22 мая, 9:05

Прощай, Chevrolet Impala

Шесть десятилетий истории «Золотой антилопы» закончились

© Chevrolet
Этот автомобиль любили все — полицейские, менеджеры среднего звена, дрэг-рейсеры, рэперы… За 62 года своей жизни он успел побывать по обе стороны закона и стать таким же привычным символом Америки, как орёл или статуя Свободы. А в этом году его история подошла к концу.

Импала, как гласит Википедия — «африканская антилопа средней величины». Американским же этот термин стал благодаря любви концерна General Motors делать самому себе подарки на знаменательные даты. В 1958 году появился очередной повод открыть шампанское — компании исполнилось ровно полвека. Впрочем, в GM захотели отметить праздник с большим размахом, чем пара корпоративных вечеринок, и велели дочерним маркам подготовить по одной особенной версии их полноразмерных купе. Pontiac показала Bonneville Catalina, Cadillac — шикарный Eldorado Seville, а Chevrolet взяла знаменитую Bel Air и назвала новую комплектацию в честь той самой антилопы. На самом деле это имя появилось ещё раньше — первым бейдж примерил шоу-кар Corvette Impala XP-101, подготовленный в 1956 для автосалона в Чикаго.

Reload
1 / 2

Первая Bel Air Impala 1958 года: панорамные лобовое и заднее стёкла вместе с шестёркой задних фонарей запали в душу почти двум сотням тысяч американцев

В конце пятидесятых сытая Америка сходила с ума по большим автомобилям с прожорливыми моторами. Бензин был дешёвым, автопромышленность на подъёме, и производители могли позволить себе хоть каждый год выпускать новые модели. В начале жизни Impala меняла дизайн кузова чаще, чем её хозяева брились. И спрос на неё оказался сумасшедшим! Bel Air Impala 1958 модельного года разлетелась в количестве 180 тысяч штук. Она довольно сильно отличалась от обычной Bel Air: салон щеголял яркими цветами и вставками из алюминия, а под капотом мог располагаться 5,7-литровый V8 Turbo-Thrust мощностью до 315 лошадиных сил. В этом поколении модель получила одну из своих главных визитных карточек: шесть фонарей на корме.

Impala 1959 года. От имени Bel Air отказались, как и от классических круглых фонарей. Которые, правда, всё равно вернутся

В 1959 году Impala стала самостоятельной моделью и доказала, что её успех неслучаен. К купе и кабриолету прибавился седан, а в первый год производства американцы купили 473 тысячи таких машин. Impala 1959 года отличает «хвост русалки» с огромными плавниками и двумя каплевидными фонарями, но в следующем году задняя часть приобрела более традиционный вид.

Reload
1 / 2

Impala SS 409 1961 года. И ведь это ещё не самый «злой» вариант…

Третье поколение, вышедшее в 1961 году, получило два обновления: кузов универсал и спортивную версию Impala SS. Последнюю многие называют первым маслкаром в истории. С этой модели началась «гонка вооружений» между GM, Chrysler и Ford. В арсенале Impala SS был 6,7-литровый V8 мощностью 360 сил и 542 Нм крутящего момента, который разгонял 5,3-метровое купе до первой сотни за 7,8 секунды. А два года спустя, в 1963, она стала ещё мощнее, получив пакет Z11. В него входили расточённый до семи литров мотор (430 л.с. и 780 Нм!), облегчённые кузовные детали из алюминия и капот с воздухозаборником. Это был один из первых случаев, когда уже с завода можно было получить серьёзный, готовый к соревнованиям дрэгстер. В 1962 году построили всего 18 Chevrolet Impala SS 409 Lightweight Coupe, и в руки непосвящённых такие автомобили не продавали. А сейчас эти «Импалы» — завсегдатаи аукционов, на которых стоимость лота спокойно переваливает за несколько сотен тысяч долларов.

Reload
1 / 4

Impala Hardtop Coupe четвёртого поколения…

Если бы можно было описать раннюю историю Impala двумя словами, это было бы выражение «превосходная степень». Бывшая самой дорогой моделью Chevrolet при рождении, в 1961 году она стала первым маслкаром в истории, спустя два года — одним из первых заводских дрэгстеров, а ещё через пару лет примерила звание самого популярного «Шеви» в мире. В 1965 году было продано больше миллиона Импал четвёртого поколения! И даже сейчас трудно найти более известную у молодёжи Импалу, чем Hardtop Sedan 1967 года — верного спутника братьев Винчестеров из сериала «Сверхъестественное». Impala и мировой кинематограф давно идут рука об руку, но об этом чуть позже.

Custom Coupe 1968 года — последний вздох двухдверных Impala SS

Пока обычные купе, кабриолеты, седаны и универсалы доминировали на рынке полноразмерных автомобилей, Impala SS чувствовала себя уже не так хорошо. Покупатели поняли, что тяжеловесные крейсеры для них великоваты, и перешли на более компактные и манёвренные Nova SS и Chevelle SS. Угасающие продажи флагмана пытались оживить 7,4-литровым V8 и передними дисковыми тормозами «в базе», но уже в 1969 году Impala SS указали на дверь. «Простая» Impala же лишилась звания самого дорогого автомобиля Chevrolet. Виновницей стала Impala Caprice с отдельными сидениями, богатой отделкой и вставками под дерево в салоне, которая из топ-версии впоследствии стала отдельной моделью уровнем выше. Кстати, именно она позднее вернёт «Импалу» из небытия.

Начало семидесятых нанесло модели ещё один удар. Впрочем, в ту пору всем американским автопроизводителям пришлось нелегко — нефтяной кризис 1973 года не щадил никого. А Chevrolet угораздило дать пятому поколению Impala 1971 года самый большой кузов в истории модели… Неудачнее решения не придумать. Последствия не заставили себя ждать. С миллиона ежегодно продаваемых машин в 60-х цифра упала до 176 тысяч в середине 70-х: даже самая первая Bel Air Impala продавалась лучше.

Reload
1 / 5

Линейка Impala 1976 года наглядно показывает, как поредело число кузовов. Ни кабриолет, ни версия SS нефтяной кризис не пережили

General Motors бросилась исправлять ошибки. Сперва было решено убрать кабриолет и двухдверный хардтоп — покупателям явно было не до прогулок под солнцем вчетвером на такой прожорливой машине. Линейку моторов V8 сократили с восьми до трёх вариантов. Затем взялись решать проблемы с качеством и оснащением: за незначительную доплату можно было приобрести спидометр с двойной разметкой, передний диван с дополнительными регулировками и ещё целую россыпь опций. К тому же, интерес к Impala старались подстегнуть ограниченными сериями, такими, как Landau и Spirit of America.

Reload
1 / 2

Седан и универсал — вот и всё «разнообразие» Impala конца семидесятых. Двухдверка тоже была, но жить ей оставалось очень недолго

В таком виде автомобиль дожил до шестого поколения, вышедшего в 1977 году. Impala стала меньше, легче и комфортнее. От былой роскоши не осталось ни следа: некогда люксовое купе превратилось в линейку седанов и универсалов, которая ещё и обзавелась моторами V6. О 7,4-литровом V8 пришлось забыть, но рынок оценил этот жест: в том же году Impala стала Автомобилем Года по версии издания Motor Trend. Пережив один рестайлинг, модель ушла с рынка в 1985 году, оставив после себя соплатформенный Caprice. Первая глава истории Impala закрылась.

Ice Cube и Chevrolet Impala — настолько устоявшийся дуэт, что с ним печатают постеры и выпускают фигурки

На видео выше Ice Cube и Chevrolet Impala — настолько устоявшийся дуэт, что с ним печатают постеры и выпускают фигурки. Первые четыре поколения «Импалы» оказались горячо любимы гангста-рэперами Восточного побережья. Она упоминалась в десятках треков, на ней разъезжали в клипах Eazy-E и Ice Cube. Роскошное купе было соучастником преступлений: к примеру, из проезжающей мимо Impala был застрелен Notorious B.I.G, один из лидеров «войны побережий». И именно этот автомобиль стоял у истоков культуры лоурайдеров. А пятое и шестое поколения дали «Импале» оправдать своё имя — она стала рабочей лошадкой для такси и полиции, перейдя на сторону закона и правосудия.

Impala SS девяностых годов была настоящим волком в овечьей шкуре

В 1992 году, после семилетнего перерыва, Impala вернулась. И с каким размахом! Виновником торжества стал дизайнер General Motors, которому в голову пришла идея вернуть исторический шильдик Impala SS. Для этого он взял агрегаты полицейского Chevrolet Caprice 9C1 и внедрил туда 8,2-литровый (!) восьмицилиндровый мотор. Представили концепт на SEMA Show, после чего решение пустить его в серию оказалось делом времени. Правда, в Chevrolet поскромничали, установив в серийную Impala SS 5,7-литровый двигатель LT1 от Corvette с отдачей в 260 сил и 447 Нм. Такой «слипер» мог похвастать более жёсткой подвеской, дисковыми тормозами по кругу, самоблокирующимся дифференциалом и сдвоенным выхлопом — ну чем не достойный наследник старой доброй «Импалы» первых поколений? А для тех, кому 260 сил было недостаточно, тюнинг-ателье Callaway предложило пакет увеличения мощности до более чем 400 л.с. и разгоном до «сотни» за 5,9 секунд. Главной изюминкой были увеличенные тормоза, которые изначально разрабатывали для Ferrari F40!

Одна из восемнадцати собранных Impala SS от Callaway

Увы, лебединая песня заднеприводных Impala с большими моторами была недолгой. Уже в 1996 году платформа GM B-body отправилась на покой, захватив с собой как Caprice/Impala SS, так и Buick Roadmaster с Cadillac Fleetwood. Внедорожники в конце девяностых были популярнее седанов, а из всей линейки B-body только Caprice достигла сколь-нибудь значимых успехов.

Reload
1 / 2

Impala начала двухтысячных. По уровню необычности и привлекательности она расположилась где-то между офисным принтером и зубочисткой

Двухтысячный год стал революцией, хоть и очень сомнительной. «Импала» стала переднеприводной! Восьмое поколение, пришедшее на смену Chevrolet Lumina, не запомнилось фанатам практически ничем. Это был такой же обычный неприхотливый седан, как и в восьмидесятых, главной задачей которого было с комфортом перемещать пассажиров (или офицеров полиции) из точки А в точку Б. Продажи можно было назвать удовлетворительными, но не более того — несколько сотен тысяч были далеки от миллиона машин в шестидесятых, при этом добрая часть заказов шла от полиции и пожарных. Внимания не заслуживала даже Impala SS, впервые променявшая восемь цилиндров на V6 от Buick, развивавший смехотворные 240 лошадиных сил.

Reload
1 / 2

Impala девятого поколения в лучшие свои времена продавалась по 300 тысяч штук в год

Девятое поколение, вышедшее в 2006 году, попыталось укрепить позиции на рынке. Сохранив платформу W-body, Impala окончательно растеряла драйверские амбиции, но вместо этого стала качественней, комфортнее и безопаснее. И это был последний раз, когда Impala носила шильдик «SS». Последний «горячий» седан оснащался 5,3-литровым V8 серии LS4 мощностью в 303 лошадиные силы. Оснащение было очень недурным: кожаный салон, 18-дюймовые диски, старая добрая «механика»… А с нуля до сотни Impala SS разгонялась за 5,6 секунды. На таком же седане Райан Гослинг уходил от погони в фильме «Драйв». К тому же, Impala девятого поколения впервые за 40 лет вышла в NASCAR… К несчастью, на серийных машинах это не отразилось. В 2010 году модель лишилась двигателей V8. Навсегда.

Десятое поколение Impala. Мы запомним её именно такой

В 2014 году вышло десятое, последнее поколение «Импалы». Оно было построено на платформе Epsilon II, за которой вереницей шла волна несчастий. Saab 9-5, Cadillac XTS, Holden Insignia — все они ушли с рынка, будучи соплатформенниками Impala. А злосчастный седан Chevrolet обрушился в продажах: с 311 тысяч в 2007 году до 44 тысяч экземпляров в 2019-м. И не совсем понятно, что с ним было не так — у него были два рядных четырёхцилиндровых мотора (182 и 195 л.с.), флагманский V6 мощностью 305 лошадиных сил, просторный салон с вентилируемыми сиденьями, аудиосистема Bose… Однако факт остаётся фактом: 27 февраля 2020 года производство Chevrolet Impala закончилось. Что иронично, General Motors убила одну легендарную модель ради возрождения другой, уничтоженной концерном ранее: на освободившихся мощностях завода в Детройте будут собирать электрический пикап GMC Hummer.

Хотя создатели Chevrolet Impala никогда не грезили мечтами о мировом господстве, вклад этой модели в культуру США просто огромен. Согласно данным сайта Internet Movie Cars Database, Impala более 2500 раз появлялась в фильмах, сериалах и музыкальных клипах! В её честь писали песни, с ней снимали фильмы, она помогала нарушать закон и этот же закон защищать. Она успела побывать на верхушке иерархии Chevrolet и совершить печальный путь к самому её низу.

Об африканских импалах известно, что они способны совершать прыжки до трёх метров в высоту и до десяти — в длину. Сегодня история одноимённой модели Chevrolet окончена, но хочется надеяться, что не навсегда. Может, она готовится к новому прыжку? Ведь с её уходом Chevrolet лишается не только известного имени, но и своего флагманского седана. Кто знает, может в светлом будущем, полном зарядок и аккумуляторов, такая роскошная «антилопа» окажется как нельзя кстати.

До свидания, Impala. И — надеемся — до встречи.