Загрузка ...
30 октября 2019, 17:00

Как делают шины Pirelli

Мы побывали на российском заводе знаменитой итальянской компании
Автомобильная шина — высокопрочное и технологически сложное изделие, несмотря на видимую простоту этого предмета. За тем, как пласты резины и металлокорд превращаются в современные шины Pirelli, мы понаблюдали на заводе компании в Воронеже.
Как делают шины Pirelli
© Денис Сухов

Воронежский шинный завод, основанный в 1950 году, перешел под контроль совместного предприятия Pirelli и госкорпорации «Ростех» в 2012 году. До приобретения Pirelli предприятие принадлежало холдингу «Сибур». Еще один завод Pirelli в России, Кировский шинный, был также приобретен у «Сибура» в 2011 году.

Как делают шины Pirelli

На модернизацию завода под стандарты компании в Воронеже потребовалось больше года: в начале 2013-го на новой линии полного производственного цикла начался выпуск шин итальянской марки. При этом Воронежский шинный завод сосредоточился на выпуске шин для автомобилей премиум-класса — с посадочным диаметром от 16 до 22 дюймов. Кировский «заточен» на шины меньшего диаметра для автомобилей более бюджетного сегмента.

В год завод Pirelli в Воронеже способен выпускать более 2 миллионов шин. В перспективе планируется расширение мощностей. Но перейдем непосредственно к производственному процессу. С чего же все начинается?

Путь от брикетов каучука и других компонентов к готовой автомобильной шине начинается на складе сырья. Всего в состав входит более 50 компонентов. В заготовленных здесь пластах резины, которые аккуратно сложены на поддонах-палетах, будущую покрышку для спорткара или мощного кроссовера узнать пока трудно. Однако превращение резиновой смеси в готовое изделие неизбежно. Если, конечно, она будет соответствовать заданным параметрам — поступившему на завод сырью полагается пройти входной лабораторный контроль.

Как делают шины Pirelli

Рецептура каждой шины разрабатывается в лабораториях головного предприятия Pirelli в Милане — для каждого вида шины предназначен свой сложный рецепт. Достаточно сказать, что в ее многослойной конструкции применяется до 30 видов различных резиновых смесей, в состав которых в том числе входят сера, сажа и силика (диоксид кремния).

Разнообразие применяемых материалов и общая сложность конструкции вполне объяснимы — ведь к современной автомобильной шине предъявляется множество требований, подчас весьма противоречивых. Если говорить о летней шине, то она должна обеспечивать хорошее сцепление с поверхностью на сухом и мокром асфальте, эффективно отводить воду из пятна контакта на залитом водой дорожном полотне, не издавать лишнего шума и быть при этом достаточно долговечной. А зимняя — еще и сохранять хорошие сцепные свойства на снегу, льду, мокром асфальте при низких температурах и не «дубеть» при сильных морозах.

Все необходимые ингредиенты в соответствии с рецептурой подаются в резиносмеситель — подобие гигантской мясорубки, где компоненты измельчаются, а затем перемешиваются и прокатываются через металлические вальцы. Перед загрузкой ингредиенты взвешиваются на встроенных в конвейер весах — их количество должно строго соответствовать рецептуре. Готовая резиновая смесь проходит лабораторный контроль — маленький кусочек резины от очередной готовой партии резиновой смеси отправляют в лабораторию посредством пневмопочты.

Однако до того, как пласты резиновых смесей с заданными рецептурой свойствами превратятся в заготовки шин привычной округлой формы, им предстоит еще множество трансформаций. Это происходит на участке изготовления полуфабрикатов.

Как делают шины Pirelli

Из всех подразделений шинного завода участок полуфабрикатов наиболее насыщен различным оборудованием разного происхождения: немецкое, итальянское, голландское, французское. Ведь протектор шины, боковины и бортовые кольца изготавливаются отдельно. Собираются в единое целое они лишь на заключительном этапе — перед отправкой в цех вулканизации.

Детали, из которых впоследствии будут изготовлены протектор и боковины, производят методом профилирования на линиях экструзии – для этого используют до 4 видов резиновых смесей в виде лент. В машине они снова перемешиваются и уплотняются, а на выходе из машины — объединяются и пропускаются сквозь специальную калибровочную планку.

Готовые протектор и боковина наматываются на специальные катушки с использованием тканевой прокладки между слоями для предотвращения слипания и отправляются во временную зону складирования с постоянной низкой температурой.

Как делают шины Pirelli

Металлический и тканевый корд перед использованием в производстве шины обрезинивается слоями резины в каландре — этот агрегат снабжен системой валков, между крайними парами которых прокатывается резиновая смесь, а в центре — полотно корда. При этом готовый, покрытый слоем резины металлокорд раскраивается полосами под острым углом и стыкуется со следующим куском посредством естественной адгезии сырой резины. Текстильный же корд режется под прямым углом и укладывается перпендикулярно для обеспечения каркасности шины.

Здесь же, на участке производства полуфабрикатов, изготавливаются и бортовые кольца, обеспечивающие жесткость и герметичность посадки будущей шины на колесный диск автомобиля. Бортовое кольцо изготавливается из переплетенной обрезиненной проволоки. Как и в случае с кордом, резиновое покрытие на проволоку наносят здесь же, на шинном заводе. Размерность изготовленных колец строго контролируют, допустимые отклонения от эталона весьма невелики — к примеру, для бортовых колец действует допуск в 0,5 мм на длину окружности.

Как делают шины Pirelli

В единое целое заготовка шины превращается на участке сборки, здесь процесс происходит в две фазы. На одном барабане соединяются два слоя металлокорда и деталь протектора. Одновременно с этим на соседнем барабане формируются герметизирующий слой (им в обязательном порядке оснащаются современные бескамерные шины), боковины покрышки и устанавливаются обрезиненные бортовые кольца. Затем происходит стыковка двух элементов — рождается не вулканизованная «зеленая» шина». После будущие покрышки уезжают на «запекание» в цех вулканизации. На каждую заготовку при этом наносится штрих-код для идентификации шины.

В цехе вулканизации шина автоматически загружается в вулканизационный пресс. При высоких температуре и давлением материалы покрышки приобретают требуемую прочность и эластичность. При этом температура процесса вулканизации и длительность варьируются — это зависит в том числе и от размера шины.

По завершении цикла вулканизации, шина автоматически выгружается из пресс-форм и отправляется на участок контроля — визуальный в два этапа и инструментальный. Все данные об этом заносятся в систему и привязываются к баркоду шины.

Как делают шины Pirelli

При этом на заводе уверяют, что проверяется 100% продукции. И только если шина отвечает всем заявленным параметрам, она отправляется на склад. Или, если речь идет о зимних шипованных шинах, перемещается в цех ошиповки — там на 12 станках можно одновременно устанавливать шипы на шины 12 типоразмеров.

Новости партнёров

Новости партнёров