22 марта, 8:30

Как автоспорт помогает совершенствовать шины?

Объясняем на примере новых летних моделей Goodyear

Когда-то автоспорт считался полигоном для проверки решений, которые затем применялись на дорожных машинах. Затем всё изменилось: в гонки пришли невероятно дорогие технологии, оказавшиеся чрезмерно затратными для массовых моделей. Пожалуй, сейчас только шинная индустрия активно использует наработки из области спорта при создании новых продуктов.

Сегодня уже невозможно представить, что гоночная машина может стартовать на шинах одной марки, а финишировать — на других. Самая знаменитая история подобного толка случилась полвека назад, на гонке «24 часа Ле-Мана» 1966 года: в начале заезда на Ford GT40 Mark II Брюса Макларена и Криса Эймона стояли шины компании Firestone, однако при разгоне свыше 338 км/ч их протектор начинал отслаиваться.

Ford GT Кена Майлза и Дениса Хьюма совершает пит-стоп во время 24 часов Ле-Мана 1966 года.

В 17:33 Брюс остановился на пит-стопе, чтобы передать управление Крису, и — в прямом смысле слова — побежал искать представителя «Файрстоуна». Потеряв драгоценное время, команда всё же решилась поставить покрышки Goodyear. Этот выбор оказался решающим: фанаты автоспорта прекрасно знают, что Макларен и Эймон выиграли 24-часовой марафон.

Кэрролл Шелби на 24 часах Ле-Мана 1965

И хотя одновременный финиш сразу двух автомобилей команды Кэрролла Шелби вызывает споры фанатов даже теперь, официально зарегистрирована именно победа Макларена и Эймона, так как они стартовали на несколько позиций дальше и, согласно правилам, проехали большую дистанцию за то же время. Если бы команда перешла на шины Goodyear чуть раньше, столь неоднозначной ситуации не возникло бы вовсе!

Дирижабль Goodyear на Гран-при Германии 1985 года

После громкого успеха Ford и Goodyear через год снова вышли на старт Ле-Мана, где без проблем завоевали вторую победу подряд на автомобиле Mark IV. В последующие годы количество золотых наград на счету Goodyear в гонках «24 часа Ле-Мана» выросло до четырнадцати… Однако потом компания на долгое время прекратила поддержку участников культового марафона.

Продолжение истории

В сезоне 2019/2020 шинники вновь вернулись на международную автоспортивную арену. Первым шагом стали поставки шин для чемпионата мира по автогонкам на выносливость (WEC). А всё потому, что только гоночные состязания топового уровня дают производителям уникальную возможность проверить свои новейшие технологии на высоких скоростях и с предельными нагрузками.

Reload
1 / 3

После такой проверки рождаются новые поколения серийных моделей. Такие как летние модели Goodyear EfficientGrip Performance 2 и EfficientGrip 2 SUV — для легковых автомобилей и внедорожников соответственно.

И здесь придётся сделать небольшое отступление. В гонках особенно важно, чтобы автомобиль проезжал на одном комплекте покрышек как можно большее расстояние: ведь чем меньше будет пит-стопов, тем больше шансов на победу! Как отмечают гонщики, во время «24 часов Ле-Мана» один комплект шин Goodyear успешно проходил до 600 километров, и при этом без перепадов давления.

При «гражданской» эксплуатации ходимость колёс тоже считается значимым показателем, поскольку от него напрямую зависят расходы автовладельца. Поэтому совершенно новая шина Goodyear EfficientGrip Performance 2 наделена инновационными технологиями, которые обеспечивают на 50% больший километраж, нежели её предшественник. Плюс новинка готова пробежать на 20% больше, чем лучший из конкурентов.

В абсолютных значениях это означает буквально следующее: покупатель Goodyear EfficientGrip Performance 2 получает дополнительные 11 000 км пробега на одном комплекте. Проще говоря, шины вполне смогут прослужить еще два дополнительных сезона! Или дать один полноценный год вождения.

Goodyear EfficientGrip Performance 2

Этого удалось добиться, применив опробованную на гоночных стартах технологию Mileage Plus, которая обеспечивает высокую эластичность и гибкость протектора, что способствует меньшему износу и обеспечивает максимально возможный пробег вне зависимости от дорожных и температурных условий, а также от сухого или мокрого дорожного покрытия.

В свою очередь, у модели Goodyear EfficientGrip 2 SUV те самые принципы под общим названием Mileage Plus помогают сократить количество трещин, вызванных низким качеством дорог. В итоге новинка для внедорожников и кроссоверов гарантирует на 25% больше пробега, нежели представительница предыдущего поколения.

Технология Mileage Plus: высокая эластичность и гибкость протектора сокращает число трещин и изломов от плохих дорог

А еще при создании Goodyear EfficientGrip Performance 2 и Goodyear EfficientGrip 2 SUV инженеры компании пошли на хитрость, понизив жёсткость резиновой смеси и увеличив количество кромок зацепления, что обеспечило эффективный отвод воды из пятна контакта. Как показали тесты, технология Wet Braking позволяет на 4% сократить тормозной путь на сыром асфальте.

В области «сухих» упражнений актуальные разработки Goodyear тоже готовы удивить своими достижениями. Так, Goodyear EfficientGrip 2 SUV, благодаря принципу Dry Braking, гарантируют более эффективное торможение на сухой дороге. Во время испытаний тормозной путь оказался на 7% короче, нежели показывал предшественник.

Технология Wet Braking: блоки протектора из более мягкого состава эффективнее отводят воду и создают больше число кромок для зацепления

У легковой модели Dry Stability Plus массивные ребра центральной зоны протектора создают необходимый уровень жесткости, чтобы обеспечить улучшенную управляемость, столь важную именно для легковых автомобилей. Вдобавок этот представитель нового поколения летних шин от Goodyear сумел похвастаться самым эффективным торможением на мокром и сухом дорожном покрытии — таков итог испытаний, проведённых независимой компанией TÜV SÜD Product Service GmbH.

Технология Dry Stability Plus: широкие центральные блоки протектора увеличивают продольную устойчивость

Без серьезного автоспортивного опыта добиться таких результатов было бы невозможно. Между тем, в ближайшие годы Goodyear продолжит создавать шины для чемпионатов WTCC и Pure ETCR, плюс останется титульным спонсором Чемпионата Европы по гонкам на грузовиках FIA (FIA ETCR). А еще компания разработала новую серию шин специально для Чемпионата мира по автогонкам на выносливость.

Другая яркая страница из книги достижений Goodyear тоже касается спортивных грузовиков — это сотрудничество с гоночной командой «КАМАЗ-мастер», начавшееся полтора года назад. С того момента единственная в России заводская команда смогла дважды стать победителем супермарафона «Дакар». И в этом успехе, разумеется, есть немалая заслуга шин, имя которым — Goodyear OffRoad ORD.

Reload
1 / 2

С треков на дороги

Вообще, опробовать гоночные технологии на своем автомобиле проще, чем кажется! У Goodyear есть целая серия моделей под общим названием Eagle F1 SuperSport, вдохновленная автогонками. Основные преимущества этой гаммы — отличное сцепление с дорогой, высокая курсовая устойчивость в поворотах и эффективное торможение. Поэтому Eagle F1 SuperSport для первичной комплектации выбрала марка Porsche: именно такие шины устанавливаются на электрический Taycan, а также на бескомпромиссные 911 GT2 RS и 911 GT3 RS.

Reload
1 / 4

Вот так, однажды затащив Брюса Макларена и Криса Эймона на подиум «24 часов Ле-Мана» марка Goodyear надолго осталась одним из главных поставщиков мирового автоспорта. Ну, а в том, что автоспорт помогает совершенствовать шины, сомневаться не приходится, ведь мы привели тому более чем достаточное количество примеров.