Загрузка...
23 января 2013, 15:38

Мартин, Астон

Ключевые люди и автомобили в 100-летней истории британской марки

Фото фирмы Aston Martin
Влад Клепач

За время своего существования фирма Aston Martin успела бесчисленное количество раз сменить владельцев, выиграть большое количество гонок и потерпеть не меньше неудач, прославиться автомобилями-иконами и провалиться с машинами-неудачниками, которые едва не привели компанию к банкротству. Тем не менее, легендарная марка дотянула до своего 100-летия, которое будет отмечаться весь 2013 год. Чествуя юбиляра, «Мотор» решил рассказать о машинах и людях, от которых в разное время зависела судьба Aston Martin.

Загрузка...

[center]~ Лайонел Мартин ~[/center]

Компания Aston Martin была основана на базе фирмы Bamford & Martin Ltd. Лайонела Мартина и Роберта Бэмфорда, которая специализировалась на продажах автомобилей Singer, а также на обслуживании машин GWK и Calthorpe.

Мартин, помимо прочего, любил погонять на своем личном Singer 10 – он постоянно модифицировал его и в какой-то момент дорос до идеи выпуска собственных автомобилей. Первая машина под именем Coal Scuttle (еще под маркой Bamford & Martin) появилась в 1913 году. В ее основе лежало шасси Isotta Fraschini, а двигатель представлял собой доработанный полуторалитровый Covenrty-Simplex мощностью 70 лошадиных сил.

87,6 секунды
  • рекорд подъема на холм Aston Hill, установленный в 1904 году на 1200-метровой конфигурации трассы

С этой машиной Мартин довольно успешно выступал в соревнованиях по подъему на холм возле местечка Астон Хилтон, обгоняя автомобили Stutz и Bentley. Отсюда у Лайонела и появилась идея называть собственные машины именем Aston Martin. Одноименная компания была основана в 1913 году. К сожалению, первая мировая война помешала наладить производство, и серийные «Астоны» появились лишь в 1923 году.

[center]~ Дэвид Браун ~[/center]

Сэр Дэвид Браун был владельцем инжиниринговой компании David Brown Engineering Limited, которая специализировалась на изготовлении шестерен и трансмиссий. Основанная в 1860 году, к 1921 году фирма стала крупнейшим производителем червячных передач в мире. Кроме того, у нее были совместные предприятия, выпускавшие тракторы, трансмиссии для танков, приводы для оружейных систем и даже двигатели для военных кораблей.

Лошади и самолеты

Дэвид Браун был не только хорошим бизнесменом -- он увлекался скачками, гонками на автомобилях и мотоциклах, и даже управлял самолетом

После войны, в 1947 году, Браун приобрел бедствующую компанию Aston Martin за достаточно скромную сумму в двадцать с половиной тысяч фунтов. А сразу после этого – и фирму Lagonda, за 52 с половиной тысячи. Компании тут же были объединены, и для Aston Martin наступил золотой век.

Именно под крышей компании David Brown Engineering фирма Aston Martin начала выпускать свои легендарные автомобили серии DB (названные так в честь нового владельца), роскошные седаны Lagonda, которые конкурировали с Bentley и Rolls-Royce, и стала по-настоящему успешной в автоспорте. «Эра Брауна» длилась до 1972 года – к тому моменту финансовые дела автомобильной компании стали кошмарными, объем выпуска сократился до нескольких десятков машин в год, и Дэвиду Брауну не оставалось ничего, кроме как продать Aston Martin. За символические 100 фунтов стерлингов. Следующие 15 лет британская марка переходила из руки в руки, пока не была приобретена "Фордом".

[center]~ Дэвид Ричардс ~[/center]

В 2007 году дела концерна Ford, тогдашнего владельца Aston Martin, шли из рук вон плохо. «Голубой овал» не мог тянуть за собой целую охапку "дочерних" брендов, и потому решил избавиться от части убыточных активов. Тут подоспел Дэвид Ричардс, владелец легендарной инжиниринговой компании Prodrive.

Мистер Спорт

Дэвид Ричардс -- фигура, известная не только в автобизнесе. В разное время он руководил командами Формулы-1 BAR и Benetton, а также строил гоночные машины для кольцевых гонок и раллийные болиды для заводских коллективов Subaru и MINI

С помощью одного американского и двух кувейтских инвесторов (своих денег компания не платила) Prodrive выкупила существенную долю акций «Астона» – концерну Ford осталась лишь небольшая часть акций и обязательство продолжать выпускать двигатели для Aston Martin на своем заводе в Кельне. Сама компания была основательно реструктурирована – в частности, в 2008 году под увольнение попала почти треть персонала.

Сразу же после сделки "Астон" с Ричардсом во главе начал активную экспансию на новые рынки – в Китай и на Ближний Восток. Активно Aston Martin занялся и автоспортом, успев поучаствовать в Ле-Мане. В итоге, теперь компания продает порядка четырех тысяч автомобилей в год, что для производителя дорогих спорткаров совсем неплохой показатель.

[center]~ Джеймс Бонд ~[/center]

Киногерой романов Яна Флеминга любил автомобили Aston Martin и во-многом именно он сделал их по-настоящему известными за пределами Великобритании. Его первым «Астоном» было купе DB5 в картине "Голдфингер" – и оно стало самой знаменитой его машиной. Позже DB5 также сыграл в четырех эпизодах бондианы: "Золотой глаз", "Завтра не умрет никогда", "Казино Рояль" и "Координаты Скайфолл".

Не только "Астон"

В трех книгах Яна Флеминга Джеймс Бонд ездит на автомобилях еще одной легендарной британской марки - Bentley

Кроме Aston Martin DB5, в разные годы Бонд водил классический DBS ("На службе Её Величества"), V8 Vantage Volante ("Искры из глаз"), V12 Vanquish ("Умри, но не сейчас"), а также DBS V12 ("Казино Рояль", "Квант милосердия"). А оригинальный «шпионский» DB5 из картины "Голдфингер" со всеми его высокотехнологичными причиндалами был продан в 2010 году за 4,6 миллиона долларов.

[center]~ Триумфальный ~[/center]

Болиды Aston Martin принимали участие в Ле-Мане на протяжении почти четверти века, однако побеждали в «абсолюте» всего один раз – в 1959 году. Триумфатором стал болид DBR1/2 с рядным шестицилидровым мотором и пятиступенчатой механической коробкой передач производства David Brown Engineering Limited. При рабочем объеме в три литра двигатель развивал 254 лошадиных сил, а снаряженная масса автомобиля составляла всего 800 килограммов.

>
Reload
1 / 4

В том году Aston Martin DBR1/2, пилотируемый Роем Сальвадори и лично Кэрроллом Шелби, смог обойти Ferrari. Вторым финишировал еще один Aston Martin – DBR1/4 – с отставанием в 25 кругов. В 2012 году Астон-триумфатор был выставлен на продажу – его купили за 32 миллиона долларов!

[center]~ Ненадежный ~[/center]

По замыслу тогдашнего владельца "Астона", фирмы David Brown, под именем Aston Martin Lagonda должны были выпускаться роскошные скоростные седаны. Первая Lagonda «Эры Брауна» была выпущена в 1974 году и представляла собой... четырехдверную версию купе Aston Martin DBS. Таких машин собрали всего семь штук. Однако вскорости компания представила огромный футуристичный седан Lagonda Series 2 – один из самых необычных и самых ненадежных «Астонов» в истории марки.

>
Reload
1 / 7

Автомобиль имел потрясающий дизайн с поднимающимися фарами и невероятно технологичный интерьер. Говорят, что разработка электроники для Lagonda Series 2 обошлась в четыре раза дороже, чем создание всех остальных узлов машины! Приборная панель, дисплеи, органы управления – все, что инженеры смогли сделать электронным, они сделали электронным.

Но в этом и была проблема: такая передовая электроника в 1976 году была жутко дорогой и ненадежной, а в сочетании с английским качеством сборки она стала настоящим ночным кошмаром владельцев.

Не стала Lagonda и особенно быстрой. Двигатель V8 объемом 5,3 литра развивал внушительные 284 лошадиные силы, но из-за древнего трехдиапазонного «автомата» Chrysler Torqueflite динамику нельзя было назвать выдающейся – для разгона до сотни «Лагонде» требовалось 8,8 секунды. Тем не менее, Lagonda не стала полным провалом: за 14 лет производства было продано 645 автомобилей, которые стоили дороже, чем Ferrari и Maserati, лишь немногим уступая по цене роскошным Bentley и Rolls-Royce.

[center]~ Красивый ~[/center]

Кузов Aston Martin DB5 разрабатывали итальянцы из некогда знаменитого туринского ателье Carrozzeria Touring Superleggera. Неудивительно, что он получился таким красивым! И понятно, почему именно DB5 стал первым и одним из самых запоминающихся автомобилей Джеймса Бонда.

>
Reload
1 / 4

При этом Aston Martin DB5 не был чистым спорткаром: скорее, это было очень «оспортивленное» купе класса люкс. Под его капотом располагался четырехлитровый рядный шестицилиндровый двигатель, развивавший 286 лошадиных сил – с таким мотором и механической коробкой передач четырехместный автомобиль мог разгоняться до 233 километров в час. Позже была выпущена модификация DB5 Vantage с более мощным 315-сильным мотором.

[center]~ Неудачный ~[/center]

В 80-х годах Aston Martin находился в плачевном состоянии: из-за низкого качества автомобилей продажи ощутимо просели, а бюджета на разработку и модернизацию производства у компании фактически не было. Именно в это время появился один из самых неудачных автомобилей марки за всю ее историю – Virage.

Конструктивно Aston Martin Virage во многом был схож с седаном Lagonda образца 1976 года: он оснащался древним V8, форсированным до 335 сил, задней подвеской де Дион и прочими пережитками прошлого. Virage довольно бодро разгонялся (за 6,5 секунды до сотни), но вот с управляемостью у него были большие проблемы.

>
Reload
1 / 5

Как и с дизайном: передние фонари Aston Martin позаимствовал у Audi 200, а задние – у Volkswagen Scirocco, в результате чего пострадала и элегантность, и узнаваемость. Но главной бедой было качество и ремонтопригодность. Virage стоил фантастические по тем временам деньги – около 220 тысяч долларов – однако уже двух- и трехлетние экземпляры с минимальным пробегом продавались за жалкие 35-50 тысяч.

Поздние модификации Virage, впрочем, стали ощутимо лучше: можно было заказать 500-сильный двигатель V8 6.3, шестиступенчатую механическую коробку ZF вместо крайслеровского «автомата», модифицированную подвеску и эффективные тормоза с дисками диаметром 362 миллиметра.

[center]~ Спаситель ~[/center]

К началу 90-х Aston Martin был скорее мертв, чем жив. Спасительным для фирмы стал первый по-настоящему современный автомобиль DB7. Он был создан уже при участии нового владельца, компании Ford. Он классно ехал и сексуально выглядел. Он был современным и, по меркам Aston Martin, очень надежным.

>
Reload
1 / 4

Кроме того, базовая версия с рядным шестицилиндровым двигателем объемом 3,2 литра и механическим наддувом (340 лошадиных сил, 489 Нм) стоила вполне вменяемых денег. Кроме нее, была доступна модификация с 420-сильным V12 объемом 5,9 литра, а также масса спецверсий: GT, GTA, Vantage…

Результат не заставил себя ждать. Уже в 1995 году компания продала рекордные для себя 700 автомобилей. А всего за 10 лет было сделано около семи тысяч DB7, пока на смену ему не пришел еще более успешный DB9.

[center]~ Страшный ~[/center]

Несколько лет назад Aston Martin не смог остаться в стороне от повальной моды на выпуск эксклюзивных седанов и кроссоверов. Сперва он представил четырехдверное псевдокупе Rapide, а затем заявил о планах возрождения бренда Lagonda. И выставил на автосалоне в Женеве концептуальный кроссовер под этой маркой. Огромный внедорожный седан (!) получился жирным и уродливым, но был преподнесен, как люкс-автомобиль будущего. Но кому хочется дожить до такого будущего?!

>
Reload
1 / 5

Кстати, седан Rapide на рынке тоже провалился: спрос на него был почти вдвое ниже запланированных двух тысяч машин в год, и производство пришлось перенести из Австрии обратно в Великобританию.

Но планы по производству новой «Лагонды» у компании по-прежнему есть: вполне возможно, что серийная машина появится в 2016 году. Она будет создана на шасси Mercedes-Benz GL и оснащена шестилитровым V12. Основной рынок сбыта – Китай, так что даже если она пойдет в серию, шансов увидеть ее на улице будет по-прежнему немного.

[center]~ Противоречивый ~[/center]

Нет, они не сошли с ума! Aston Martin Cygnet, созданный из банального хэтчбека Toyota iQ, – это не попытка выпускать под знаменитым брендом абсолютно все, от мотороллеров до зубных щеток. Cygnet – это образец английского юмора и плевок в лицо экологам.

>
Reload
1 / 4

Оснащенный скромным бензиновым мотором объемом 1,33 литра (98 лошадиных сил) Cygnet нужен фирме Aston Martin по одной-единственной причине: чтобы средний выброс CO2 по модельному ряду укладывался в определенные нормы, которые начали действовать в Европе с 2012 года и в США с 2013 года.

Поскольку модельный ряд Aston Martin состоит исключительно из мощных автомобилей (выбросы CO2 у модели V8 Vantage, например, составляют 328 г/км, а у Vanquish – 335 г/км), то наличие в нем Cygnet с его жалкими 110 г/км существенно уменьшает «среднюю температуру по больнице» – ведь при расчете среднего показателя по выбросам объем выпуска каждой модели в расчет не принимается!

И не важно, что Cygnet, который дороже «Тойоты» в два с лишним раза, никто не покупает. Если благодаря ему пока еще существует марка Aston Martin, то пусть он будет!

[center]~ Концептуальный ~[/center]

Aston Martin Bulldog

1979 год

Несмотря на то, что Aston Martin Bulldog был создан в одном-единственном экземпляре, называть его концептом неверно: изначально этот суперкар планировали выпустить ограниченным тиражом в 25 машин – просто не получилось. А эксклюзивный Bulldog был сертифицирован для дорог общего пользования и ездил по ним! И даже был продан за невероятные по тем временам 130 тысяч фунтов стерлингов.

>
Reload
1 / 6

Автомобиль высотой всего 1,1 метра в клиновидном стиле оснащался дверьми типа «крыло чайки», цифровой приборной панелью и телевизором в центральной консоли.

Под капотом располагался V8 объемом 5,3 литра с двумя турбинами мощностью под 700 лошадиных сил. Расчетная скорость «Бульдога» составляла 381 километр в час, но в реальности было зафиксировано 307 километров в час. Что, впрочем, тоже очень много. Ведь на дворе стоял 1979 год!

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...