Во вторник вечером концерн Fiat, группа компаний Chrysler LLC и частная инвестиционная фирма Cerberus Capital Management подписали соглашение о намерениях, в рамках которого итальянский автопроизводитель получит 35 процентов акций "Крайслера", но не заплатит за это ни копейки. Кроме того, американцы не смогут потребовать от "Фиата" никаких инвестиций в свой бизнес и в дальнейшем. Зато Fiat станет обладателем опциона на покупку еще одного пакета акций Chrysler и со временем сможет увеличить свою долю до 55 процентов.
Цифры
|
Как ожидается, официально сделка будет оформлена к середине текущего года, однако созданием стратегического альянса стороны займутся уже в ближайшие месяцы. Если все пойдет по плану, то новый глобальный
автопроизводитель по объемам производства и продаж сможет вплотную подобраться к группе Volkswagen и альянсу Renault-Nissan, и даже обгонит французскую группу PSA Peugeot Citroen.
Аттракцион невиданной щедрости
Каким же образом итальянцам удалось заполучить третью часть одного из членов Большой тройки
американских автопроизводителей за так
? Ведь еще полтора года назад, когда Cerberus покупал 80 процентов акций Крайслера
у концерна DaimlerChrysler за 7,4 миллиарда долларов (19,9 процента этой компании немцы оставили себе), стоимость 35-процентного пакета составляла 3,3 миллиарда. Понятное дело, что за время кризиса стоимость бизнеса Chrysler заметно снизилась, но все же…
На самом деле, Фиат
расплатится за свою долю в Крайслере
, но не деньгами, а технологиями. В подписанном во вторник документе говорится, что в обмен на 35-процентный пакет акций Chrysler получит доступ ко всем платформам, разработанным Fiat, включая тележки
для компактных и среднеразмерных моделей, а также переднеприводных автомобилей премиум-класса. Кроме того, Fiat предоставит американцам свои экономичные двигатели и современные трансмиссии, поможет наладить их выпуск в США (если потребуется), а также поделится собственным опытом антикризисного управления.
Наконец, Fiat поможет Крайслеру
с разработкой и выводом конкурентоспособных моделей на европейский рынок и даже предоставит ему свои дилерские мощности для расширения рынков сбыта. Сейчас, к слову, у компании Chrysler нет партнера в Европе - после расставания с концерном Daimler американский автопроизводитель отправился в свободное плавание
.
При этом у Крайслера
нет, фактически, ни одной модели, разработанной специально для Европы - на доставшейся в наследство от DaimlerChrysler платформе Mercedes E-Class выпускаются большие и не очень популярные у европейцев полноразмерные седаны 300С, а на дизельных Джипах
(моторы для которых также поставляются Мерседесом
) бизнес не построишь.

Между тем, у других представителей Большой тройки
дела в Европе идут относительно неплохо: General Motors представлен в Старом свете как чисто европейскими марками Opel и Saab, так и американскими Chevrolet, Hummer и Cadillac. У Форда
дела на континенте обстоят еще лучше - европейский офис сейчас остается едва ли не единственным подразделением концерна, приносящим прибыль. Кроме того, в Европе неплохо продаются автомобили марок Mazda (частью которой владеет Ford) и Volvo.
Сотрудничество с Фиатом
дает компании Chrysler шанс выйти на европейский рынок с линейкой современных моделей. Кроме того, большинство крупных экспертов предрекают скорое изменение потребительских предпочтений в США. По их мнению, с ростом цен на бензин (который на время прекратился из-за кризиса), американские потребители будут все чаще отказываться от покупки полноразмерных пикапов, внедорожников и седанов с многолитровыми бензиновыми двигателями, и пересаживаться на компактные и экономичные автомобили, в том числе и дизельные. А итальянский Fiat как раз является одним из ведущих производителей дизельных двигателей в Европе…
Так что при поддержке итальянцев Chrysler сможет быстро и за относительно небольшие деньги обновить свой модельный ряд как в Европе, так и в США. Но какая выгода от этого Фиату
?
Неравноценный обмен
В том же соглашении о намерениях, подписанном накануне, говорится, что Fiat, в обмен на свои технологии, получит возможность переоборудовать один из заводов Chrysler в США под выпуск собственных моделей, а также сможет использовать обширную дилерскую сеть американской группы для продажи своих моделей. Здесь, в первую очередь, речь идет о возвращении на рынок Северной Америки марки Alfa Romeo, о котором итальянцы мечтают последние несколько лет. В богатых Штатах
красивые и быстрые Альфы
действительно будут пользоваться спросом.

К тому же американцы помешаны на стильных автомобилях из Европы - малолитражки
Mini здесь, к примеру, расходятся очень быстро. В 2008 году в Америке было продано 54 тысячи автомобилей этой марки, что на 28 процентов больше, чем годом ранее. Идеологически схожие машины есть и у Фиата
- это ретро-хэтчбеки Fiat 500 и Alfa Romeo Mi.To. Причем обе эти модели можно продавать дешевле, чем Mini…
Наконец, Крайслер
владеет еще и легендарной маркой Jeep - едва ли не самым известным производителем внедорожников во всем мире. Учитывая неослабевающий спрос на кроссоверы, партнерство с Джипом
может оказаться выгодным для итальянцев. На базе компактных моделей можно будет построить недорогие полноприводные модели Fiat (например, на базе Jeep Compass), а на платформе Cherokee или Grand Cherokee - премиальный внедорожник Alfa Romeo для американского рынка.
Однако информация о заимствовании американских платформ для моделей Fiat - это лишь слухи и домыслы отдельных экспертов. В официальном соглашении речь о подобном сотрудничестве не идет. Пока…
Не стоит забывать и о том, что создание новых моделей для Крайслера
позволит концерну Fiat загрузить свои производственные мощности по выпуску комплектующих и исследовательские центры, что очень важно в условиях кризиса, от последствий которого мировой автопром отойдет лишь через два-три года.
Тайные знаки
Переговоры между Fiat и Chrysler о создании альянса, а уже тем более столь спешное подписание соглашения о намерениях, стало для всех большой неожиданностью. Первая информация об этом появлялась еще в середине 2008 года, однако тогда в возможность альянса никто всерьез не верил. Вновь о сотрудничестве двух компаний заговорили в понедельник, а спустя всего сутки были опубликованы все официальные подробности.

Подобная спешка вызвана несколькими причинами. Во-первых, Крайслеру
, который накануне Нового года оказался на грани банкротства, срочно нужен надежный партнер. На японцев рассчитывать не приходится - они и так с трудом переживают кризис, увольняя тысячи сотрудников и сокращая производство на 20-30 процентов. Пришлось американцам искать помощь в Европе.
Первыми покупкой 20-процентной доли в Chrysler заинтересовались представители альянса Renault-Nissan. Ходили, правда, слухи, что французов интересует лишь марка Jeep. Возможно именно поэтому дальше предварительной стадии переговоры между Renault и Chrysler не пошли.
Зато с Фиатом
договориться получилось очень быстро. Как пишет WSJ.com, особую заинтересованность в партнерстве с Chrysler выражали представители семьи Агнелли - потомки одного из основателей концерна Fiat Джованни Агнелли (Giovanni Agnelli), которым сейчас принадлежит 30 процентов итальянского автогиганта. Идея о расширении рынков сбыта забесплатно
им показалась очень заманчивой. Создание альянса поддержал и второй по величине акционер Крайслера
- группа Daimler.
Следующая причина - это американское правительство, которое потребовало у GM и Chrysler предоставить к 17 февраля детальный план по реструктуризации бизнеса, снижению издержек и разработке новых, экономичных моделей в обмен на 13-миллиардный транш, выделенный им по личному распоряжению Джорджа Буша.
Через месяц члены Большой тройки
должны будут отчитаться о том, на что были потрачены деньги и какие шаги по выводу своих компаний из кризиса собираются предпринять их руководители. В противном случае, GM и Chrysler не получат второй порции государственной помощи, а при самом неблагоприятном исходе от них могут потребовать вернуть выделенные ранее средства.
Крайслера
же на это

В этой ситуации концерн General Motors не придумал ничего лучшего, чем попытаться избавиться от неприбыльных активов (Hummer, Saab) или хотя бы вывести их за пределы собственной отчетности. Saab, например, уже к середине года может получить полную финансовую независимость.
Обновление модельного ряда и создание экономичных моделей для GM тоже не проблема - перспективные разработки есть как у американских подразделений концерна, так и у европейцев из Опеля
и Сааба
.
Chrysler, между тем, оказался в более сложной ситуации. Свободных денег на разработку принципиально новых моделей у него нет, несмотря на помощь состоятельного владельца в лице Cerberus. Партнера, который мог бы поделиться технологиями, тоже нет. Точнее, его не было еще до недавнего времени.
Насколько было верным решение руководства Fiat ввязаться в эту, в некотором роде, авантюру - покажет время. Пока же все участники переговоров полны оптимизма и уже начинают строить планы на будущее. Данная инициатива отражает ключевую веху на быстро изменяющемся автомобильном рынке и подтверждает намерение и решительность Fiat и Chrysler играть серьезную роль в этом глобальном процессе. Это соглашение даст обеим компаниям возможности получить доступ к большинству значимых автомобильных рынков
, - считает генеральный директор Fiat Group Серджо Маркьонне (Sergio Marchionne).
американцы

Данная сделка поможет Chrysler предложить более широкую гамму автомобилей для наших дилеров и покупателей, которая соответствует требованиям экологии и экономичности и одновременно выполняет условия правительственного займа, - говорит председатель совета директоров и генеральный директор Chrysler LLC Боб Нарделли (Bob Nardelli). - Также партнерство должно обеспечить возврат инвестиций американских налогоплательщиков, гарантируя долгосрочную жизнеспособность брендов концерна Chrysler на рынке, поддержать разработку автомобилей и технологий будущего для нашей страны и воссоздавая атмосферу уверенности покупателей при одновременном сохранении рабочих мест в Америке
.
Дженерал Холифилд (General Holiefield), вице-президент Объединенного профсоюза рабочих автомобильной промышленности (UAW), оказался воодушевлен перспективой создания глобального альянса не меньше руководства самих автоконцернов: Мы согласны с этой важной стратегической инициативой, поскольку она поможет сохранить жизнеспособность нашей великой компании, ее брендов и, конечно, рабочих мест для членов профсоюза UAW Chrysler
.