Опубликовано 04 августа 2020, 08:30
5 мин.

Забытые концепты: Jaguar XJ-S Ascot

Эксперимент Bertone, с которого началась жизнь Citroen BX
Кто хочет — ищет возможности. Кто не хочет — ищет причину. Этим клишированным принципом руководствовалась компания Bertone, когда подыскивала для себя новых партнеров с глубокими кошельками. В семидесятые годы итальянцы очень хотели подружиться с компанией Jaguar, но разница менталитетов помешала образовать прочный союз.
Забытые концепты: Jaguar XJ-S Ascot

Для автомобильных энтузиастов Марчелло Гандини не нуждается в представлении. Имя итальянского дизайнера прогремело на весь мир, когда в 1966 году на Женевском автосалоне дебютировал первый суперкар — Lamborghini Miura. Именно после успеха Miura Нуччо Бертоне, основатель одноименной студии, сполна осознал, какое сокровище ему досталось в лице Марчелло Гандини. И все важнейшие проекты доверял именно ему.

В том числе и проект, в который компания Bertone ввязалась в 1967 году. Британская газета Daily Telegraph в лице редактора Джона Энсти проводила конкурс среди автомобильных студий. Техническое задание было простым и сложным одновременно — создать «идеальный британский GT», использовав в качестве базы Jaguar E-Type. Нуччо Бертоне посчитал, что если его студия победит в этом конкурсе, то сможет наладить сотрудничество с Jaguar.

Концепт-кар Jaguar Pirana, 1967 год

Концепт-кар Jaguar Pirana, 1967 год

Для конкурса дом Bertone подготовил эффектный Jaguar Pirana. Автором внешности концепта был «джокер» колоды Bertone — Марчелло Гандини. Глядя на Pirana, несложно догадаться, куда уходят корни Lamborghini Espada.

Концепт-кар Jaguar Pirana

Концепт-кар Jaguar Pirana

Конкурс Daily Telegraph концепт без каких-либо проблем выиграл, однако, к удивлению Нуччо Бертоне, компания Jaguar на это событие никак не отреагировала. А что, имела право — в конце концов не она же проводила конкурс.

Пока Бертоне думал над тем, как все же подружиться с британской компанией, Гандини совершенствовал свой стиль. Округлости и объемы в его работах начали замещаться углами, линиями и строгими геометрическими формами. Намеки на страсть художника к чистоте форм можно заметить уже на Pirana, но в полной мере она раскрылась на таких концептах, Alfa Romeo Carabo, Lancia Stratos Zero, Lamborghini Bravo и Ferrari 308 GT Rainbow.

Концепт-кар Alfa Romeo Carabo работы Марчелло Гандини, 1968 год

Концепт-кар Alfa Romeo Carabo работы Марчелло Гандини, 1968 год

Долгожданная возможность для студии Bertone упрочить связь с британцами появилась в начале 1970-х, когда компания Jaguar объявила открытый конкурс на создание дизайна для модели XJ. Но и тут ни Bertone, ни Pininfarina не вышли победителями: фирма отдала предпочтение внутреннему проекту, рожденному в стенах ягуаровской дизайн-студии.

Хотя «период ухаживаний» за Jaguar порядком надоел Бертоне, предпринимательская жилка не позволила ему махнуть рукой на перспективное сотрудничество. Тем более после 1975 года, когда на смену потрясающему Jaguar E-Type пришел куда более прозаичный XJ-S. Нуччо Бертоне понимал, что новая машина едва ли станет такой же иконой, как E-Type. Поэтому считал, что уже совсем скоро Jaguar может кинуть клич о помощи.

С этой мыслью Бертоне обратился к Гандини: студия Bertone должна действовать на упреждение. Должна создать такой автомобиль на базе XJ-S, чтобы компания Jaguar не представляла без него жизни. Чтобы обычный XJ-S выглядел на фоне этого прототипа бледной тенью самого себя.

Сейчас, четыре десятилетия спустя, мы можем оценить размер этих амбиций. Jaguar XJ-S получился одним из самых самобытных и элегантных купе в истории. Разные его модификации продержались в производстве 21 год — с 1975-го по 1996 год. Если это не признак выдающегося дизайна, то что тогда вообще выдающийся дизайн? Студия Bertone была полна решимости показать своё видение этого вопроса.

Концепт-кар Jaguar XJ-S Ascot

Концепт-кар Jaguar XJ-S Ascot

Сказано — сделано. И в марте1977 года на Женевском автосалоне студия Bertone представляет концепт-кар Jaguar XJ-S Ascot. Который в плане стиля не имеет ничего общего с другими моделями Jaguar. Который всем своим видом бросает вызов сдержанности британских автомобилей.

Забытые концепты: Jaguar XJ-S Ascot

Если сравнить XJ-S с XJ-S Ascot, то трудно поверить, что технически это один и тот же автомобиль. Со своим угловатым профилем Ascot мог бы сойти за новое купе Tesla, которое вдохновлено моделью Cybertruck. Обилие прямых линий, вытянутый, стремительный силуэт, набирающие популярность в те годы подъемные фары, огромная площадь остекления — стоит ли говорить, что автомобиль получил массу хвалебных отзывов? В качестве материалов для кузова активно использовались алюминий и пластик. Такая была мода: это сейчас пластик не стоит ничего, но в 1970-х годах он был недешевым символом инноваций.

Забытые концепты: Jaguar XJ-S Ascot

В ключе экстерьера был доработан и салон. Оформление торпедо стало гораздо более монументальным, линии были простыми и чистыми. В качестве обивки использовалась кожа и замша, а из интересных опций, привнесенных Bertone, стоит отметить телефон, интегрированный прямо в торпедо.

Забытые концепты: Jaguar XJ-S Ascot

Техническая часть XJ-S осталась без изменений: под капотом находился двигатель V12 объемом 5,3 литра мощностью 287 лошадиных сил, с которым агрегатировалась автоматическая коробка передач. Динамические характеристики Ascot неизвестны, но, учитывая обильное использование алюминия, разгоняться он должен был как минимум не хуже оригинала.

Забытые концепты: Jaguar XJ-S Ascot

Несмотря на эту отчаянную попытку Bertone показать характер, компания Jaguar проектом не заинтересовалась. В те годы (да и вплоть до начала 2000-х) британцы придерживались проверенных форм и пропорций. Иными словами, вели себя консервативно. Причем настолько, что XJ-S без существенных изменений выпускался аж до 1996 года. Но компания Jaguar выразила благодарность за заинтересованность в их марке. В дальнейшем дороги Bertone и Jaguar еще не раз пересекались. А отправной точкой этих отношений стал именно XJ-S Ascot.

Но на Женевском автосалоне 1979 года история прототипа не окончилась. Два года спустя студия Bertone выпускает концепт Volvo Tundra, который абсолютно неслучайно был похож на Аскота — на сей раз марка «налаживала контакты» со шведами. Но, в итоге, проект удалось продать французам. Соединив наработки по Аскоту, Тундре и Reliant FW11, Марчелло Гандини получил образ небезызвестного Citroen BX.

Более того, дизайнерские решения, воплощенные в концептуальном XJ-S, нашли свое отражение в других моделях, которые появились гораздо позднее. Например, трапециевидные колесные арки можно встретить на Maserati Quattroporte пятого поколения, который появился в 90-е годы и автором которого тоже является Марчелло Гандини. Для концепта, выброшенного в пустоту, Ascot оказал значительное влияние на автомобильную индустрию.