1 марта, 10:33

Классика в елках: едем в историческом ралли на «Волге»

Как круглый год получать удовольствие от владения ретро-машиной

© Лев Гиллер, Сергей Павленко, Дмитрий Ласьков
Иногда и 35 км/ч — это много. Например, когда стая бродячих собак гонится за доставщиком пиццы. Или если чадо хвастается рекордом на новом велосипеде. А ещё — когда предстоит доверить свою раритетную Волгу журналисту, чтобы тот промчал на ней по заснеженной дороге в лесу. Поэтому я хорошо понимаю сооснователя ретро-движения Gorkyclassic Александра Лекае, который вручил мне ключи от своего идеального ГАЗ-24 выпуска 1974 года со словами: не разбей, я выбрал для тебя низкую среднюю скорость.

На самом деле, повредить автомобиль на зимней ралли-прогулке Eni Teksint Yolkyclassic надо ещё умудриться — в этом и прелесть мероприятия для владельцев столь бережно лелеемой классики. Но и заскучать не удастся: задача точно выдержать среднюю скорость на дистанции 25 километров кажется простой ровно до тех пор, пока судья не даст отмашку на выезд. Как отыграть потери на старте, но одновременно не переусердствовать? Удержит ли советская зимняя шина полуторатонный седан вон в той каше на повороте? Где там на ленточном спидометре 35 км/ч и что думает по этому поводу GPS?

Reload
1 / 9

Перед стартом каждый экипаж сам решает: придерживаться ему низкой (35 км/ч) или высокой (45) средней скорости, а также как добиться максимальной точности на дистанции

А за окном мелькают чекпоинты, переносящие романтиков зимней дороги в Прибрежные Альпы юга Франции. La Turbie, La Bollène-Vésubie, Sospel — это всё деревушки на маршруте исторического ралли Монте-Карло. Достоверно воспроизведённые таблички, мелькающие в боковых окнах автомобилей, холмы переславльского рельефа и чистая, без песка и соли дорога на какой-то момент подменяют реальность в головах экипажей. И только родные глазу церквушки и деревянные домики в деревнях на маршруте возвращают осознание того, что катаемся мы в окрестностях Плещеева озера в полутора сотнях километров от Москвы.

Reload
1 / 10

Бутафорскими знаками с астионимами организаторы Eni Teksint Yolkyclassic переносят участников в атмосферу легендарного французского ралли. И это не пустые фантазии! В 2019-2020 годах команда Gorkyclassic под руководством заслуженного пилота Алексея Васильева участвовала в 22-м и 23-м Monte Carlo Historique и даже увезла из Монако награды. Аж целых 4 экипажа заявили в RMC и в 2021-м, но по понятным причинам 24-я историческая гонка не состоялась

А ещё не замечтаться помогают Дастеры местных жителей, снующие наравне с экипажами по сельскому «спецучастку». Ведь дорога не перекрывается, а участники едут в пределах скоростного лимита и с соблюдением всех остальных ПДД. И кажется, что уж на прямиках-то «держать стрелку» легко, но на деле любой встречный разъезд на заснеженной узкой дороге сопровождается нежелательным колебанием скорости. Не говоря уж о поворотах — не всякий вираж на маршруте покоряется шинам АИД-23 (вроде знаменитой «Снежинки») с пометкой «Для заснеженных и обледенелых дорог» на боковине — по факту скорее внедорожным, нежели зимним.

Reload
1 / 4

Экипажам, которые стартуют ближе к концу, сложнее. Больше вероятность того, что впереди кто-то не справится с дорогой — при объезде застрявшей машины придётся считать потерянное время и потом в точности его нагонять. Так и произошло, когда мы стартовали предпоследними и встретили по пути развернувшийся универсал ГАЗ-24-02

Конечно, строгого техрегламента в этих соревнованиях нет, и многие едут на современной резине. А кое у кого есть и полный привод. Но если бы эти факторы были определяющими! Для уверенного в себе водителя даже средние 45 км/ч на маршруте — всё равно не повод вспотеть. Но с таким заявленным темпом ехать уже веселее! В-первых, в отдельных местах и на некоторых машинах это уже близко к пределу. А во-вторых, чем выше скорость, тем выше нужна точность её поддержания для хорошего результата на финише. Поэтому на второй спецучасток в обратную сторону я заявил уже темп 45.

Reload
1 / 10

Основной вызов для водителя на таком покрытии — не оказаться слишком близко к «обочине», которая случае ошибки моментально в себя засасывает. А притираться к краю дороги приходится для того, чтобы не сбавлять скорость при разъездах и при спрямлении траектории в крутых поворотах

Организаторы не против таких капризов участников на середине дистанции, потому что главное в «Ёлках» — чтобы все получили удовольствие. Это такая приятная игра в ралли на среднюю скорость. Которое на самом деле представляет собой дисциплину не менее сложную, чем ралли классическое, где едут газ в пол. Но в отличие от полноценного любительского Р3К, в Yolkyclassic не обязателен даже штурман, хотя по одиночке всё равно никто не ездит. Ну разве возможно ни с кем не разделить радость от зимнего променада на красивой старой машине! А ещё экипаж помогает водителю рассчитывать темп движения.

Reload
1 / 5

Маршрут пролегает по чищеной, но заснеженной сельской дороге под Переславлем-Залесским. Развилок на дистанции нет (поэтому регламентом не предусмотрена и дорожная книга), а конечная тупиковая точка в деревне Жупеево служит разворотной перед вторым спецучастком в обратную сторону. По пути расположены промежуточные судейские пункты контроля

Конечно, ничто не мешает установить штурманский компьютер или посадить справа профессионала-«бубнилку», чтобы легко обыграть менее подготовленных. Но никто так не делает, потому что это не автоспорт, а его симуляция для всех «сочувствующих». Прогулка, с которой можно уехать с призами! Без опасности разложить автомобиль и без совершенно лишних для обычных водителей сложностей. Зато с интересным общением и реальной возможностью красиво выгулять и проверить в деле свой ретро-кар.

Reload
1 / 5

Сколь идеальной ни была бы машина, в ней всегда что-то, да вылезет. Отвалится дворник, начнёт вылетать передача, заклинит регулировку сиденья или заслонку печки, заест стеклоподъёмник. А даже если всё в порядке — регулярная инспекция систем и агрегатов должна стать для владельца такой же привычкой, как чистка зубов. Это неотъемлемая данность обладания авто-ретро

Ведь застой в гараже вреден любому автомобилю, и периодически выгуливать следует даже коллекционные экземпляры. В конце концов, машины ведь создают, чтобы ездить — только так от владения ими можно получить максимум кайфа. Поэтому владельцы привозят свои Волги, Москвичи, Жигули, Лянчи и прочие сокровища на точку старта сквозь просоленное Подмосковье на прицепах и автовозах. А после заездов все очень кстати получили сертификаты на мойку днища со средством «антисоль» от одного из партнёров мероприятия.

Reload
1 / 5

Большинство участников прибыли под Переславль-Залесский на повседневных машинах, заказав доставку своих игрушек выходного дня. Несколько километров по обычной дороге не должны нанести вреда кузову, так как владеть в России необработанной против коррозии старой машиной, которая хоть изредка выезжает на дороги — недопустимая беспечность. А некоторые экземпляры и так уже пребывают в «боевом» состоянии кузова. Каждому обладателю интересной старой машины важно найти свой баланс между сдуванием пылинок и эксплуатацией в удовольствие

Вообще, несмотря на «игрушечный» темп, испытаний для автомобилей хватает. Для начала — завестись в мороз минус 20. Потом согреть салон и разморозить стёкла — в старых машинах системы терморегуляции двигателя и отопления требуют куда больше внимания, чем в современных. Особенно весело по незнанию: я имел дело с разными ретрокарами, но это не помогло мне в предстартовой спешке моментально разобраться с климатом и органами управления Волги 1974 года. Поэтому часть пути иней с лобового стекла я соскребал кредиткой.

Reload
1 / 7

При всей упрощенности гоночной составляющей, победить не так просто. Если аппетит приходит во время еды, то азарт — во время езды! Многие рубятся на победу, а возможностей ошибиться достаточно. Участвуя в подобном впервые, наш экипаж добился 8 места на финише при 25 машинах на старте

Управляя вверенной мне Волгой, я обнаружил неожиданную дружелюбность автомобиля к водителю. Хорошо отрегулированное сцепление требует не больше усилий и навыков, чем в Солярисе; рычаг ходит чётче, чем в Гранте; тормоза понятны каждому, кто хоть раз ездил без абс. Мягкая тяга низового мотора удобна на скользкой дороге, а немного люфтящий «длинный» (ну а как же иначе?) руль требует лишь минимального привыкания. Я хорошо понимаю владельца, который основательно подошёл к технической части и в результате действительно много и с удовольствием ездит на своей Волге по Крыму.

Reload
1 / 7

Хорошая 24-я Волга едет легко и совсем не истязает водителя, как некоторые другие автомобили, которым скоро исполнится 50. Со стандартной подвеской я совсем не переживал на ухабистой секции, а на гладких прямиках Волгу на фактически всесезонке можно вести по снегу одной рукой на скорости 80

Это и есть самый правильный формат отношений с автоклассикой. Сначала приходит понимание того, что вы накопили достаточно ресурсов, мужества и свободного времени для того, чтобы завладеть ретро-каром. Дальше следуют поиски и покупка, первые сюрпризы по технике, приведение в чувство, а то и целая реставрация (не всегда запланированная), бесконечные фотосессии.

А потом тяжёлым похмельем накатывает закономерный вопрос: что дальше? Повседневная езда бессмысленна и беспощадна, а сочинять приключения выходного дня не всегда есть время и вдохновение. Тут и выручит тусовка таких же повёрнутых на старых машинах — мероприятия вроде Eni Teksint Yolkyclassic помогают найти в отношениях владельца и автомобиля новые смыслы.

Reload
1 / 10

На этом фото — главные исследователи газовской истории и авторы книг, создатели и идеологи движения реставраторов и коллекционеров автомобилей ГАЗ Gorkyclassic — Александр Лекае (слева со своим ГАЗ-24) и Иван Падерин (справа, со своим ГАЗ-21). В последние годы на проводимые ими мероприятия стали приезжать не только единомышленники на технике Горьковского автозавода, но и владельцы самых разных классических автомобилей. Единство духа превыше единства владения

А ещё это тот самый опыт, который каждый раз лучше работает любого будильника, заставляя нас из раза в раз вставать навстречу новым эмоциям и приключениям. Пусть за окном темень и холод, а будильник хочется размозжить, даром что им орёт дорогущий смартфон. Подъём сверхусилием, кофе крепче обычного, скрип свежего снега от подъезда до паркинга. И вот перед глазами стелется рассветная лента дороги, а где-то внутри пробуждается предвкушение отлично проведённого дня. А на обратном, уже закатном пути мысль о том, что можно было остаться в кровати, кажется варварской.