23 октября, 14:16

Самые быстрые шипы

Байкальские рекорды скорости на шинах MICHELIN

Автомобильная культура каждой страны неповторима, как и национальная кухня. Германия ассоциируется у нас с безлимитными автобанами и гонками на Нюрбургринге, США — с бесконечными прямыми хайвеями, тянущимися на тысячи миль через весь континент, и рекордными заездами на соляных озёрах... А Россия — это, конечно, плохие дороги и зима, укутывающая наши направления снегом и льдом на три-четыре месяца (а кое-где и на полгода).

Журналист и гонщик Андрей Леонтьев решил: если и ставить в России рекорды скорости, то только зимой — на льду озера Байкал! Трудно представить что-то более величественное, красивое и в то же время пугающее, чем безбрежные воды Байкала, закованные в прозрачный панцирь льда.

По расчётам Леонтьева и его команды, самый быстроходный из имеющихся автомобилей — внедорожник Jeep Grand Cherokee Trackhawk — в ходе рекордной попытки должен был разогнаться до 280 с лишним километров в час. Тяжело на такой скорости удержать его на траектории на голом льду — коэффициент сцепления колес c покрытием в 150 раз ниже, чем на асфальте. Не говоря уже о том, чтобы остановить машину: тормозной путь со скорости 280 километров в час превышает 1,5 километра!

Неудивительно, что для заездов по льду Байкала команда Леонтьева искала лучшие шины из лучших, и выбрала MICHELIN, а конкретно — новейшую шипованную резину MICHELIN X-Ice North 4 и MICHELIN X-Ice North 4 SUV.

Конечно, для суровых зим существуют и специальные нешипуемые шины — с особым мягким резиновым компаундом и повышенным числом ламелей. Такие шины выпускает и Мишлен: это модели X-Ice 3 для легковых машин и Latitude X-Ice 2 для вседорожников и кроссоверов. Но в рекордных заездах требуется зацеп и стабильность на льду, которые могут гарантировать только шипованные шины. Их же предпочитает и большинство российских автолюбителей — такой выбор делают 77% автомобилистов, примерно как в странах Скандинавии и Финляндии.

>
Reload
1 / 2

MICHELIN X-Ice 3

Самое заметное отличие новых шипованных шин MICHELIN четвёртого поколения — это количество шипов. Даже в 16-дюймовые шины X-Ice North 4 ставится более 250 шипов, а в кроссоверных X-Ice North 4 SUV большой размерности — вообще свыше 300. Больше нет ни у кого из конкурентов!

>
Reload
1 / 6

В конструкцию самих шипов мишленовцы вложили весь свой опыт создания шин для чемпионата мира по ралли (WRC). Шип обладает особой формой верхнего фланца для усиления тормозных характеристик шины.

В чемпионате мира по ралли французские шинники участвуют с самого его учреждения в 1973 году. С тех пор гонщики, использующие резину MICHELIN, более 300 раз побеждали на этапах WRC, завоевав в общей сложности 54 чемпионских титула. Хотя большая часть ралли проходит на грунте или гравии, Мишлен все эти годы создаёт особые шипованные шины — специально для двух зимних ралли: Монте-Карло и Швеции.

Спортивные достижения транслируются в великолепные характеристики серийных зимних шин MICHELIN — в очень эффективное торможение и отличную управляемость. По результатам сравнения на полигоне Test World в финском заполярье, новая модель MICHELIN X-Ice North 4 SUV показала тормозной путь в среднем на 1,8 метра короче конкурентов и позволила пройти извилистый ледовый трек в среднем на 2,4 секунды быстрее.

Интересно, что у шин MICHELIN X-Ice North 4 SUV больших размерностей рисунок протектора заметно отличается — именно такие шины ставятся на мощные внедорожники вроде тех, что участвовали в рекордных заездах на Байкале. Для шин шириной от 255 миллиметров предусмотрено конструктивное изменение в виде добавления дополнительных блоков в каждом секторе. Это позволяет лучше распределить нагрузку в пятне контакте — и тем самым добиться повышения сцепных свойств на любом типе зимнего покрытия.

К заездам на льду Байкала команда Андрея Леонтьева подготовила пять абсолютно непохожих машин: это супервнедорожник Jeep Grand Cherokee Trackhawk с 717-сильным компрессорным мотором V8 6.2, электромобиль Jaguar I-Pace с двумя электромоторами суммарной мощностью 400 сил, дизельный кроссовер Range Rover Evoque, 350-сильный гоночный Volkswagen Golf GTI TCR и классическая «формула» советских времён — Эстония-21 с вазовским 1600-кубовым двигателем мощностью около 150 сил. Все они были обуты в шипованные шины MICHELIN диаметром от 13 до 20 дюймов.

Тренировочные и зачетные заезды на льду Байкала продолжались 8 дней. В них принимало участие 5 пилотов и 5 автомобилей. Заезды проходили по регламенту Международной Автомобильной Федерации FIA: замерялась средняя скорость на дистанции 1 километр с хода и на 1 километр с места, причём створы хронометража полагалось пройти в обе стороны. Чтобы обеспечить необходимый разгон и торможение автомобилей, общая длина трассы составила 12 километров!

Заезды проходили на голом природном льду — подготовка трассы заключалась лишь в удалении снежных переметов и ледяных торосов, и заливке наиболее глубоких трещин. Из соображений безопасности препятствия убирали на 300 метров в сторону от запланированной трассы.

Результаты зачетных заездов фиксировали судьи Российской автомобильной федерации с омологированной системой хронометража. Сейчас, после тщательной проверки данных, специалисты РАФ утвердили восемь рекордов в пяти классах автомобилей.

>
Reload
1 / 8

Андрей Леонтьев за рулём Jeep Grand Cherokee Trackhawk (категория A, группа I, класс 10) показал среднюю скорость 258,890 километров в час при старте с ходу (при этом максимальная скорость по приборам GPS составила во время попытки 280 километров в час). Его коллега Максим Леонов на той же машине — 110,152 километра в час при старте с места.

>
Reload
1 / 4

На электромобиле Jaguar I-Pace Леонтьев установил сразу два рекорда России в классе 3 группы VIII: средняя скорость 126,145 километра в час при старте с места и 195,238 километров в час при старте с ходу. На счету Ильи Кашина — рекорд за рулём гоночного Volkswagen Golf GTI TCR класса «Туринг» (категория А, группа I, класс 7): 350-сильный переднеприводник разогнался до 230,828 километров в час на дистанции километр с хода. Кстати, его дочь Мария на дизельном кроссовере Range Rover Evoque (категория А, группа III, класс 7) тоже оказалась рекордсменкой России, развив среднюю скорость 108,080 километров в час на дистанции километр со стартом с места и 186,051 километра в час на дистанции километр с хода.

>
Reload
1 / 4

Рекорд Степана Ануфриева, возможно, не так впечатляет в цифрах — но просто вдумайтесь, что он поставлен в мороз на льду за рулём открытой всем ветрам «формулы» начала 80-х годов с не самым мощным мотором объёмом всего 1600 «кубиков». Любовно восстановленная «Эстония-21» (категория А, группа II, класс 7) показала среднюю скорость 144,514 километра в час на дистанции километр с хода.

>
Reload
1 / 7

Рекордные заезды на Байкале в очередной раз продемонстрировали, что шипованные шины — безусловные лидеры по сцепным свойствам на льду. Но «шиповки» часто критикуют за повышенный уровень шума. В новейшей шипованной шине MICHELIN X-Ice North 4 и MICHELIN X-Ice North 4 SUV использовано сразу несколько технологий снижения шумности: во-первых, это шипы уменьшенного размера, во-вторых — компьютерная оптимизация расположения шипов по двум факторам (сцепные свойства / шум). При помощи специально построенной математической модели проанализировали 1400 потенциальных позиций для каждого из шипов в шине, и выбрали наилучшую комбинацию!

Российские водители могут быть уверены: выбирая шипованные шины MICHELIN X-Ice North 4 или MICHELIN X-Ice North 4 SUV, они выбирают не только превосходные сцепные свойства на дороге (а значит, спокойствие и душевный комфорт), но и комфорт акустический!