливают порой некачественно, по дешевке. Случалось, что продавали машину, упавшую с автовоза, после замены крыши. И, разумеется, ничего не говорили об этом владельцу. Даже официальный статус дилера не гарантирует, что вы не попадете на такой автомобиль.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Поиск автомобиля для меня не погоня и не спорт. Но именно на этой работе появилось ощущение, что приносишь людям пользу.

Как ни странно, кайф есть практически в каждый момент. Когда нашел классную машину после долгих поисков или прочитал отзыв довольного клиента – это понятно. Но мне нравится и процесс. Даже когда какую-нибудь «помойку» осматриваешь, всё равно узнаешь новое. Радостно, когда нашел что-то, что никто другой не увидел. Или когда уверенно идешь в автосалон, куда обычному покупателю лучше вообще не заходить. Всегда получаю удовольствие… Ну кроме случаев, когда перекуп заставляет по два часа мерзнуть.


Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Константин Орленко
Владелец магазина автозапчастей «Югра-деталь», Ханты-Мансийск

«Какой собственник, такой и бизнес — мы притягиваем к себе подобных людей»

Мне машины с детства нравятся. И всё, что с ними связано, мне интересно. А началось это ещё в школе. Мне было лет десять, я перешел в пятый класс. Однажды друзья говорят мне: «Мы записались в секцию картинга, будем гонять на картах!». А секция прямо между школой и моим домом — и я конечно тоже пошел.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

© Фото Константина Орленко здесь и далее: Наталья Палий

Сначала в кабинете, похожем на школьный класс, нам рассказывали о правилах дорожного движения. Мы их учили, сдавали экзамены и проходили тесты, прежде чем сесть на карты. Да и то не сразу. У нас не было опыта езды на моторной технике, поэтому на базе держали карт без двигателя: два человека толкают, один в нем сидит и рулит. И только когда мы более-менее научились ездить так, нам доверили настоящую технику с двигателем.

Много ли надо для счастья десятилетнему ребенку! Гонять в картинге — мечта! Как сейчас помню, на карте стоял мотор от мотоцикла Минск объемом 125 кубиков. То есть это уже не 50-кубовый мопед, а достаточно мощная штука. Особенно для школьника, который весит килограммов сорок.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Сначала мы катались летом, а потом ездили и зимой по снегу. У нас была трасса, построенная из автомобильных покрышек. Круто!

И вот эти детские эмоции не забыть: едешь за рулем, жмешь на газ, тебя заносит в повороте… У меня прямо горели глаза — радостный бежал на тренировки! Мы чуть не дрались за очередь — кто поедет следующим. Тренер следил с секундомером, чтобы каждый катался по две минуты.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Потом секцию прикрыли: не было денег на бензин и запчасти. В те годы с финансированием было не очень. Но воспоминания остались очень яркие: тебя вот-вот занесет в повороте, а ты мчишь на пределе и подгазовываешь. Это было ощущение счастья. Конечно, и на автомобили я стал смотреть по-другому. Начал обращать внимание на спортивные машины. Себе хотелось что-то бодрое. Ведь характер такой с детства. Даже на лыжах в школе я не катался, а гонялся.

«Всё, что могло отвалиться в машине — отвалилось»

С завистью смотрел на крутые тачки. Но первым автомобилем у меня был ВАЗ 21043 — карбюраторная «четверка», универсал. Российский автопром! За три месяца я досконально изучил строение автомобиля: всё, что могло в машине отвалиться, отваливалось. Меня уже узнавали в магазине запчастей и встречали как родного, а на станции техобслуживания у меня чуть ли не своя кружка была для чая.

То радиатор, то генератор, то патрубок, то шланг где-то лопнет; то масло поменять, то тормозную жидкость. И так постоянно. Конечно, денег у меня было немного. Приходилось их считать и разбираться, на чем можно сэкономить. Ведь запчасти есть подешевле и подороже. Чтобы выбрать, читал форумы, руководства по ремонту, пытался что-то чинить сам. Мне было интересно не просто сэкономить, но и не потерять в качестве.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Я многому научился, но все же «четверка» умудрялась высасывать из меня все деньги, и я выставил её на продажу. Почти не ездил на ней, хотя многое в машине было поменяно. В результате у нового покупателя она стала семейной машиной и уехала аж в Казахстан.

Продал, выдохнул, закрыл кредит. После Лады хотелось чего-то интересного. Мой товарищ ездил на Subaru. Универсал Legacy 1994 года — с турбонаддувом и полным приводом. Он поменял на ней мотор и коробку, вложил целую кучу денег в ее восстановление… Вернее, похоронил: эти деньги оттуда уже никогда не вытащить.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

И я предложил ему: продай машину! Он ответил: «ладно, тебе — продам». И я поехал на автобусе за ней в Екатеринбург. А домой возвращался уже на Subaru. Тысячу километров до Ханты-Мансийска.

Я влюбился в эту машину с первого дня! Турбо и полный привод после «четверки» Жигулей… Носился, как угорелый. Несмотря на расход 20 литров. И она даже не требовала столько денег. Однако я нередко что-то покупал по мелочи в ближайшем магазине — у своих соседей по офису. И по-прежнему пытался сам сделать оптимальный выбор. А еще читал руководство по ремонту, которое мне отдал прежний владелец. Мне было интересно как устроен турбонаддув, как работают те системы, которых в Жигулях просто нет. Получается, что в «матчасть» я погрузился даже глубже: на импортные машины есть нормальная техническая документация, которая описывает, что и как должно быть. Вплоть до материалов, смазок, моментов затяжки и тепловых зазоров.

«Они сами стали обращаться ко мне»

Постепенно познакомился с субаристами города. Известно, что владельцы Subaru — это большая семья. Незнакомые люди общаются, будто знают друг друга лет десять. Все приветливые, всегда готовы поболтать. Тем временем в магазине мне сделали постоянную скидку — «по-соседски». И я предложил ребятам писать мне, если кому-то что-то надо — так ведь дешевле. Они начали брать запчасти через меня. Я еще не пытался на этом зарабатывать — просто рассчитывался своей карточкой, на которую начисляли бонусные мили за покупки. То есть я получал мили, а люди получали скидку на запчасти.

Мы много общались, со многими дружим до сих пор. Вскоре ребята сами начали обращаться ко мне за запчастями, потом стали присылать знакомых. А те — своих… Параллельно я начал разбираться с каталогами, стал читать профильные форумы, учился оптимально подбирать компоненты.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Тогда и возникла мысль — почему бы не заняться этим всерьез? Тогда я работал компьютерным мастером, и вдруг подвернулась интересная возможность: товарищ позвал работать в столе заказов на станции техобслуживания. Золотых гор заработать не удалось, зато я научился работать с каталогами, разобрался с поставщиками, узнал, как правильно подбирать моторное масло…

Я такой человек, которому психологически сложно работать на наемной работе. Если опаздываешь на 3-5 минут, жди разговор с начальником. При этом ты выполняешь кучу обязанностей, но внимание обращают только на ошибки.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Чтобы сохранить своё душевное спокойствие, я принял решение уволиться. Знаний, которые я получил на тот момент, конечно же, было недостаточно. Но зацепившись за них уже можно было развиваться дальше. Семечко было посажено — его надо было поливать, чтобы вырастить первый росточек, кустик, дерево…

«Стабильной работы не существует»

Как нас воспитывало старшее поколение? «Получи высшее образование, устройся на стабильную работу». На самом деле ее не существует. Моя мама когда-то работала в налоговой — куда уж стабильнее. Но однажды их начали сокращать, половину сотрудников просто уволили. Стабильность тут же закончилась.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

В наемной работе рисков остаться ни с чем гораздо больше, чем в свободном предпринимательстве. Тебя в любой момент могут уволить, подставить, «попросить»…

«На сарафанном радио далеко не уедешь»

Когда я уволился с работы, я сделал странички с запчастями в Инстаграме и ВКонтакте, выкладывал фотографии. И продолжал работать выездным компьютерным мастером, пока не вырос поток клиентов — полностью прекратил месяцев через шесть-семь.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Брал все меньше заказов — уже только по знакомству. Всем рассказывал, в том числе «компьютерным» клиентам, что занимаюсь еще и запчастями. Распространял информацию в соцсетях (в том числе через их таргетированную рекламу), через листовки и визитки.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

«Чтобы открыть бизнес, нужно иметь кучу связей и денег — уверены те, кто не пробовал»

Распространенный стереотип: чтобы открыть бизнес, нужно иметь связи и деньги. Это всё полная ерунда.

Инвестиции в самом начале бизнеса на самом деле могут его погубить. Чтобы понять, будет бизнес развиваться или нет, нужно его сначала протестировать. Если ты хочешь открыть магазин автозапчастей, нужно продать хотя бы одну запчасть и понять, насколько тебе сложно будет найти человека, которому это надо.

«Сначала жертвуешь своим личным временем, но в итоге выигрываешь»

Поначалу времени тратил очень много — работал один с утра до вечера. Сейчас у меня два продавца — текущую работу я делегирую. Могу отвлечься днем и уехать по своим делам или пораньше уйти вечером.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Но чтобы прийти к этому, вначале надо пахать сверхурочно. В момент запуска ты жертвуешь своим личным временем, но в итоге ты его выигрываешь. Появляется время на себя. Это не значит, что можно совсем на работе не появляться, но оставить дела на два-три дня я могу.

«Поставил цель — делай»

Я хочу выйти в интернет, научиться зарабатывать на маркетплейсах и прийти к ежемесячному доходу в миллион-полтора. Если я женюсь и будут дети, то надо будет обеспечивать семью. Чтобы при росте цен хотя бы не приходилось смотреть, в каком магазине дешевле сахар. И одновременно не пропадать на работе с утра до вечера.

Если бы сегодняшний я мог дать совет себе же десять лет назад, то посоветовал бы себе переехать не в Питер, а в Москву. Поработать в сильной компании, лидирующей в своей сфере — и узнать эту сферу изнутри, чтобы создать в ней свой бизнес. А может быть, чтобы стать поставщиком этой компании и ей подобных.

Разными путями: как увлечение автомобилями приводит в бизнес

Еще посоветовал бы общаться с людьми старше, опытнее, успешнее… «Быстрее, выше, сильнее». Окружение на нас влияет, и выбирать его надо тщательно — у кого учишься, от кого получаешь знания.

И не бояться мечтать: заходел новый айфон — иди и зарабатывай. Поставил цель — делай. Не получилось сегодня, получится завтра. В процессе появляется понимание, как подойти к этой цели. И вот тогда появляется бодрость, и все страхи уходят на второй план.

Бизнес очень похож на автомобили. Снаружи всё кажется цельным и несложным, а под капотом — тысячи деталей. И если что-то сломалось, перестаёт работать всё. Поэтому предпринимателям приходится заниматься сразу всем: искать команду, следить за качеством, возиться с горой бумаг, подменять заболевшего сотрудника. И во всём этом потоке дел времени на привлечение клиентов может просто не хватить.

Чтобы не откладывать рекламу куда-то в конец списка задач, её можно доверить Яндекс.Бизнесу. Нужно только рассказать о своём деле, остальное Яндекс.Бизнес возьмёт на себя: создаст и настроит объявления, запустит их на площадках Яндекса и Google. А ещё проследит за эффективностью и бюджетами. Можно дальше решать другие важные задачи, пока реклама в интернете работает сама.

Новости партнёров