Опубликовано 14 марта 2023, 07:00
9 мин.

Однажды в Америке: забытые внедорожники и кроссоверы

Никому не нужная Acura, эксклюзивный Ford, пугающий детей Mitsubishi и другие чудеса из США
Исследовать отдаленные закоулки мира автомобилей — верный способ отыскать что-то удивительное. Вот, например, малоизвестная техника повышенной проходимости. Неисчерпаемая и бездонная тема! Сколько всего интересного можно найти в тех временах, когда бум внедорожников еще не захватил планету и тем более до того, как все машины превратились в кроссоверы. И мы снова нашли для вас кое-что интересное. Причем в этой подборке ограничимся только рынком США. Некоторые модели весьма редкие, а об их существовании — представьте себе! — знает не каждый американец.
Plymouth Trail Duster
Plymouth Trail Duster
© Plymouth

Plymouth Trail Duster

К середине семидесятых годов на рынке внедорожников сформировался маленький, но нерушимый костяк. General Motors предлагала Chevrolet K5 Blazer и его аналог GMC Jimmy. Ford Motor Company завлекала маленьким Bronco первого поколения, который к концу декады трансформировался в полноразмерник. Исчезнувшая марка International Harvester пытался урвать свой кусок пирога с вездеходом Scout II, промежуточным звеном между «Блэйзером» и «Бронко». На низком старте был «царь горы» — Jeep Cherokee с постоянным полным приводом и топовым 218-сильным V8 объемом 6,6 литра, одним из мощнейших в классе. Принять участие в большой игре готовился концерн Chrysler.

В 1974 году — синхронно с «Чероки» — дебютировал большой Dodge Ramcharger и его клон Plymouth Trail Duster. По итогам серфинга сквозь англоязычный интернет смеем доложить: не все американцы в курсе о последнем. Объяснение тому простое. Компания Plymouth исчезла более двадцати лет назад, и всё, что с ней связано, нынче занимает разве что немногочисленных фанатов. Кроме того, Trail Duster не мог похвастаться таким же продолжительным жизненным циклом, как Ramcharger. Его собирали с 1974 по 1981 год.

Plymouth Trail Duster

Plymouth Trail Duster

© Plymouth

Trail Duster — это плод бэйдж-инжиниринга. Другие шильдики, видоизмененная радиаторная решетка — вот новый вездеход и готов! По механике «Плимут» идентичен «Доджу». В основе укороченное шасси рамного пикапа D Series. Линейка двигателей включала в себя 3,7-литровую рядную «шестерку» и V8 объемом 5,2, 5,9, 6,6 и 7,2 литра.

Dodge Ramcharger SE Pkg

Dodge Ramcharger SE Pkg

© Dodge

В 1975 году Plymouth и Dodge выкатили моноприводные исполнения с независимой пружинной подвеской спереди вместо неразрезного моста на рессорах у полноприводных модификаций. Очевидно, для равнинных, малоснежных штатов это нормальный вариант. Но в горном западном регионе и на севере восточного побережья гораздо сподручнее 4x4. Особенно с пакетом снегоуборочного оборудования.

Dodge Ramcharger

Dodge Ramcharger

© Dodge

Как рассказывают парни с форума ramchargercentral.com, подобная опция пользовалась популярностью в семидесятые и восьмидесятые. По информации одного из них, на Plymouth/Dodge до 1979 года она называлась Sno-Fiter, а после — Sno-Commander из-за судебного иска со стороны производителя лопат с аналогичным названием.

Dodge Ramcharger

К концу девяностых американцы окончательно утратили интерес к коротким двухдверным внедорожникам. Тем временем определенный спрос сохранялся в Мексике. Chevrolet раздумывала над соответствующей вариацией Tahoe, но дальше прототипа дело не пошло. Dodge, напротив, дал покупателям то, что они хотели — наспех слепленного «коротыша» в часть оригинального Ramcharger 1974–1993 годов.

Dodge Ramcharger

Dodge Ramcharger

© Dodge

По слухам, у разработчиков были три миллиона долларов, куча запчастей и сжатые сроки. Похоже на правду. Внимательно пройдитесь по деталям и силуэту: мексиканский Dodge словно слеплен из двух автомобилей. Ладно, из полутора. Укороченная рама (2896 мм между осями) и передняя часть кузова позаимствованы у пикапа Ram с полуторной кабиной. Задние стойки и третья дверь внедорожника подозрительно смахивают на «допиленные» и подогнанные под его габарит детали минивэна Dodge Caravan.

Dodge Ramcharger

Dodge Ramcharger

© Dodge

По агрегатной части Ramcharger копировал донорский грузовик. На него ставились двигатели V8 объемом 5,2 и 5,9 литра в паре с четырехступенчатой механической и автоматической коробкой передач. А вот любителей полноприводников ожидало разочарование: безальтернативный задний привод. При длине чуть за пять метров «Рэмчарджер» превосходил Durango первого поколения.

С 1999 по 2001 год вышло около 30 тысяч штук. Как отмечает blog.consumerguide.com, в Штаты диковинному Dodge дорога была заказана не только из-за вялого спроса. Предположительно, мизерный бюджет вынудил «скроить». Не факт, что бамперы соответствуют федеральным нормативам. Кроме того, Ramcharger вряд ли когда-либо проверяли на пассивную безопасность: сомнительно, что он смог бы пройти краш-тест на переворот через крышу.

Centurion Classic

Chevrolet Suburban длиной с хоккейную площадку и классический Jeep Wagoneer стары как мир. Фордовцы же с выпуском конкурента затянули: пятидверный Expedition появился лишь во второй половине девяностых. На самом деле компания хотела построить соперника Suburban еще четверть века назад, но крест на идее поставил топливный кризис — определенно не лучший момент для запуска большой и прожорливой машины. Тем не менее, длиннобазный монстр всё же увидел свет, пусть и без непосредственного участия FoMoCo. С 1987 по 1996 год его строило мичиганское кастом-ателье Centurion Vehicles.

Centurion Classic

Centurion Classic

© Centurion

«Вы хотите транспортное средство для вашего образа жизни, работы и досуга? Четырехдверные Classic Series от Centurion с легкостью удовлетворят ваши запросы по пассажировместимости и буксировке. Такого люксового и стандартного оснащения, как в Classic 150 не сыскать больше нигде. Если требуются ультимативные буксировочные способности, присмотритесь с Classic 350 полной массой 4,2 тонны» — обещала фирменная брошюра. Из нее ясно следовало: огромный внедорожник — это не просто растянутый Bronco, а более серьезная конверсия.

Centurion Classic C350

Centurion Classic C350

© Centurion

Начальный Classic C150 создан на шасси пикапа F-150 с колесной базой 3556 мм. От него же нижневальные V-образные «восьмерки» объемом 5,0 и 5,8 литра и опциональный полный привод. Classic C350 — громила на платформе тяжелого «трака» F-350 со стандартной системой полного привода и увеличенным дорожным просветом. Моторы — бензиновый 7,5-литровый и 7,3-литровый дизель.

«Много лет назад я ездил на Centurion Classic C350. Он был великолепен на пересеченной местности и запомнился вполне высоким уровнем комфорта. Судя по всему, третий ряд сидений — это задний диван от Bronco. Первые два ряда и салон взяты у F-Series. «Классик», на котором я катался, вмещал девятерых», — вспоминает Нэйтан Эдлен из TheFastLaneTruck.com. Кстати, «галерка» отлично характеризует внутренний простор. Запас пространства для ног почти лимузинный, и к тому же диван раскладывается в кровать.

Pontiac Sunrunner и компания

Если проводить конкурс на максимальное количество разных имен для одной модели, то первобытная Vitara имеет шансы на победу с большим отрывом от преследователей. В Японии ее величали Escudo и Mazda Proceed Levante. Многочисленные вариации канадской сборки для Северной Америки от совместного предприятия с General Motors назывались Suzuki Sidekick, Geo Tracker, Chevrolet Tracker, GMC Tracker. И это далеко не весь список. Несколько лет с конвейера сходил Sunrunner от напрочь забытого бренда Asüna для канадских потребителей. Под ним также продавалось купе Sunfire (копия Isuzu Impulse) и седан SE/GT (бэдж-инжиниринговый Daewoo LeMans).

Однажды в Америке: забытые внедорожники и кроссоверы

© JOHN LLOYD / Flickr.com

А еще многоликий Suzuki продвигали в Канаде как Pontiac Sunrunner. Ребрендинг в режиме нон-стоп на тамошнем рынке особенно занимателен. Сперва был GMC, затем Asüna, который продержался два года и передал эстафету «Понтиаку». Последний выпускался на местном предприятии с 1994 по 1998 год в трехдверном формате с жестким верхом или в форм-факторе кабриолета. Базовая версия и топовая GT, как и прочие «витарообразные» комплектовались 1,6-литровым двигателем и за доплату полным приводом. Заинтересованные в пятидверной модификации стройными рядами шагали к дилеру Geo.

Acura ZDX

Звонкую аббревиатуру острые на язык американские журналисты расшифровали как «Zero Demand Expected», «ожидается нулевой спрос». Увы, в этой издевательской шуточке лишь щепотка юмора. Американский рынок попросту не заметил кроссовер, лучший результат — 3259 экземпляров — зафиксирован в 2010 году. Под конец производства счет шел на сотни машин. А ведь как хорошо все начиналось.

Acura ZDX

Acura ZDX

© Acura

После премьеры сенсационного «кросс-купе» BMW X6 американская «Хонда» воодушевилась концепцией и почти одновременно вывела на рынок два идеологических схожих продукта — некогда представленный в России Honda Crosstour и ZDX от премиального подразделения. Облик «Акуры» футуристический, мужественный и безкомпромиссный. Это довольно неожиданно, поскольку автор монолитного облика концепта — Мишель Кристенсен с внешностью голливудской актрисы и по совместительству куратор проекта суперкара NSX второго поколения.

Acura ZDX

Acura ZDX

© Acura

Crosstour и ZDX, в отличие от «икс-шестого», имеют поперечную компоновку. Первый устроен несколько проще: полный привод с муфтой отбора тяги на заднюю ось как у Honda CR-V. Премиум-кроссовер на шасси Acura MDX получил изощренную систему Super Handling All-Wheel Drive с управлением вектора тяги. Алюминиевый 304-сильный V6 объемом 3,7 литра с фазовращателями VTEC и шестиступенчатый «автомат», согласно замерам журнала Car and Driver разгоняет двухтонную глыбу до 97 км/ч за 6,4 секунды. Плюс способность испытывать боковые перегрузки на уровне живчика Acura RSX Type S, широкий набор опций комфорта и систем активной безопасности. В общем, не самый плохой автомобиль. Тем не менее, нынче «Zero Demand Expected» предан забвению.

Chrysler Aspen

Аспен — это горнолыжный курорт в штате Колорадо. Прекрасный уголок для любителей природы американского Запада и дорогущей недвижимости. По злой иронии судьбы это название ассоциируется не только с приятным досугом, но и сразу с двумя провальными моделями. Dodge Aspen семидесятых был ужасен! Chrysler Corporation хлебнула с ним лиха по полной программе: учиняла бесконечные отзывные кампании, в том числе из-за серьезных проблем с подвеской, тормозами, топливной системой и ремнями безопасности. За один 1976 год владельцев приглашали в сервис минимум восемь раз! Сами американцы называют Aspen «кошмарной машиной, которая оказалась на рынке будучи недоделанной». После пяти лет мучений его заменили на переднеприводный Dodge Aries.

Dodge Aspen

Dodge Aspen

© Dodge

Тридцать лет спустя имя с неблагополучной репутацией возродили для люксовой разновидности Dodge Durango второго поколения. Идея вытащить из шкафа запылившийся скелет не привела ни к чему хорошему. Aspen выглядел как минимум не хуже родственного внедорожника, но не продемонстрировал сколько-нибудь серьезные результаты. С 2006 по 2010 год в Штатах и Мексике продано 66 983 штук. И дело тут, конечно, не в дурной славе названия, а в объективных факторах.

Chrysler Aspen

Chrysler Aspen

© Chrysler

По мнению, американских СМИ, первый в истории внедорожник Chrysler немного… опередил время с тремя рядами сидений и разработанной совместными усилиями DaimlerChrysler, General Motors и BMW опциональной гибридной силовой установкой. «Восьмерке» Hemi объемом 5,7 литра ассистирует 88-сильный электромотор. Совокупно система развивает 390 л.с. и заметно снижает аппетит. В городском цикле, — с 18 л/100 км до 12,4 л/100 км.

Chrysler Aspen

Chrysler Aspen

© Chrysler

Авторитетное издание Edmunds напротив пришло к мнению, что Chrysler Aspen — это пережиток прошлого. В публикации отмечалось, что рамная конструкция негативно влияла на массу, управляемость и экономичность. А на фоне больших кроссоверов он напоминал окруженного смышлеными homo sapiens неандертальца. Это дискуссионная точка зрения. Скорее, немалую роль в провальной статистике сыграл всемирный экономический кризис. Кроме того, судя по отзывам на том же Edmunds, многие пользователи довольны своими «Аспенами». Что касается полноразмерных рамных «неандертальцев», то они по-прежнему пользуются в США неплохим спросом и пока что не собираются вымирать.

Mitsubishi Endeavor

На рубеже тысячелетий «Мицубиси» изобрела так называемый «геомеханический» дизайн — оригинальную и противоречивую эстетику с рельефными колесными арками, сочетанием плоских и изогнутых поверхностей и вычурной подштамповкой под логотип спереди а-ля нос болида Формулы 1. Один из характерных образчиков стиля — кроссовер Endeavor. Удивительно, но он мог быть совсем другим.

Mitsubishi SSU Concept

Mitsubishi SSU Concept

© Mitsubishi

Предвосхитивший его концепт-кар SSU 1999 года смотрелся свежо, смело и радикально. Подобных Mitsubishi с раздутыми арками, узким остеклением и «фарами в кучку» мир еще не видел. «Твинтурбошестеркой» 6A13TT объемом 2,5 литра, пятиступенчатой автоматической коробкой передач INVECS-II и полным приводом с задним активным дифференциалом AYC поделился внутрияпонский спортседан Galant VR-4. К сожалению, на серийном варианте от этого великолепия не осталось камня на камне.

Mitsubishi Endeavor

Mitsubishi Endeavor

© Mitsubishi

Endeavor стал первенцем стратегии Project America, которая подразумевала создание автомобилей строго для США. О том, как изменился экстерьер и интерьер по пути на конвейер вы можете оценить по фотографиям. Комментарии здесь излишни. Прослезились, едем дальше.

Mitsubishi Endeavor

Mitsubishi Endeavor

© Mitsubishi

Шасси «Эндевора» такое же, как у спорткара Eclipse и тогдашнего американского Galant. Изощренный наддувный мотор отмели. За океаном всегда был в почете рабочий объем, поэтому пришлось наступить на горло собственной песне, повиноваться традициям и установить соответствующий местным вкусам 3,8-литровый V6 мощностью 228 л.с. в паре с четырехступенчатой автоматической коробкой передач. За доплату — полный привод.