Опубликовано 04 мая 2021, 16:31
3 мин.

Посмотрите, что стало с «ё-мобилями»

Фотографии с площадки, где хранятся прототипы громкого проекта «ё-мобиль»
Корреспондент беларусского издания Auto.TUT.BY обнаружил на автостоянке в одной из минских промзон девять прототипов. Проект «ё-мобиль» в 2010-2014 году финансировал российский миллиардер Михаил Прохоров. Разработкой машин занимались конструкторы беларусской группы «Яровит».

Проект был крайне амбициозный: предполагалось создать семейство городских гибридомобилей с пластиковым кузовом, роторно-лопастным двигателем и суперконденсаторами. Со временем конструкцию было решено упростить, а в 2014-м его и вовсе закрыли, продав документацию российскому институту НАМИ за символический один евро.

Поначалу часть работ вели в Москве, но позже весь инжиниринг переехал в Беларусь: автором названия и логотипа стал дизайнер Владимир Цеслер, главным конструктором — минчанин Андрей Гинзбург, внешность и интерьер придумал белорусский дизайнер Андрей Трофимчук. Приложил руку даже Юрий Шиф — известный белорусский кастомайзер мотоциклов.

В итоге после закрытия проекта большинство прототипов осталось в Минске. В 2018 году их даже пытались продать, но безуспешно.

На стоянке в минской промзоне Дражня сейчас находится девять «ё-мобилей». Бело-синее кросс-купе и серебристый фургон — самые ранние машины, построенные в 2010 году силами московских ателье Карди и РАД («Русский Автомобильный Дизайн»). В апреле 2011 года за рулем трёхдверки проехал Владимир Путин (в те годы он был в должности премьер-министра). По сути, это были ходовые макеты чрезвычайно упрощённой конструкции, оснащённые мотором от снегохода и примитивной подвеской.

«Сейчас эта машина представляет собой унылое зрелище, — делится впечатлениями от бело-синего кросс-купе корреспондент Auto.TUT.BY, — сложно представить, что всего десять лет назад она олицетворяла собой последние научные достижения. Из приборной панели выдраны ЖКИ-экраны, в салоне нет кресел, в полу зияет огромная дыра — виден асфальт. Передний ряд сидений зачем-то отделен от заднего ряда фанерной перегородкой, в салоне разбросаны какие-то ящики, патрубки, фанерки и прочие запчасти. Снаружи на машине отсутствует решетка, а из дыры выглядывает ржавая балка кузова».

Еще пять экземпляров, которые стоят в Дражне, — опытные «ё-кроссоверы» более позднего образца, разработанные уже после отставки первого гендиректора Андрея Бирюкова: в 2013 году на них даже дали поездить журналистам, среди которых был и редактор «Мотора». Сейчас некоторые машины сохранили внешний лоск, а вот на укрытых чехлами машинах заметны повреждения.

Пятидверные кроссоверы презентовали в 2013 году — тогда Михаил Прохоров приехал на одном из них на Петербургский международный экономический форум. Это более или менее полноценные автомобили, снабжёные бензиновым двигателем Fiat и двумя электромоторами. Силовая установка была выполнена по последовательной схеме: 75-сильный мотор Fiat 1.4 вращал генератор мощностью 50 киловатт, а тот через буферную батарею суперконденсаторов емкостью 7,5 фарада питал два электромотора — передний и задний.

Эффектная красно-чёрная трёхдверка — это последний вариант: электромобиль под названием ё-crossback EV. Уже на закате проекта в 2014 году было построено четыре таких прототипа, один из которых Прохоров лично подарил Владимиру Жириновскому. По словам бывшего генконструктора «ё-мобиля», сейчас стоящий в Минске электромобиль не на ходу: у него снята батарея, пришедшая в негодность от долгого стояния без дела.

«Что делать с прототипами, мы не знаем», — приводит слова Андрея Гинзбурга портал Auto.TUT.BY. Cейчас бывший генконструктор «ё-мобиля» возглавляет инжиниринговую компанию «Кейджи Импекс», в которой работают многие выходцы из того проекта. А машины теперь стоят возле производственного цеха компании.

Источник: Auto.TUT.BY