По пятьдесят!
Почему японский штучный суперкар за 900 тысяч евро сделали итальянцы?/imgs/2022/11/17/17/2359872/39c887fe144f219d493e745aab6a43793a73202a.jpg)
Казалось бы, знаменитая аббревиатура GT-R не может быть такой старой. Но нет! Первая модель с этим индексом появилась в 1969 году, когда топливный кризис еще не погубил мастодонтов вроде двухдверного Cadillac Coupe DeVille длиной 5,7 метра с 7,7-литровым V8. Значит, в следующем году седанчику Skyline 2000 GT-R c двухлитровой рядной шестеркой мощностью 160 лошадиных сил стукнет пятьдесят.
/imgs/2018/08/22/08/2359632/68eb014bd4c62995269d9c9b9d4c239a404048a1.jpg)
Годом ранее, в 1968-м, легендарный Джорджетто Джуджаро вместе с партнером Альдо Мантовани основал студию Studi Italiani Realizzazione Prototipi S.p.A, которая потом выросла в знаменитый ItalDesign Giugiaro. Шоукаром Nissan GT-R50 by ItalDesign отметили двойной юбилей.
ItalDesign – понятно. А почему Nissan празднует «полтинник» GT-R в 2018-м?
Skyline 2000 GT-R был представлен в феврале 1969 года, а значит в 1968-м индекс GT-R (сокращение от Gran Turismo Racer) уже был утвержден, а сам автомобиль подготовлен к серийному производству. Правда, это натяжки.
/imgs/2018/08/22/09/2359747/667d884f3c04a67d1319f6c54a5941ca7ace927a.jpg)
В то же время представленный на Фестивале скорости в Гудвуде прототип GT-R50 by ItalDesign анонсирует юбилейную серию из пятидесяти машин, допущенных на дороги общего пользования. Вот их-то клиенты и получат в 2019-м, как раз в юбилейный год.
Nissan и ItalDesign… Разве студия не принадлежит группе Volkswagen?
Да, в 2010 году концерн через Lamborghini приобрел 90,1 процента активов студии, а пять лет спустя довел свою долю до ста процентов, когда Джуджаро-старший отошел от дел. При этом история взаимоотношений ItalDesign и Volkswagen давняя и тесная. Легендарный Фердинанд Пиех даже был учеником Джуджаро, а сам мэтр создал и первый Passat, и Scirocco, и даже такую икону как Golf первого поколения.
Тем не менее, сегодня студия занимается тем же бизнесом, что и всегда: создает дизайн, строит прототипы и ведет проекты для своих заказчиков. Среди них — крупные автомобильные концерны. Как правило, все эти заказы засекречены — ItalDesign хранит тайны клиентов, как свои собственные. Проект GT-R50 — редкий пример открытого сотрудничества, ведь в этом случае студия выступала от своего имени.
И уж точно юбилейный «гэтэр» — не первый проект итальянского бюро, выполненный для Nissan. Популярный компакт March, серийно выпускавшийся с 1982 года, рисовал сам Джуджаро.
Nissan и итальянский дизайн
/imgs/2018/08/22/08/2359624/386cae424fcdbfc1f8638857ee37cbbfdd58fe1f.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359623/066fb820408f08d713b270dc89e4b664660ff997.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359627/79c88354ddc344c7aba67e3ca3323e9c0d929c6d.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359629/be866eed6ef67f52143d719c0a65f7d9f93e8330.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359630/c092c37c4c9bbb3cb0ed4f35cac31dd75d31751f.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/08/22/08/2359616/40535fec798ef322ba8a476de715f545cb18fdd5.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359631/4ecf6a5130120df99c297b4fbff9080fd686cfba.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359624/386cae424fcdbfc1f8638857ee37cbbfdd58fe1f.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359623/066fb820408f08d713b270dc89e4b664660ff997.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359627/79c88354ddc344c7aba67e3ca3323e9c0d929c6d.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359629/be866eed6ef67f52143d719c0a65f7d9f93e8330.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359630/c092c37c4c9bbb3cb0ed4f35cac31dd75d31751f.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359616/40535fec798ef322ba8a476de715f545cb18fdd5.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359631/4ecf6a5130120df99c297b4fbff9080fd686cfba.jpg)
Prince Skyline Sports Coupe, 1960 г. Дизайнер — Джованни Микелотти
Итак, это просто перелицованный GT-R?
Нет! Шоукар построен на агрегатах GT-R Nismo, но простой заменой внешних кузовных панелей такой результат получить нельзя. Юбилейный «Годзилла» ниже стандартного на 5,4 см, при этом он длиннее на 9,4 см и на 9,7 см шире. Колеса на дюйм больше стандартных — 21 против 20, колея увеличилась на 4 сантиметра.
Все внешние кузовные панели выполнены из углеволокна. Открытую фактуру карбона решили не оставлять. Пусть это и GT-R, перед нами спецверсия для тех, кто уже вышел из пубертатного периода.
/imgs/2018/08/22/14/2360157/6ce2a88a13b221889fda50c87b9c8bb845e338f0.jpg)
Особенно эффектно выглядят задние фонари — узнаваемые алые кольца в новом прочтении. «Мы вдохновлялись мангой „Космический Линкор Ямато”», — говорит Мамору Аоки, вице-президент европейской дизайн-студии Nissan. Я, конечно, не понимаю, о чем речь, и он открывает поиск на смартфоне.
 — очень популярный в Японии мультсериал о приключениях команды поднятого со дна и переделанного в космический корабль линкора Ямато, реального корабля времен Второй мировой войны
«Космический линкор Ямато» или [Space Battleship Yamato](https://youtu.be/R9L9vWmvvX0) — очень популярный в Японии мультсериал о приключениях команды поднятого со дна и переделанного в космический корабль линкора Ямато, реального корабля времен Второй мировой войны](/thumb/908x0/filters:quality(75)/imgs/2018/08/22/08/2359642/93a696673bdbacade8bc6507759607fa4a6c4c59.jpg)
«Космический линкор Ямато» или Space Battleship Yamato — очень популярный в Японии мультсериал о приключениях команды поднятого со дна и переделанного в космический корабль линкора Ямато, реального корабля времен Второй мировой войны
Вот это да! Удивительно даже не то, что человек в костюме в полоску и с респектабельной сединой увлеченно показывает мне картинки из японских мультфильмов, а то, что в практически канонизированном образе GT-R по-прежнему осталось пространство для маневра. И его используют по-юношески креативно. Кажется, такими и должны быть сегодняшние 50-летние.
Интерьер получился намного проще. Ни одной кнопки на руле, примитивные дверные ручки, центрального дисплея просто нет, панель приборов — гоночная. Зато полированного углеволокна здесь хватит на оклейку прихожей. Есть и чисто японские мотивы. Отделка кресел кожей и замшей, выполненная вручную, отсылает к технике кумико. Это японское прикладное искусство создания предметов интерьера из тонких деревянных реек, образующих сложные узоры.
/imgs/2018/08/22/08/2359661/0fd973d29d6b80bc819f5a3e17e75f54c103c89c.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359668/1bbcf44012f9d1053f54ab876a249c669412411b.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359669/fd8d3bb572267bb0d4082d62c2fb4f55c00e1b8f.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359657/dd2a8de03d3e4b6aa2bc9e0a2451959cf0cff59a.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359662/e99fac28bb7fc524a7da6dd7c04d69c91993ede4.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/08/22/08/2359665/1503fc469ec38e4ea41d5174e1c9bff9eae74376.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359660/27b21a9b4b5a2319f05e7fa80b19a6b4c940573a.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359659/d8cc707a720a7b31251189049967d95f3f537e5c.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359663/119125e1a764fc6838c31840f548479d7672db0a.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359666/a682ac9d491a33b6664260a41b6771ef38814b5e.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/08/22/08/2359667/592f1be8b1950cd3b27c65879e8023c490fd147a.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359664/6c1cb2a8a4dbfe43a3542ab43b413ecdf74f9631.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359658/830cb4a7afb2a345a15a6de999a5f3bb48b36b21.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359661/0fd973d29d6b80bc819f5a3e17e75f54c103c89c.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359668/1bbcf44012f9d1053f54ab876a249c669412411b.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359669/fd8d3bb572267bb0d4082d62c2fb4f55c00e1b8f.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359657/dd2a8de03d3e4b6aa2bc9e0a2451959cf0cff59a.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359662/e99fac28bb7fc524a7da6dd7c04d69c91993ede4.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359665/1503fc469ec38e4ea41d5174e1c9bff9eae74376.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359660/27b21a9b4b5a2319f05e7fa80b19a6b4c940573a.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359659/d8cc707a720a7b31251189049967d95f3f537e5c.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359663/119125e1a764fc6838c31840f548479d7672db0a.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359666/a682ac9d491a33b6664260a41b6771ef38814b5e.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359667/592f1be8b1950cd3b27c65879e8023c490fd147a.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359664/6c1cb2a8a4dbfe43a3542ab43b413ecdf74f9631.jpg)
/imgs/2018/08/22/08/2359658/830cb4a7afb2a345a15a6de999a5f3bb48b36b21.jpg)
Манга, кумико… Так это придумали в ItalDesign?
Как ни странно, дизайн GT-R50 полностью разработали в европейской дизайн-студии Nissan. Это подтверждает и пресс-атташе ItalDesign Кристиан Болоньези (это не я придумал, это правда такая фамилия). Минуточку… Если дизайн-студия не принимала участия в разработке дизайна, то что вообще делали туринские мастера?
Они все эти идеи материализовали. Это они построили шоукар GT-R50, который по качеству подгонки кузовных панелей и равномерности зазоров выглядит, как серийный японский автомобиль. Сложное штучное производство в короткие сроки — конек ItalDesign. Более того, все пятьдесят экземпляров юбилейной серии GT-R сделают итальянцы.
/imgs/2018/08/22/09/2359731/0ba5483ac29c5b516895c2fa1f6d6da05b123483.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359681/ede60d7ee8bfce54621298e2dc296b479a8919de.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359730/9c933bee3759f0023c0afadea47e38dbd2cc8f7f.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359683/f82089560e2eadd0fa2d4426fbb7c008c434da61.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359682/98b1fcddafe369af47ae583999fd86c80fff6c06.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/08/22/09/2359680/c114eaabcebafb5809f28e409a519f099abcb4c6.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359679/94a9ed7b57b621eab94dd1b054e996b66ac5b27a.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359684/f59d5c88f8778fed284d7dd9c95d3871138bb8aa.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359675/ca4c0d2c777aac9819781aa7efaaaff9719aa2d1.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359674/90caf4f929788694b573ced5640939255d6d88d2.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/08/22/09/2359676/e6051631857d3133d863d0cf36d461f1012fcbec.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359678/a6e77b2b9367e36c462ab3cd3ffb2be1d2cdf2d0.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359685/66819c25140592953a782c7a2768f34902ea2004.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359731/0ba5483ac29c5b516895c2fa1f6d6da05b123483.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359681/ede60d7ee8bfce54621298e2dc296b479a8919de.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359730/9c933bee3759f0023c0afadea47e38dbd2cc8f7f.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359683/f82089560e2eadd0fa2d4426fbb7c008c434da61.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359682/98b1fcddafe369af47ae583999fd86c80fff6c06.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359680/c114eaabcebafb5809f28e409a519f099abcb4c6.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359679/94a9ed7b57b621eab94dd1b054e996b66ac5b27a.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359684/f59d5c88f8778fed284d7dd9c95d3871138bb8aa.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359675/ca4c0d2c777aac9819781aa7efaaaff9719aa2d1.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359674/90caf4f929788694b573ced5640939255d6d88d2.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359676/e6051631857d3133d863d0cf36d461f1012fcbec.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359678/a6e77b2b9367e36c462ab3cd3ffb2be1d2cdf2d0.jpg)
/imgs/2018/08/22/09/2359685/66819c25140592953a782c7a2768f34902ea2004.jpg)
Болоньези утверждает, что внешний дизайн меняться уже не будет — только если незначительно, для дорожной омологации. А вот интерьер, возможно, будет выглядеть иначе. Скорее всего, центральный дисплей вернут на место. Возможны и изменения по желанию заказчиков.
А что, Nissan не мог сделать такой проект самостоятельно?
Это не афишируется, но большую часть концепт-каров автомобильные концерны заказывают на стороне. Не все, разумеется. И прежде всего это связано с инжинирингом и производством. Исследовательские центры автогигантов не заточены под оперативный выпуск штучных вещей. Зато это отлично умеют в итальянских дизайн-студиях. Концепт-кары под ключ!
. Разумеется, материалом служит не глина, а скульптурный пластилин, твердый при комнатной температуре. Половинки макета GT-R50 неодинаковы — на них отрабатывали разные решения. Из-за английской кальки clay model такие модели [ошибочно называют глиняными](https://motor.ru/lab/glinyanaya-model-eto-oshibka-perevoda.htm). Разумеется, материалом служит не глина, а скульптурный пластилин, твердый при комнатной температуре.](/thumb/908x0/filters:quality(75)/imgs/2018/08/22/09/2359670/b0a88476b977e044e97941e96628de5b1d6ef9f8.jpg)
Половинки макета GT-R50 неодинаковы — на них отрабатывали разные решения. Из-за английской кальки clay model такие модели ошибочно называют глиняными. Разумеется, материалом служит не глина, а скульптурный пластилин, твердый при комнатной температуре.
В ItalDesign используют виртуальную реальность, а вот масштабных макетов 1:5 больше не делают. Во-первых, в студии есть экран размером 3х7 м. То есть, любой легковой автомобиль на нем можно отобразить в натуральную величину. Во-вторых, макетирование существенно ускорилось, поэтому модели сразу лепят в масштабе 1:1.
Макетчик чувствует форму руками, поэтому от ручного изготовления моделей в натуральную величину никто не отказывается, но частично автоматизировать можно и этот процесс. На макете GT-R50 видны бороздки — это следы от фрезерного станка с программным управлением, который вырезает из пластилина форму по 3D-модели. И уже эту заготовку доводят вручную.
И сколько времени требуется на основную часть изготовления концепт-кара? Две-три недели на шасси, еще три недели на изготовление финального макета кузова. Без фрезерного станка с ЧПУ ушло бы вдвое больше. У GT-R50 уже было готовое шасси от Nismo, поэтому большая часть опорных точек уже была задана. И все-таки на постройку прототипа ушел год, еще год понадобится для финализации проекта дорожных машин.
Год! А почему так долго?
Потому что разница между концепт-каром, который несколько дней стоит на подиуме автосалона, и штучным автомобилем для дорог общего пользования — как между фильмом «Пятый элемент» и реальностью колхоза Ленинский Маяк. В студии ItalDesign не только прорабатывают аэродинамику, но даже проводят виртуальные краш-тесты. В итоге разбить нужно только одну реальную машину – результаты настоящих ударных испытаний и математической модели совпадают на 89%. Вероятно, только в штаб-квартире Nissan знают, сколько денег экономит сотрудничество с ItalDesign.
/imgs/2018/08/22/09/2359727/cce9ccdbdac1a0a3e6b49ec0ec469f6d97c596cd.jpg)
Сколько будет стоить один из пятидесяти GT-R50?
Минимум 900 тысяч евро. То есть в пять раз дороже GT-R Nismo (184 950 евро) или как десять базовых GT-R (от 99 тысяч евро).
И кто эти люди, уже выразившие готовность заплатить за штучный японский суперкар цену аукционной Ferrari — коллекционеры или бензиноголовые энтузиасты? Они — и то, и другое, уверенно говорит Боб Лайшли, программный директор модели GT-R. Со стороны Nissan проект курирует именно он. Странное дело, модель-икону, один из главных символов автомобилестроения Японии, доверили англичанину.
/imgs/2018/08/22/09/2359722/2dba84d6d8f2b0926594b8fd915f5e809b0d1283.jpg)
«Сам не знаю, как так получилось» — без рисовки отвечает Боб. Он инженер, 23 года работает в Nissan, запускал Qashqai и отвечал за связи с другими марками (Renault, Daimler, Mitsubishi). А теперь в его ведении подразделение Nismo и сам «Годзилла». И порой в вопросах, касающихся главного японского суперкара, гибкости от Лайшли не дождешься. «Из всех моделей у GT-R самая сильная ДНК. Я не позволил в прототипе убрать задний ряд сидений, потому что это будет уже не GT-R».
И что получат заказчики, кроме дизайна?
Технически юбилейная модель близка к самому быстрому дорожному GT-R — Nismo. Эта версия мощнее стандартной: 600 л.с. и 652 Нм вместо 570 сил и 637 «ньютонов» у базовой машины. Но для GT-R50 отдачу увеличили еще сильнее. Знаменитый 3,8-литровый V6 VR38DETT доработали, воспользовавшись наработками для гоночных машин серии GT3. В частности, мотор получил новые турбонагнетатели, распредвалы, поршни и шатуны — все это сделано в Nismo. Мощность выросла до 720 л.с., крутящий момент — до 780 Нм.
/imgs/2018/08/22/10/2359756/88d90859ab11509593683905fda3efc51e959ea9.jpg)
Вслед за возросшей отдачей двигателя трансмиссию перенастроили на больший крутящий момент и установили мощнейшую тормозную систему Brembo. В подвеске — амортизаторы Bilstein с электронным управлением.
Будет ли GT-R50 быстрее Nismo?
Пока неизвестно. Пусть в кузове теперь много углеволокна, данных о массе «пятидесятника» не сообщают. GT-R вообще сложно сделать еще быстрее. Например, паспортная динамика самого Nismo не отличается от базовой версии GT-R: те же 2,8 секунды до сотни и 315 км/ч максимальной скорости. Поэтому даже прибавка в 120 сил не гарантирует, что с текущего времени разгона удастся срезать хотя бы одну десятую.
/imgs/2018/08/22/14/2360159/71e60706c944e7fcb1a255ead0bda0260254b3be.jpg)
Зато можно точно можно сказать, что все аэродинамические элементы GT-R50 полностью функциональны, включая выдвижное антикрыло с электроприводом. Вероятно, у будущих владельцев хватит духу время от времени катать штучный суперкар «на все деньги». И жаловаться на недостаток динамики они вряд ли станут. Так что 720-сильному GT-R50 достаточно просто не уступать обычному «Годзилле». А значит бонуса, выданного владельцам «лошадьми» и «ньютонами», должно хватить. И для борьбы с секундомером, и для того, чтобы никогда не сомневаться в потраченных 900 тысячах евро.