Загрузка...
2 июня 2009, 13:38

Государственные моторы

В General Motors началась процедура банкротства

Фото GM
Артем Бетев

Понедельник, 1 июня 2009 года, в США можно было бы объявить днем траура и приспустить флаги на государственных учреждениях. Утром этого дня в суд Манхэттена было подано прошение о начале процедуры банкротства компании General Motors – самой крупной из "Большой тройки" североамериканских автопроизводителей.

Правда, банкротство GM нельзя назвать сенсацией. В то, что автоконцерн удастся спасти без экстренных мер, не верило даже "антикризисное" руководство, которое появилось в General Motors по требованию президентской администрации этой весной.


Hummer H2

Так, еще полтора месяца назад новый исполнительный директор компании Фритц Хэндерсон (Fritz Henderson), сменивший в марте руководившего GM c 2000 года Рика Вагонера (Rick Wagoner), заявил, что считает банкротство наиболее вероятным исходом борьбы за выживание компании.

Однако в падение авто-империи, которая в течение 77 лет была крупнейшим производителем автомобилей во всем мире, до конца не верилось.

Декрет о национализации

<!– ВРЕЗ СПРАВА –>

Падение империи



Для многих поколений американцев компания General Motors являлась символом превосходства североамериканского автопрома над производителями автомобилей из других стран. Так, в 70-е годы прошлого века каждый вторая продававшаяся в США машина была сделана на заводе GM.

Однако последние три десятилетия популярность автомобилей GM в Штатах постоянно падала, и хуже всего дела компании шли в последние десять лет. Так, с 2000 года стоимость одной акции автоконцерна упала с 93 долларов до 75 центов. А с 2004 года убытки GM составили 88 миллиардов долларов.

<!– КОНЕЦ ВРЕЗА СПРАВА –>

О том, как президентская администрация собирается банкротить автоконцерн, в общем виде стало известно более месяца назад. Как и предполагал озвученный еще тогда план чиновников, вчера компания GM подала прошение о защите от кредиторов согласно 11-ой статье Кодекса о банкротстве, предусматривающей не просто немедленное урегулирование всех обязательств компании, а реструктуризацию бизнеса, которая в дальнейшем должна помочь расплатиться с кредиторами.

Для этого советники Обамы решили поделить все активы General Motors на "плохие" и "хорошие", а затем последние объединить в новую компанию и освободить ее от требований кредиторов. Это объяснялось тем, что участие в суде всех активов приведет к полному замораживанию производства, а это в свою очередь может нанести непоправимый вред бизнесу, и тогда GM уже вообще никогда ни с кем расплатиться не сможет.

Однако после появления в североамериканской прессе конкретного плана президентской администрации, в котором подробно прописаны действия по спасению GM, стало понятно, что речь идет не о реструктуризации, а о национализации General Motors.

Согласно этому документу, после завершения процедуры банкротства доля государства в акционерном капитале обновленной компании, которую в заокеанской прессе уже называют Governmental Motors, должна составить 60 процентов.

Взамен Казначейство США простит 10,6 миллиарда долларов из уже выданных в начале года кредитов на общую сумму в 19,4 миллиарда долларов и безвозмездно даст компании еще 30,1 миллиарда долларов.

Оставшиеся 40 процентов акций компании поделят между собой правительство Канады, держатели облигаций и трастовый фонд, в который перейдут все обязательства General Motors по социальному обеспечению пенсионеров и работников компании.

Канадцы взамен на финансовую поддержку в размере 9,5 миллиарда долларов получат около 12 процентов акций нового GM, держатели облигаций, которым автоконцерн сейчас должен 27 миллиардов долларов – 10 процентов акций, и фонд, обеспечивающий соцзащиту персонала General Motors - 17,5 процента акций.

А ты купи GM

<!– ВРЕЗ СПРАВА –>

Российский Opel



Владельцем немецкого актива General Motors – компании Opel – станет канадская Magna и российский Сбербанк. Эта договоренность была достигнута в субботу, в предпоследний день перед началом процедуры банкротства GM.

Сразу после заключение предварительного соглашения 100 процентов акций Opel были переданы в созданный специально для этого траст, которым управляют представители GM и правительства Германии, защитив таким образом немецкого автопроизводителя от требований кредиторов GM.

Как заявил представитель Magna, сделка с GM будет завершена уже через четыре-пять недель. В результате 35 процентов акций Opel получит Сбербанк, еще 35 процентов останется у General Motors, и 20 процентов выкупит Magna.

После этого индустриальным партнером Magna может стать Горьковский автомобильных завод. Предполагается, что он может предоставить для сборки Opel конвейер, на котором сейчас собирается Volga Siber.

<!– КОНЕЦ ВРЕЗА СПРАВА –>

Однако, по мнению представителей администрации Обамы, 60-процентный пакет акций государства в новом GM вовсе не означает национализации компании. Так в понедельник секретарь Казначейства США Тимоти Гейтнер (Timothy Geithner) заявил в интервью корреспонденту информационного агентства Bloomberg, что государство хочет не только свести к минимуму участие в управлении новой компанией, но и как можно быстрее продать эти активы.

Правда, для этого необходимо, чтобы обновленный GM снова встал на ноги. А это в сегодняшних условиях будет сложно сделать даже реструктуризированной компании. Ведь сейчас главная проблема, от которой страдают все мировые автопроизводители - вызванное кризисом падение спроса на машины, которое не зависит от эффективности производства.

Тем более что авторынок США уже сильно пострадал от кризиса. Так, ожидается, что в этом году ежемесячные продажи легковых машин в Штатах вряд ли поднимутся выше 10 миллионов единиц, тогда как в прошлом году этот показатель превышал 14 миллионов.

К тому же, как известно, банкротством хорошую вещь не назовут, и начавшийся судебный процесс автоматически уменьшит доверие покупателей к марке, что уже в ближайшее время плохо скажется на продажах Generals Motors.

У администрации Обамы, конечно, есть рецепт, который должен помочь новому GM справиться с негативной конъюнктурой. В ходе реструктуризации автоконцерн избавится от таких брендов, как Pontiac, Saturn и Hummer, а также сократит годовое производство автомобилей с 16 миллионов до 10.

Однако эти меры могут вызвать серьезный конфликт с профсоюзами, так как повлекут за собой закрытие производства и масштабные сокращения работников. Уже известно, что будут ликвидированы как минимум 11 заводов компании и заморожены еще три, а работу потеряют 21 тысяча человек, то есть 30 процентов работающих в США по контракту сотрудников сегодняшнего GM.

Ближайшее светлое будущее

Пока что для GM важнее всего как можно быстрее пройти через процедуру банкротства. Только в этом случае удастся избежать потерь, связанных с остановкой производства и ухудшением имиджа компании.


Saturn Sky

Чиновники прекрасно это понимают и уже заключили с большинством кредиторов предварительные договоренности, но вероятность, что у такой большой компании, как General Motors, все-таки найдется несколько упрямых партнеров, сохраняется. Правда, советники Обамы, всего за месяц обанкротившие Chrysler, уже успели доказать, что умеют убеждать даже самых несговорчивых.

Если реструктуризация пройдет как задумано, то уже к концу лета GM снова станет полноценным игроком мирового авторынка. К тому же, кроме традиционных брендов Cadillac, Chevrolet, Buick и GMC, автоконцерн начнет выпускать новый компактный автомобиль, который по планам президентской администрации должен быстро завоевать внутренний рынок.

А еще во главе этой компании будут стоять менеджеры, назначенные на руководящие должности главным акционером – правительством США, которое раньше автомобили никогда не выпускало и не продавало. Видимо, поэтому ряд экспертов называют данный проект администрации Обамы "самой большой национальной лотерей".

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...