Загрузка ...
24 декабря 2021, 13:34
6 мин.

Экспедиция «Страна энтузиастов»: финиш спустя 25 тысяч километров!

Позади 50 дней пути и 40 регионов России
Невероятный путь на стандартных серийных автомобилях, стартовавший в Магадане, завершился в поселке Никель Мурманской области у границы с Норвегией. Правда, задачей экспедиции было вовсе не добраться из пункта А в пункт Б: как мы уже упоминали, такая дорога заняла бы «всего» 12 тысяч километров, а в реальности машины проехали больше двадцати пяти. И весь этот путь через 40 российских регионов был проделан ради необычных и довольно амбициозных целей.
Экспедиция «Страна энтузиастов»: финиш спустя 25 тысяч километров!

Автор идеи — известный путешественник, спортсмен и телеведущий Андрей Леонтьев вынашивал план экспедиции не один год. Пожалуй, на всем маршруте, каким бы протяженным и беспрецедентным он ни был, едва ли найдутся участки, которые он со своей командой «ЛАВ-Рейсинг» не проезжал раньше.

Нижний Новгород. Руководитель экспедиции Андрей Леонтьев (ЛАВ-Рейсинг) и Volkswagen Multivan 6.1

Нижний Новгород. Руководитель экспедиции Андрей Леонтьев (ЛАВ-Рейсинг) и Volkswagen Multivan 6.1

Фото: Александр Казарин

Любого россиянина, забравшегося так далеко на восток, поразила бы грунтовая трасса Колыма — красивая, суровая и коварная. И найдется очень немного людей, которые преодолевали ее многократно и могут сказать, как сильно эта дорога изменилась за последние годы. Те, кто сейчас едет по асфальтовой трассе Лена, могут не подозревать, что еще несколько лет назад ее участки напоминали болотистые колеи джип-триала, где можно было оставить автомобиль навсегда.

Репортаж о пути по трассам Лена и Амур. Якутск, паромная переправа. Герой этого эпизода — Михаил Местников, который открыл труднодоступные уголки Якутии для туристов

Андрей Леонтьев — как раз из тех редких людей, кто проехал эти направления и рассказал о них. И так как дорожная сеть России напоминает постоянно меняющийся живой организм, полную картину можно увидеть лишь в развитии. Экспедиция «Страна Энтузиастов» позволила оценить весь масштаб дорожной сети страны на сегодняшний день. Удивительно, но самые плохие дороги оказались вовсе не в самых удаленных регионах.

Магаданская область, трасса Колыма

Магаданская область, трасса Колыма

Например, в Якутии, Магаданской области или в Забайкалье от транспортной доступности зависит слишком многое — порой в прямом смысле жизни людей. Проходимость и качество дорог здесь — вопрос выживания. А самый разбитый асфальт встретился в Рязанской области. В масштабах экспедиции — «в соседнем дворе» от Москвы.

Магаданская область

Магаданская область

Огромный зимний пробег по самым разным широтам России стал серьезным испытанием для людей и техники. Отчасти в этом и состояла цель экспедиции. Организуя беспрецедентный пробег, компания Continental вознамерилась показать выносливость и ходовые качества шин VikingContact 7. Это зимняя нешипованная модель, предназначенная для суровой скандинавской зимы.

Автомобили экспедиции на трассе Амур

Автомобили экспедиции на трассе Амур

Условия, в которых побывали эти шины, нельзя воспроизвести ни на каком полигоне. За 50 дней в пути автомобили побывали и на полюсе холода в Оймяконе, и в солнечном Краснодаре. И более 6 тысяч километров пришлись на дороги с гравийным и грунтовым покрытием.

Зимняя нешипованная шина Continental VikingContact 7. С учетом перегона из Москвы в Магадан перед стартом экспедиции пробег шин к Екатеринбургу составлял примерно 24 тысячи километров

Зимняя нешипованная шина Continental VikingContact 7. С учетом перегона из Москвы в Магадан перед стартом экспедиции пробег шин к Екатеринбургу составлял примерно 24 тысячи километров

Фото: Николай Ковалевский

Кстати, уже после финиша экспедиции мы поняли, что всё это время упускали довольно любопытную подробность. Пробег каждой уцелевшей на трассе Колыма шины — не 25, а все 35 тысяч километров. Дело в том, что автомобили не доставляли в Магадан — они сами проделали этот путь из Москвы, а заодно прошли обкатку, как раз около 10 тысяч километров!

Multivan экспедиции в Иркутске: на фоне — Церковь Успения Девы Марии, римско-католический костёл 1884 года постройки

Multivan экспедиции в Иркутске: на фоне — Церковь Успения Девы Марии, римско-католический костёл 1884 года постройки

Фото: Василий Кудашов

А что за оговорка о трассе Колыма? Почти две тысячи километров этой суровой магистрали представляют собой гравийную насыпь — асфальта там нет. Покрытие составляет битый скальник — острые камни, которые собирают с путешественников свою дань. Проскочить без порезов можно лишь чудом. Именно на трассу Колыма пришлись четыре потерянные шины. Дальше все три автомобиля сохранили «обувку» до самого финиша в Мурманской области.

Екатеринбург. 14 тысяч километров после старта

Екатеринбург. 14 тысяч километров после старта

Фото: Николай Ковалевский

Эксперимент можно считать состоявшимся: даже те шины, которые преодолели «всего» 23-24 тысячи километров после трассы Колыма, намотали пробег среднего водителя за 4-5 сезонов, только в более суровых условиях. А ведь остальные шины проехали все 35 тысяч километров! В ходе экспедиции автомобили прошли плановое ТО, шины и диски балансировались, регулировались углы установки колес. Но больше никаких поблажек технике не давали. Реальные условия!

Экспедиция в Приэльбрусье

Экспедиция в Приэльбрусье

«Мы лишний раз доказали, что по России можно и нужно путешествовать на автомобиле — и это может быть тот автомобиль, на котором вы перемещаетесь каждый день» — говорит Андрей Леонтьев. Все машины, которые проехали «Страну энтузиастов» — стандартные, без какой либо специальной подготовки.

С недавних пор советский экраноплан Лунь — одна из заметных техногенных достопримечательностей Дагестана

С недавних пор советский экраноплан Лунь — одна из заметных техногенных достопримечательностей Дагестана

Volkswagen Multivan 6.1 в России можно заказать с передним или полным приводом, ручной коробкой передач или преселективной трансмиссией DSG в её самом выносливом варианте. Двигатели — двухлитровые турбодизели мощностью 150 или 199 л.с. В пробеге участвовали машины самой подходящей модификации: более мощные, с полным приводом и DSG. Повреждений и поломок за исключением «ран» от камней на лобовых стеклах не было.

Средний расход топлива установился на отметке 11,2 литра на 100 км пути. Учитывая, что зимнее путешествие для загруженных машин не было легкой прогулкой, это хороший показатель. Кстати, никакой чувствительности к дизельному топливу, даже в самых отдаленных регионах, микроавтобусы не проявили — охотно переваривали солярку и в Якутии, и на Кавказе.

Экспедиция «Страна энтузиастов»: финиш спустя 25 тысяч километров!

Также экспедицию как испытательный полигон решила опробовать российская компания «Куппер», которая разрабатывает и производит смазочные материалы под маркой Cupper на основе солей меди. В этом пробеге они проверяли моторное и трансмиссионное масло собственной разработки.

Экспедиция «Страна энтузиастов»: финиш спустя 25 тысяч километров!

Если сосредоточиться на технических и географических подробностях экспедиции, можно пропустить её самый важный аспект, из-за которого маршрут в итоге и оказался вдвое длиннее прямого пути. «Страна Энтузиастов» открыла удивительных людей, достойных того, чтобы о них узнали далеко за пределами их регионов.

Экспедиция «Страна энтузиастов»: финиш спустя 25 тысяч километров!

«Главное — это люди неравнодушные, воплощающие свои мечты и меняющие жизнь к лучшему. И встречи с такими людьми — это то, без чего путешественник не может получить полного представления ни об отдельном регионе, ни о стране в целом» — считает Андрей Леонтьев. Всех героев он собирательно и назвал энтузиастами, поскольку другой термин, объединяющий настолько разных людей, сложно подобрать.

На пути к Эльбрусу: Volkswagen Multivan и противолавинная пушка

На пути к Эльбрусу: Volkswagen Multivan и противолавинная пушка

Кто они? Мы уже рассказывали об Иване Паникарове из Магаданской области, который сохраняет память и открывает неизвестные страницы узников колымских лагерей, о Станиславе Лыжине из Иркутска, который строит картодромы и приобщает к спорту трудных подростков, или об основательницах проекта ProZero из Новосибирска, которые не только занимаются переработкой отходов, но и учат людей бережливому экологичному образу жизни.

Асфальт и плюсовая температура — еще одно испытание для зимних фрикционных шин

Асфальт и плюсовая температура — еще одно испытание для зимних фрикционных шин

О других энтузиастах и патриотах своего края рассказывает каждый из видеорепортажей, которые команда «ЛАВ-Рейснинг» сняла в дороге. Да-да, проехав сорок регионов за семь недель, путешественники успели пообщаться со множеством людей и записать историю каждого из них.

Трасса Байкал. Улан-Удэ — Красноярск

Часть видео ещё в работе, и они продолжают выходить, ведь рассказать есть о чём и о ком.

«Из позитивных наблюдений — качество дорог и топлива становится лучше, а вот инфраструктура — АЗС, шиномонтажи, мойки — пока отстаёт. Остро ощущается нехватка информации о состоянии дорог по маршруту» — отмечает Леонтьев. И вновь призывает исследовать свою страну на автомобилях. Ведь такие поездки всё меньше напоминают преодоление и выживание и всё больше походят на нормальный автомобильный туризм.

Экспедиция «Страна энтузиастов»: финиш спустя 25 тысяч километров!

«Усинский и Чуйский тракты, трассы Колыма и Кола можно отнести к красивейшим дорогам мира, путешествуя по которым в течение одного дня можно оказаться в разных климатических зонах и познакомиться с разными культурами, а общее состояние дорог позволяет забраться на обычном автомобиле без специальной подготовки и на Полюс холода, и в жару Калмыцких степей, и на Дагестанские перевалы, и в тундру Ямала» — говорит руководитель экспедиции.

По нашей просьбе в трех городах России автомобили встречали местные фотографы. В Иркутске день с командой провел Василий Кудашов, в Екатеринбурге — Николай Ковалевский, а в Нижнем Новгороде — Александр Казарин. Именно их глазами вы наблюдали короткие возвращения участников экспедиции в очаги цивилизации. А все остальные кадры нам прислали сами участники экспедиции — они успевали и снимать, и отправлять нам фото, и даже вести дневники на сайте «Страны Энтузиастов». Часть из них еще только будет опубликована, и мы с нетерпением ждем новых материалов.

Мурманская область: пробег движется к финалу

Мурманская область: пробег движется к финалу

Тем временем экспедиция завершила свой путь на север по трассе Кола. За 4 километра до границы Карелии и Мурманской области машины пересекли северный полярный круг. В половине четвертого дня тут уже совсем темно — для фото стелу пришлось подсветить диодными фарами «Мультивэнов».

Северный полярный круг пройден

Северный полярный круг пройден

За Мурманском наступает царство ледяной лесотундры — низкие березки, скалы, небольшие озера — Кольский полуостров даже зимой выглядит завораживающе. Не хватает только северного сияния. Но здешнее небо заволокло тучами, и под самый конец пути север приготовил последнее испытание — пургу. «Однако все обошлось. Финиш, объятия, фото, видео, дорога домой… И главное — ощущение большого сделанного дела» — говорит Андрей Леонтьев — «Любое путешествие — это жизнь, и все, что между путешествиями — предвкушение нового пути».

Новости партнёров

Новости партнёров