Опубликовано 29 ноября 2021, 12:00
3 мин.

Фантастика или уже нет? Представлен первый автомобиль с голографическим AR-остеклением

Электрический Holograktor построил российско-швейцарский стартап WayRay
Дополненная реальность (AR) и голография в автомобилях до сих пор воспринимаются как фантастика. Существующие решения по большей части примитивны, а чего-то стоящего удостаиваются лишь умозрительные концепты. Однако компания WayRay, получившая инвестиции от Porsche, Hyundai Motor Group и консорциума суверенных фондов Японии, Саудовской Аравии и Бахрейна, собирается поставить AR на поток. Прототип устройства, использующего проприетарную технологию Deep Reality Display, мы видели в 2019 году на Genesis G80. Теперь же WayRay показала первый в мире автомобиль с голографическим AR-остеклением. Трёхместный Holograktor построен вокруг концепции метавселенной, геймификации и контентизации транспорта, а над его внешностью работал Александр Селипанов из Koenigsegg. Заинтригованы? Мы тоже!
Фантастика или уже нет? Представлен первый автомобиль с голографическим AR-остеклением
© WayRay

У WayRay швейцарская прописка, российские корни и несколько офисов по всему миру. Основатель компании Виталий Пономарёв окончил РАНХиГС по специальности «Финансы и кредит» и в 24 года основал стартап, разработками которого заинтересовались BMW, Porsche, Honda, Genesis, SAIC, Rinspeed и Pininfarina. Ноу-хау WayRay — технология дополненной реальности Deep Reality Display на основе голографических оптических элементов. Одна из главных её особенностей — возможность создавать виртуальные изображения на произвольном расстоянии от машины, буквально «встраивая» их в физический мир. В WayRay это называют True AR (настоящая дополненная реальность).

Deep Reality Display добавляет виртуальные элементы на любом удалении от автомобиля. При этом водитель и пассажир видят разные голограммы.

Deep Reality Display добавляет виртуальные элементы на любом удалении от автомобиля. При этом водитель и пассажир видят разные голограммы.

Все основные компоненты AR-системы WayRay спроектированы in-house, то есть самостоятельно, но изготовлены партнёрами. Это RGB–лазеры Osram, проекционный модуль с особой оптической схемой и голографический элемент, записанный на специальную фотополимерную плёнку Covestro. Благодаря сложному техпроцессу, разработанному бельгийской AGP eGlass, плёнка безболезненно интегрируется в изогнутые лобовые стекла — и вот тут-то открываются удивительные возможности. Помимо продвинутой визуализации работы электронных помощников и навигации, AR добавит в поездки распознавание объектов в реальном времени, игровые механики, а также даст доступ к метавселенной и развлекательному контенту. Дело за малым — построить автомобиль, в котором всё это будет работать. И у WayRay он уже есть.

© Создание виртуальных образов возложено на программный «движок» AR Rendering Engine. Правильное позионирование обеспечивают сенсоры, системы машинного зрения и высокоточные карты.

Первый в мире автомобиль с голографическим AR-остеклением называется Holograktor и, разумеется, ездит на электричестве. Хэтчбек «строили» вокруг технологии Deep Reality Display, с прицелом на сервисы такси. Предполагается, что здесь можно полностью погрузиться в виртуальный мир, а стоимость поездки будет даже ниже из-за трансляции рекламы. Для этого в машине есть несколько голографических дисплеев и всего три места. Необычная компоновка 2+1 выбрана из прагматических соображений, ведь в 80 процентах случаев Uber везёт одного человека. Передние сидения смещены к дверям (между центром машины и центром кресла где-то полметра) и оснащены джойстиками. На два широкоформатных экрана выводятся данные о маршруте и скорости, а также уведомления из соцсетей.

Holograktor задуман как серийный автомобиль, поэтому руль в режиме дистанционного управления (водитель может вести машину удалённо, подключившись к ней через сети 5G или космический интернет вроде Starlink) становится частью передней панели, оставляя функциональной подушку безопасности. Передние двери открываются традиционным для суперкаров способом: вперёд и вверх. В задние интегрированы центральная стойка и часть крыши, а распахиваются они по-роллс-ройсовски, против хода. Дизайн Holograktor придуман Александром Селипановым, автором Koenigsegg Gemera, и вдохновлён идеями советского конструктивизма. По словам Виталия Пономарёва, их выразили через массивность и «треугольный мотив».

Длина Holograktor равна 4416 миллиметров, ширина, вместе с боковыми камерами, — 2029, высота — 1532. Размер колёсной базы составляет 2880 миллиметров — немного больше BMW 3-й серии. Под горбом на крыше, из-за формы получившим прозвище «креветка», находятся сенсоры и голографическая система для заднего пассажира. Чью платформу использует WayRay, мы не знаем, зато известно, что электрокар оснащён одним мотором и без подзарядки должен проезжать 600 километров. Время разгона до «сотни» — совсем не смешные 3,9 секунды. Максимальная скорость — 200 километров в час.

Шансы, что Holograktor станет серийным, высоки, причём есть два пути. Первый — WayRay выпустит автомобиль самостоятельно, но только если сможет создать подходящий контент и игры (к этому планируют привлечь игровые студии и технологические компании). Второе — так называемый white label, то есть производство и продажа электромобилей под брендом, принадлежащим другой компании. Какой путь выберет WayRay, зависит от принятия рынком самой идеи дополненной реальности. Правда, в сторону технологии давно обращены взоры крупных компаний, и, к примеру, Volvo через собственный фонд венчурных инвестиций недавно вложилась в израильский стартап Spectralics, тоже разрабатывающий AR-системы.