Опубликовано 14 августа 2020, 08:30
5 мин.

Забытые концепты: Ferrari Cr 25

Прототип из семидесятых с аэродинамикой современных суперкаров
Не секрет, что студия Pininfarina и компания Ferrari сотрудничают уже более полувека. Но некоторые страницы этого союза по сей день находятся в тени. Одна из таких страниц — прототип Ferrari Cr 25, который стал испытательным полигоном Pininfarina в области аэродинамики.
Забытые концепты: Ferrari Cr 25

До 1969 года — того самого, когда Fiat приобрел 50 процентов акций Ferrari, — знаменитая конюшня из Маранелло почти все свои проекты создавала в сотрудничестве со студией Pininfarina. В том числе и автоспортивные. Однако боссы Fiat потребовали от Энцо Феррари и его подчиненных рационализации расходов, что привело не только к организации открытых дизайнерских конкурсов, но и реструктуризации автоспортивного подразделения: теперь большинство кузовных решений для гоночных машин разрабатывались прямо в Ferrari.

Концепт-кар Ferrari 512S Modulo

Концепт-кар Ferrari 512S Modulo

Тем не менее, это не означало, что студия Pininfarina выпала из жизни Ferrari. В 1970 году Ferrari совместно с ателье подготавливает футуристичный концепт-кар 512S Modulo, который в очередной раз опровергает утверждение Коммендаторе о том, что «аэродинамика нужна тем, кто не умеет строить двигатели». Благодаря обтекаемому корпусу и малой снаряженной массе (900 килограммов) расчетная максимальная скорость Modulo превышала отметку в 350 километров в час — недостижимый показатель даже для формульных Ferrari того времени.

Забытые концепты: Ferrari Cr 25

К счастью, в Pininfarina всегда осознавали важность работы с воздушными потоками. В 1971 году фирма обеспокоилась покупкой новой аэродинамической трубы, а во второй половине 1972 года ее монтаж был завершен. Дело оставалось за малым — опробовать новую игрушку интересным проектом. Один из старожилов итальянского автомобильного дизайна, Альдо Бровароне, предложил создать четырехместный гран-туризмо, дизайн которого был бы и элегантным, и функциональным. Именно так началась история Ferrari Cr 25.

Достоверно неизвестно, на шасси какого автомобиля был построен прототип. Но, скорее всего, отправной точкой Cr25 стало купе Ferrari 365 GT4, представленное в 1972 году. И которое, несмотря на противоречивые отзывы, пережило две эволюции и выпускалось до 1989 года.

 Ferrari 365 GT4 выпускалась с 1972 по 1976 год. Впоследствии была заменена моделью Ferrari 400, а в 1985 году — 412. Визуально автомобили почти не отличались

Ferrari 365 GT4 выпускалась с 1972 по 1976 год. Впоследствии была заменена моделью Ferrari 400, а в 1985 году — 412. Визуально автомобили почти не отличались

Если это так, то в Pininfarina прилично переработали исходник: Cr получился на 124 миллиметра шире, чем Ferrari 365 GT4, и на 130 миллиметров ниже. При этом длина кузова Cr 25, несмотря на длиннющий хвост Камма, на сантиметр меньше, чем у 365 GT4. А длина колесной базы совпадает до миллиметра — 2,7 метра ровно.

Забытые концепты: Ferrari Cr 25

Несмотря на концептуальное сходство, Cr 25 и 365 GT4 серьезно отличаются друг от друга: прототип выглядит гораздо стремительнее и современнее. Отточенная аэродинамика — а другой с новейшей аэродинамической трубой и быть не могло, — получилась настолько продуманной, что ее вынесли в название: Cr 25 — не что иное, как коэффициент лобового сопротивления машины, равный 0,256. То есть Pininfarina уже в 1970-е годы смогла создать спорткар с аэродинамикой Porsche Taycan Turbo S.

Забытые концепты: Ferrari Cr 25

Но коэффициент лобового сопротивления — это лишь цифры. А «кухня» Cr 25 гораздо интереснее сухих цифр.

Забытые концепты: Ferrari Cr 25

Эффектный и эффективный кузов прототипа условно можно разделить на три уровня, причем каждый из этих «уровней» в Pininfarina услужливо обозначили разными цветами.

Забытые концепты: Ferrari Cr 25

Нижний уровень, обозначенный серебристым цветом — это неокрашенный алюминий. Благодаря ему автомобиль получился достаточно лёгким, что положительным образом влияет как на топливную экономичность, так и на управляемость, а также динамические характеристики. Колесные диски неспроста тоже серебристые — они выполнены из алюминиевого сплава.

Забытые концепты: Ferrari Cr 25

Средний уровень окрашен в черный цвет и обрамляет машину по кругу контрастной полосой. И у этого уровня функционал шире. Во-первых, эстетический: всяческие контрастные полосы, наклейки — все это было крайне популярно в семидесятых. Во-вторых, превентивный: пояс из резины защищал машину от боковых царапин (как ситроеновские Airbump), а также служил бамперами. Причем передний и задний бамперы, вписанные в эту черную окружность, были сертифицированы под новое американское законодательство — то самое, которое изуродовало сотни автомобилей выпирающими «лавочками». Наконец, второй уровень имел аэродинамическую функцию: передний бампер, благодаря своей двухэтажной конструкции, играл роль спойлера и увеличивал прижимное усилие на передней оси.

Забытые концепты: Ferrari Cr 25

Также к «черному» среднему уровню можно отнести шины. Хотя бы из-за цвета. Они были изготовлены компанией Pirelli специально для концепт-кара и обладали пониженным сопротивлением качению. То есть Cr 25 создавали с расчетом на топливную экономичность — важное качество в кризисные 1970-е.

Забытые концепты: Ferrari Cr 25

Наконец, верхний уровень, который окрашен в перламутровый белый цвет, отвечал только за красоту и обтекаемость. Во имя этой самой обтекаемости концепт даже лишили традиционных дверных ручек: вместо них — сенсорные кнопки.

Передняя светотехника у Cr 25 раздельная: в нижней части, под бампером — противотуманки, выше, на линии с капотом — подъемные блок-фары основного света. Однако у автомобиля подъемные не только фары. Обратите внимание на черные пластины с красными треугольниками, которые делят задние боковые окна на две части. Они здесь не для красоты — красными треугольниками обозначены активные аэродинамические элементы! Фактически, это такие же тормозные пластины, которые можно увидеть на Pagani Huayra.

Забытые концепты: Ferrari Cr 25

Остается открытым вопрос, какую прыть эти самые тормозные пластины должны были осаживать. Если в основе Cr 25 действительно лежит Ferrari 365 GT4, то под капотом должен скрываться двигатель V12 объемом 4,4 литра и мощностью 340 лошадиных сил. Учитывая, что 365 разгонялась до сотни за 7,4 секунды, а ее максимальная скорость составляла 240 километров в час, Cr 25 должна быть чуточку быстрее по всем показателям.

Забытые концепты: Ferrari Cr 25

В отличие от подкапотного пространства, свой салон Cr 25 не скрывает. Благодаря большой площади остекления интерьер получился светлым и «воздушным». И очень ретро-футуристичным: сиденья изготовлены из нанесенных на голый каркас шести подушек, а немногочисленные кнопки на торпедо сделаны сенсорными. Яркую синеву сидений подчеркивают сегменты из черной алькантары.

Забытые концепты: Ferrari Cr 25

Разумеется, у такого автомобиля не было перспектив массового производства. Единственный для Ferrari Cr 25 выход в свет состоялся в 1974 году на Туринском автосалоне. После этого события «верхний» уровень Cr 25 перекрасили в серебристый, сделали несколько фото машины для каталогов Pininfarina, а затем спрятали ее в запасники музея.

Забытые концепты: Ferrari Cr 25

Повлияла ли Cr 25 на отношения между Ferrari и студией? Вполне возможно. Pininfarina в очередной раз доказала свой профессионализм и стремление к инновациям, благодаря чему два гиганта итальянской автопромышленности еще долго шли рука об руку. Да и до сих пор поддерживают хорошие отношения.