10 апреля, 8:30

Суперкар, который притягивает неприятности

Почему коллекционный Porsche Carrera GT так часто бывает в авариях?

© из открытых источников
Что не так с этой моделью Porsche, из-за чего она постоянно фигурирует в новостях разложенной в щепки? Инженерный просчёт или что-то другое? Мы проанализировали несколько громких аварий и поговорили с человеком, который несколько лет путешествовал на своей Carrera GT по России и Европе. И, кажется, разобрались, в чём дело.

На днях новостные ленты сотрясло эпическое дтп в центре Манхэттена. Стечение обстоятельств будто придумано нарочно для пущей драмы: разгар эпидемии «китайской чумы»; Нью-Йорк (самый большой её очаг); сломанный, но не сломленный Porsche; люди в медицинских масках, снимающие на видео водителя азиатской внешности. Первые публикации предполагали, что это автовор не справился со свежеугнанным суперкаром, но истинное положение вещей оказалось пикантнее.

Разбитый на днях Porsche — не простая Carrera GT, а 1 из 25 построенных тюнерами Gemballa проектов Mirage GT. От стандартной машина отличается видоизменёнными кузовом и салоном, электрогидравлической подвеской с регулировкой клиренса и перепрошитым до 670 сил двигателем.

Фото: ronniecnyc

Автомобилем управлял его 33-летний владелец Бен Чен — одиозный коллекционер автоэкзотики и организатор автопробегов для владельцев подобной техники. Его проект называется goldRush Rally и предлагает путешествия по живописным и неизведанным дорогам США. Мероприятие обходится клиентам в сумму от 11 до 19 тысяч долларов и уже становилось источником скандальных ситуаций в связи с асоциальным поведением его участников на дорогах. Бен Чен тоже отличился за рулём не впервые. Причём, согласно полицейским сводкам, в этот раз он был под наркотиками.

В 2013 году предприниматель «затоталил» McLaren MP4-12. А на этом видео можно наблюдать его отношение к Mercedes-Benz CLK GTR. Которых выпустили (вот совпадение) тоже всего 25 штук

Porsche Carrera GT (коротко — CGT) войдёт в историю в значительной мере как автомобиль, в котором погиб актёр Пол Уокер — любимчик публики и звезда «Форсажа». Причём за рулём был его друг, автогонщик-любитель Роджер Родас. После чего к компании Porsche были поданы иски от членов семьи Уокера, обвиняющих производителя в небезопасности конструкции суперкара. По итогам этого и других дтп с Carrera GT автомобильные издания всего мира до сих пор присваивают автомобилю статус одного из самых опасных в истории.

Такие машины принято относить к категории вещей, которая в английском языке называется «widow maker». Это механизмы, которые причиняют смерть даже при незначительных ошибках в обращении с ними. В списке творений рук человеческих, которые оставляют женщин вдовами, значатся не только автомобили — там и сложноуправляемые бомбардировщики, и неудачные модели огнестрельного оружия. И ещё одна модель Porsche — 930 Turbo, он же первый турбонаддувный 911.

Официальная памятка Porsche для дилеров с рекомендациями, как обращаться с Carrera GT

Carrera GT в значительной мере переняла эту дурную славу. Дело в том, что по конструкции этот дорожный автомобиль максимально близок к гоночному, со всеми недостатками последнего. И это не сторонние умозаключения, а официальная позиция Porsche — в 2004 году на старте продаж производитель разослал дилерам памятку по обращению с суперкаром. В ней говорилось, что машина крайне чувствительна к профилю дороги и не сможет даже переехать пивную банку (не говоря о лежачих полицейских), не сбившись с курса и не повредив карбоновое днище.

В качестве устрашения менеджерам и перегонщикам приводилась и стоимость запчастей: сцепление за 24 тысячи долларов и коробка передач за 42, углепластиковое днище за 40 тысяч, неремонтируемые (включая даже покраску) колёсные диски из магния за 6 тысяч долларов каждый. Поэтому любое действие за рулём Carrera GT, будь то парковка у бордюра или заезд в крытый паркинг, потенциально стоит невнимательному водителю десятки, если не сотни тысяч долларов. По сути это гоночный болид, которому позволено парковаться не в боксе на треке, а в гараже у владельца.

>
Reload
1 / 3

По данным ресурса Wreckedexotics.com, сейчас разбито почти 7% всех выпущенных Carrera GT, а некоторые другие оценки доходят до 20%.

Если эти увещевания покажутся неубедительными, можно взглянуть на конструкцию CGT. Углепластиковый монокок шасси имеет лемановские корни, а расположенный по центру 612-сильный мотор V10 — формульные; безальтернативная 6-ступенчатая механика с изнуряющим в городе карбоновым сцеплением и напольным блоком педалей (речь не только об акселераторе, так что не нужно отсылок к вашим BMW и Volkswagen); гоночная схема подвески с горизонтальными амортизаторами; колёса с фиксацией единственной центр-гайкой (крепёж красного цвета слева и синего справа — чтобы не перепутать резьбу); карбон-керамические тормоза. И на десерт — полное отсутствие системы стабилизации.

У Carrera GT бензобак объёмнее багажника, а радиаторы имеют впятеро большую площадь, чем у 911 Turbo тех лет. Что считать настоящим хардкором, если не это?

Интересно, что своим появлением суперкар обязан… кроссоверу. Сначала создание «Карреры» было отложено, чтобы хватило ресурсов на разработку первого Cayenne. А потом тот вернул должок, сгенерировав достаточно прибыли, чтобы потратиться на запредельно дорогой инжиниринг Carrera GT. Конечно, за автомобиль просили немалые деньги — почти полмиллиона долларов в 2004 году. Сейчас на вторичном рынке это скорее начальная цена за пробежные экземпляры, а стоимость самых свежих колеблется вокруг миллиона.

Изначально было запланировано сделать 1 500 штук, но производство остановилось на 1 270 экземплярах в 2006 году — официально по причине изменившихся в США стандартов по подушкам безопасности, адаптировать под которые почти снятую с производства модель не было смысла. А возможно, в Porsche поняли, что сделали что-то не так. Но вот только что именно?

Внешне Carrera GT не выглядит неукротимым динозавром, как какая-нибудь Ferrari F40 — она скорее кажется растянутым «Бокстером» (одно время в Москве даже продавалась такая реплика). Но внешность обманчива — под гражданским кузовом скрывается по сути болид Ле Мана. Не стоит объяснять, какая пропасть в навыках лежит между водителем первого и пилотом второго

В 2006 году в ходе трек-дня на трассе California Speedway в CGT разбились двое мужчин. В том заезде продавец демонстрировал возможности машины потенциальному покупателю, но не справился с управлением, избегая столкновения с выехавшим на трассу другим участником покатушек. Одним из ответчиков по инициированному вдовой пассажира делу стала компания Porsche, заплатившая в итоге 8% от общей суммы компенсации в 4,5 миллиона долларов. Аргумент стороны истца состоял как раз в том, что продать в XXI веке автомобиль без страхующей электроники — значит продать заведомо небезопасный автомобиль.

Чуть ранее в 2005 году на треке в Талладеге за рулём такого же Porsche закрутило известного автомобильного энтузиаста, коллекционера и пилота-любителя Джея Лено — инцидент завершился встречей суперкара с ограждением трассы. Примечательно, что во всех известных случаях Carrera GT были разбиты любителями, и ни разу — профессиональным гонщиком. И будь машина действительно «неуправляемой», на ней бы не показали впечатляющий результат 7 минут 28 секунд на кочковатой Северной петле Нюрбургринга. Просто на такой технике должны ездить соответствующие водители. И Porsche следовало лучше информировать об этом своих клиентов, давая устрашающие разъяснения не только дилерам, но в первую очередь покупателям.

Так выглядит типичная Carrera GT, опубликованная в соцсетях

Чтобы лучше разобраться в ситуации, мы поговорили с одним из бывших владельцев Carrera GT, наездившим на суперкаре десятки тысяч километров по России и Европе, по дорогам и гоночным трассам. Он рассказал, что главная проблема автомобиля — это сверхмалый дорожный просвет. Но днище при этом, вопреки той дилерской памятке, очень крепкое — за 6 лет оно собрало множество ссадин в результате порой очень жёстких контактов, но замены не потребовал ни один из трёх листов композита.

>
Reload
1 / 5

Carrera GT — автомобиль с клиренсом всего 86 мм. Меньше у дорожных автомобилей практически не бывает

Не согласен наш визави и с оценками (не)управляемости, которые со всех сторон валятся на CGT. Он отмечает удачную развесовку, стабильность и цепкость шасси, понятные реакции и удивительную невосприимчивость к дорожной колейности. Но зато отметил требовательный к водителю механизм переключения передач и тот факт, что в целом расслабиться в ней невозможно — нужно быть постоянно вовлечённым и сконцентрированным на процессе управления. И беда случается либо с тем, кому не хватает навыков, либо с тем, кто забылся или устал за рулём.

Сцепление Porsche Carrera GT. Для его замены «по технологии» необходимо снимать двигатель

Важная оговорка: наш собеседник — не простой обыватель, он несколько лет ездил в кольцевых чемпионатах России и Германии. То есть был пилотом-любителем, как и многие фигуранты аварий. Но из числа тех, кто не позволил себе с этой машиной лишнего. Из интересного: человек сжёг 2 или 3 сцепления по той причине, что то не знал, то забывал о необходимости бережной прикатки этого специфического узла в течение первых 1 500 км после установки. Причём, по заводской технологии для замены сцепления нужно снимать двигатель, но «неофициалы» в Москве научились делать это проще и дешевле, отсоединяя лишь коробку передач!

Сложно себе представить, чтобы в Porsche сделали автомобиль, максимально близкий к гоночному, но при этом непонятный в управлении. Он не непонятный, а скорее не прощающий. Но при этом, если ты не делаешь глупостей за рулём этой машины, то и она тебе не ответит ничем подобным. Но обязательно подловит даже опытного водителя, который забылся за рулём Carrera GT.

Этот автомобиль разложили в 2014 году в Москве, после чего он был восстановлен. По некоторой информации, ещё одна CGT была повреждена во время «дрифта» в районе смотровой площадки на Воробьёвых горах — традиционном месте притяжения столичной стритрейс-тусовки. Ещё одна Carrera GT с похожей судьбой жила в Санкт-Петербурге

Многие люди, которые негативно судили об управляемости Carrera GT, не были экспертами. Они могли разбираться в технической части, быть коллекционерами или иногда практикующими автоспорт (вопрос только — с каким успехом) энтузиастами. Но не водителями-профессионалами. А пресса с удовольствием подхватывала мнение «некоего механика по «экзотике» из Лас-Вегаса», умножая его на благоговейный трепет ловящего хайп блогера и сдабривая статистикой красочных дтп с молодыми миллиардерами за рулём. А проблема была только в том, что большинство виновников аварий просто не понимали, за рулём чего они оказались. И просчёт у Porsche случился не инженерный, а маркетинговый.