Опубликовано 17 марта 2021, 09:59
10 мин.

Космические странники: оцените невероятные концепт-кары 60-70-х годов

Эти клиновидные суперкары кажутся слишком футуристичными даже сегодня
Начавшаяся в шестидесятые годы эпоха пилотируемых полетов вдохновляла не только ракетно-космическую отрасль, но и автомобильную промышленность. Экспериментальные машины в обличье инопланетных кораблей стары как мир, но по сей день готовы дать сотню очков более современным концепт-карам. Их клиновидные «тела» пронзают пространство и время, не утрачивая производимого эффекта.
Ferrari 512 S Modulo
Ferrari 512 S Modulo
© Ferrari

Alfa Romeo Carabo (1968 год)

Суперкупе авторства Марчелло Гандини почти заставляет поверить в красивую сказку о том, что итальянцы создают шедевры под отличный кьянти, наслаждаясь классическими музыкальными произведениями и между делом любуясь великолепными образцами архитектуры.

Alfa Romeo Carabo

Alfa Romeo Carabo

© Alfa Romeo

Символично, что основой послужило красивейшее купе Alfa Romeo 33 Stradale с 2,0-литровым двигателем V8. С 1967 по 1969 год компания выпустила лишь 18 экземпляров, и не все они обрели владельцев — астрономическая цена в 17 000 долларов шестикратно превышала средний прайс на новую машину и отпугивала клиентов.

Alfa Romeo Carabo

Alfa Romeo Carabo

© Alfa Romeo

Пять спорткаров превратились в концепты именитых итальянских карроцерий. Carabo родился в стенах Bertone на базе шасси 75033.109 и превосходил другие шоу-кары балансом оригинальности и футуризма, хотя создавался не только ради красоты. Гандини промахнулся с аэродинамикой легендарного суперкара Lamborghini Miura, который разгружал переднюю ось на высоких скоростях, и экспериментировал с новыми, более совершенными формами.

Alfa Romeo Carabo

Alfa Romeo Carabo

© Alfa Romeo

Название одного из основоположников клиновидного дизайна переводится с итальянского как «жужелица». Внешнюю схожесть с прообразом из мира насекомых создает зеленая окраска кузова и подъемные двери-крылья гильотинного типа, впоследствии украсившие такие экзотические модели, как Lamborghini Countach и Bugatti EB110. Вместе с платформой «жужелице» досталась первая V-образная «восьмерка» Alfa Romeo мощностью 233 л.с. в паре с шестиступенчатой механической коробкой передач. Выкатись старушка весом в тонну на дороги, и водитель точно не заскучает. Энерговооруженность похуже, чем у 33 Stradale, но разгон до 100 км/ч укладывается в 5,5 секунды, максимальная скорость подбирается к 260 км/ч.


Dodge Charger III (1968 год)

Серийный Dodge Charger первых трех поколений (1968-1974 годов) — это харизматичный «плохой парень», излучающий зловещий гламур. Он знаменит на весь мир, стопроцентно узнаваем и кардинально отличается от своего концептуального тезки-современника, как центр управления космическими полетами от родео в глубинке южных штатов.

Dodge Charger III

Dodge Charger III

© Dodge

Шоу-кар Charger III 1968 года представлял собой альтернативный взгляд на развитие модели, оторванный от реальности и парящий среди фантастических идей. По длине и ширине он сопоставим с современным седаном размерного класса C, но ростом не вышел во имя ее величества аэродинамики. Двери как таковые отсутствовали и процесс погружения в «космический» салон с приборами от конвейерного маслкара напоминал целый ритуал.

Dodge Charger III

Dodge Charger III

© Dodge

Крыша вместе с панорамным лобовым стеклом и боковыми панелями поднималось вверх, словно фонарь кабины истребителя, одновременно предоставляя доступ для водителя и пассажира. Весьма спорное решение, делавшее салон и людей совершенно беззащитными перед непогодой, но какое эффектное! Проблему с обзором из-за отсутствия человеческого остекления интерьера решили при помощи поднимающегося перископного зеркала заднего вида.

Dodge Charger III

Dodge Charger III

© Dodge

Двигатель располагался спереди, причем моторный отсек мог поглотить даже восьмицилиндровый биг-блок, включая прославленный 426 Hemi. Для усмирения многолитровой американской ярости инженеры применили аэродинамический «якорь» — суть спойлер и выдвижные боковые секции, синхронно действующие с тормозной системой и принимавшие рабочее положение для создания сопротивления воздушным потокам.

Dodge Charger III

Dodge Charger III

© Dodge

Другим интересным, хотя и странным решением стало сервисное смотровое окно в нижней части переднего левого крыла с контрольными шкалами уровня охлаждающей жидкости, масла и дистиллята в аккумуляторной батарее. Достаточно было открыть специальную дверцу и сразу увидеть всю необходимую информацию, не проводя манипуляций под капотом.


Ferrari 512S Modulo (1970 год)

Женевский автосалон, атакованный пришельцами? Вполне возможный сценарий, когда за дело берутся мастера кузовных дел Pininfarina и создают космический корабль, перепутавший Землю с созвездием Ориона. У него эмблема Ferrari, внешность мечты мультяшной семейки Джетсонов и гоночная родословная.

Ferrari 512S Modulo

Ferrari 512S Modulo

© Ferrari

Апофеоз футуризма базировался на боевом прототипе Ferrari 512 S группы 5. Компания построила 25 экземпляров монстра с 5,0-литровым двигателем V12 мощностью около 560 л.с. Один из них прошел подготовку по спецификации первенства Can-Am и после тестов был передан ателье Pininfarina в виде шасси для постройки концепта.

Ferrari 512S Modulo

Ferrari 512S Modulo

© Ferrari

Modulo совершенно не похож на автомобиль в привычном понимании — скорее, на летательный аппарат с выпущенным шасси и сдвижным фонарем.

Ferrari 512S Modulo

Ferrari 512S Modulo

© Ferrari

Буйный темперамент мотора и снаряженная масса всего в 900 кг обеспечивали расчетную максимальную скорость свыше 350 км/ч. Вряд ли кто-либо отваживался рискнуть единственным в своем роде творением, удостоившимся более чем двадцати наград за дизайн, и проверить головокружительный параметр.

Ferrari 512S Modulo

Ferrari 512S Modulo

© Ferrari

В 2019 году Modulo, принадлежащий владельцу компании Scuderia Cameron Glickenhaus Джеймсу Гликенхаузу, едва не превратился в груду оплавленных фрагментов — во время поездки по Монако он неожиданно загорелся. К счастью, чудо дизайна вовремя потушили, но задние кузовные панели все-таки немного пострадали.


Lancia Stratos HF Zero (1970 год)

Легендарный Stratos, блиставший на раллийных этапах в семидесятые годы, — один из самых прославленных и узнаваемых «итальянцев» за всю историю. Но знаете ли вы, что у спорткара, как и у Dodge Charger, был тезка, не имевший с ним фактически ничего общего кроме названия? В 1969-м, за пять лет до появления серийного Stratos, не нуждающийся в представлениях Нуччо Бертоне купил у своего друга Lancia Fulvia для переделки в радикальный среднемоторный автомобиль. Экспериментальная модель с дизайном Марчелло Гандини задумывалась в качестве футуристического преемника Fulvia и вошла в обойму наиболее знаковых концептов эпохи клиновидных кузовов.

Lancia Stratos HF Zero

Lancia Stratos HF Zero

© Lancia

Бертоне опасался, что боссы «Лянчи» запретят проект и оповестил производителя лишь после того, как построенный «космический корабль» готовился предстать перед посетителями Туринского мотор-шоу 1970-го. В феврале следующего года Уго Гоббато, глава Lancia позвонил Бертоне и попросил показать сенсационную машину. Дизайнер лично отправился на ней в штаб-квартиру заводской гоночной команды. «Ошеломленный охранник с изумлением таращился на странный объект, который был таким низким, что мог прокрасться под шлагбаумом», – вспоминал Бертоне.

Lancia Stratos HF Zero

Lancia Stratos HF Zero

© Lancia

Спорткар довольствовался лишь 1,6-литровым мотором V4 мощностью 115 л.с. от Fulvia, но большего и не требовалось. По габаритам он гораздо компактнее, чем можно себе представить. Высота дотягивает до 840 мм, а длина в 3580 мм заставляет казаться крошечной игрушкой даже на фоне Volkswagen Golf первого поколения. Скульптурные боковины кузова лишены дверей как таковых — попасть в салон можно лишь через подъемный «экран» лобового стекла. Непрактично и слегка нелепо, но как драматично и помпезно!

Lancia Stratos HF Zero

Lancia Stratos HF Zero

© Lancia

Магия Zero сделала свое дело, и ателье поучило контракт на создание прототипа боевого Stratos. Долгие годы творение Марчелло Гандини украшало музей ателье Bertone.

Lancia Stratos HF Zero

Lancia Stratos HF Zero

© Lancia

В 2011 году оно ушло с молотка за 761 600 евро и впоследствии участвовало в разных экспозициях как произведение автомобильного искусства.


Mazda RX500 (1970 год)

Если бы режиссер Роберт Земекис, снявший знаменитую франшизу «Назад в будущее», вдруг пожелал найти нового «актера» на место странствующего во времени DeLorean, то хиросимская красотка RX500 оказалась бы идеальным кандидатом. Она полна сюрпризов!

Mazda RX500

Mazda RX500

© Mazda

Визуальная массивность и тяжеловесность – иллюзия и жестокий обман зрения. По длине и колесной базе концепт-кар уступает Lada Vesta и немного превосходит ее по ширине. Масса составляет всего-навсего полтонны, что сопоставимо с двумя большими мотоциклами-турэндуро! По другим данным, Mazda все-таки весит 850 кг, но даже в этом случае показатель удивительно низкий, достигнутый пластиковым кузовом-пушинкой и миниатюрным свирепым двигателем. Перед задней осью в просторном моторном отсеке установлен крошечный двухсекционный роторно-поршневой агрегат объемом 982 куб. см., форсированный до 250 л.с. и позволявший развивать 241 км/ч. Доступ к нему открывают две боковые секции. Стоит их поднять вместе с дверьми а-ля крылья бабочки и RX500 уподобляется механическому насекомому.

Mazda RX500

Mazda RX500

© Mazda

Утес задней части кузова создает эффект шутинг-брейка, одновременно напоминая очертания кормы Ferrari 250 GT SWB Breadvan 1961 года, и интересен фонарями для каждого режима движения. При ускорении работают зеленые секции «цветомузыки», о круизе с постоянной скоростью окружающих оповещают желтые огни, а при замедлении загораются алые стоп-сигналы.

Mazda RX500

Mazda RX500

© Mazda

Автомобиль представили на Токийской выставке в 1970 году, однако тогда он был не серебристым, а желто-оранжевым. Это обстоятельство вкупе с последующими перекрашиваниями породили легенду о том, что на свет якобы появилось три экспериментальные «рыксы». Отнюдь — она единственная в своем роде!

Mazda RX500

Mazda RX500

© Mazda

В 2009-м отреставрированный межзвездный турер тряхнул стариной и выступил во всей своей аэрокосмической красе на автосалоне в японской столице, шесть лет спустя посетил фестиваль скорости в Гудвуде и ныне украшает экспозицию хиросимского музея транспорта.


Nissan 126X (1970 год)

Конец шестидесятых и начало семидесятых выдались волнующим периодом в истории компании Nissan. На свет появилось купе Fairlady 240Z первого поколения, а линейку Skyline украсила модификация GT-R с двухвальной рядной «шестеркой» мощностью 160 л.с. Другим ярким событием стала премьера концепт-кара 126X в рамках Токийского мотор-шоу 1970 года.

Nissan 126X

Nissan 126X

© Nissan

Гость из будущего разжигал зависть у западных дизайнеров и инженеров, имевших неосторожность посматривать на автопром Страны восходящего солнца со снисходительным высокомерием. С точки зрения компоновки он получился довольно необычным. Позади кабины поперечно и под наклоном располагался рядный шестицилиндровый двигатель объемом 3,0 литра. Тяга распределялась не на задние колеса, как у подавляющего большинства серийных и экспериментальных машин той эпохи, а на все четыре!

Nissan 126X

Nissan 126X

© Nissan

126X, дебютировавший синхронно с Mazda RX500, тоже оснащался разноцветной индикацией, призванной повысить безопасность дорожного движения. Но роторное чудо оповещало лишь ехавших сзади, а Nissan дополнительно уведомлял приближающихся во встречном направлении и, что гораздо важнее, подавал знаки пешеходам.

Nissan 126X

Nissan 126X

© Nissan

Вертикальное ребро с ячейками на передней части кузова представляет собой информационный светофор с пятью зелеными, двумя желтыми и тремя красными секциями, которые загорались в зависимости от характера движения – во время ускорения, при постоянной скорости или замедлении соответственно.


Vauxhall SRV (1970 год)

Британская марка прочно ассоциируется с праворульными копиями джиэмовских машин и, в первую очередь, с дубликатами продукции Opel. Впрочем, истории известны стародавние самостоятельные разработки Vauxhall, например, серийные модели Wyvern и Victor, а также поражающий воображение шоу-кар SRV (Styling Research Vehicle), который опелевцам и не снился.

Vauxhall SRV

Vauxhall SRV

© Vauxhall

Может показаться, что на фотографиях запечатлен суперкар с парой дверей, однако это не так — SRV задумывался седаноподобным крейсером длиной свыше пяти метров, высотой всего лишь 1,05 метра и с гигантскими клиновидными свесами. «Дизайнеры всегда любят двухдверные спорткары, потому что создавать их просто. Сомневаюсь, что кому-либо прежде удавалось разработать четырехдверное купе», — рассказывал художник и один из авторов проекта Уэйн Черри, пришедший в General Motors в 1962 году и занявший в 1992-м должность вице-президента по дизайну. Он не предусмотрел для своего звездолета вполне уместных крыльев, зато применил маленькие задние «калитки», открывающиеся против направления движения.

Vauxhall SRV

Vauxhall SRV

© Vauxhall

«Идея заключалась в замаскированных дверцах — вы не видели их, пока они не распахивались. Только тогда приходило понимание, что перед вами четырехместный автомобиль и это был настоящий wow-эффект», — продолжает Черри. Оригинальные «распашонки» не сразу освоили серийную продукцию — их применили лишь в начале нулевых на Mazda RX-8 и Saturn Ion. Свежее и необычное решение по факту оказалось хорошо забытым старым трюком.

Vauxhall SRV

Vauxhall SRV

© Vauxhall

Турбонаддувный четырехцилиндровый двигатель объемом 2,3 литра с двумя распредвалами разместили поперечно за салоном. Следствием необычного для седана решения стало специфичная развесовка с 35% массы на передней оси. Чересчур легкий «нос» можно было догрузить весьма оригинальным способом, перекачав топливо в передний 20-литровый бензобак посредством дополнительного насоса, и заодно при необходимости изменить дорожный просвет на задней оси с помощью электрорегулировки.

Vauxhall SRV

Vauxhall SRV

© Vauxhall

Салон первого в истории среднемоторного Vauxhall тоже удивлял. Жестко зафиксированные основания нерегулируемых кресел включены с силовую структуру. Подобрать оптимальную посадку позволяла настраиваемая рулевая колонка и педальный узел. Панель приборов располагалась не на привычном месте, а представляла собой короб, притороченный к правой дверной панели.

Vauxhall SRV

Vauxhall SRV

© Vauxhall

Экспериментальный Vauxhall показали на Британском мотор-шоу осенью 1970 года, сразу дав понять аудитории, что ничего подобного в серийном производстве не появится.


Maserati Boomerang (1971 год)

«Бумеранг», запущенный маэстро Джорджетто Джуджаро, — это суперкар, который в прошлой жизни был самурайской катаной. Визуально легкий, стремительный и острый автомобиль представили на Туринской выставке 1971 года в виде макета без силовой установки, но вряд ли отсутствие двигателя и коробки передач смутило зрителей. Их внимание приковали к себе боковины с дополнительными оконцами ниже основного бокового остекления, передние стойки, находившиеся на одной линии с клиновидной передней частью кузова и акульи жабры воздухозаборников по бокам моторного отсека.

Космические странники: оцените невероятные концепт-кары 60-70-х годов

Изыски экстерьера меркли на фоне «ядерного реактора» со шкалами, тумблерами и грубо опоясывающим его штурвалом. Boomerang с легкостью смог бы соревноваться за титул «Автомобиль с самым безумным салоном» и, скорее всего, одержал бы победу. Панель приборов в кожухе рулевой колонки по сей день заставляет подивиться широте художественных взглядов Джуджаро, ибо масштаб личности дизайнера определенно характеризуется смелостью и мастерством его приемов.

Космические странники: оцените невероятные концепт-кары 60-70-х годов

В 1972 году экспериментальный Maserati предстал под софитами Женевского автосалона с 4,7-литровым двигателем V8 (314 л.с. и 460 Нм) и пятиступенчатой механической коробкой передач от суперкара Bora. Кстати, серийная версия попала под удар «бумеранга» и унаследовала некоторые его дизайнерские мотивы, но по очевидным причинам вышла гораздо более приземленной.

Космические странники: оцените невероятные концепт-кары 60-70-х годов

Посетив множество выставок, экспериментальное купе попало в руки частного коллекционера из Испании. В 1980-м оно сменило владельца, прошло реставрацию и засветилось на парижском Bagatelle Concours d’Élégance 1990 года, получив на память автограф Джорджетто Джуджаро между задних фонарей.

Космические странники: оцените невероятные концепт-кары 60-70-х годов

Четверть века спустя шедевр обрел нового владельца, выложившего за него 3,7 миллиона долларов на аукционе Bonhams. Достойная цена за красоту и историю!