Опубликовано 30 ноября 2021, 08:00
10 мин.

Конкуренты УАЗа: суровые внедорожники со всего мира

Китайский вояка, клон Land Rover, индийский утилитарник для выживания — последние из «железных» могикан
Ульяновский завод так и не выпустит современный внедорожник. «Русскому Prado» суждено остаться в фантазиях и мечтах… Трагедия для конечного потребителя? Да ничуть! Изнывающие от астрономических цен отечественные покупатели в массе своей жаждут «Патриот», «Хантер» и другие относительно недорогие утилитарные модели. В мире сейчас таких хватает. Жаль, львиную долю спартанской техники из нашего обзора можно увидеть лишь на фотографиях.
Конкуренты УАЗа: суровые внедорожники со всего мира

Jeep Wrangler

Прогрессирующая из поколение в поколение крайслеровская нетленка может считаться оппонентом «уазика» очень условно. Между машинами ценовая и технологическая пропасть, но принципиальная анатомия схожа. Jeep имеет раму, балки мостов и в большинстве случаев жестко подключаемый полный привод типа «парт-тайм».

Конкуренты УАЗа: суровые внедорожники со всего мира

В отличие от мерседесовцев, которые знатно перетряхнули G-Class, инженеры Jeep всячески избегают радикальных мер по омоложению технической части. Во-первых, армия поклонников хочет именно такой конструктив и более никакой. Об этом, в частности, говорят стабильные ежегодные продажи свыше 200 тысяч штук. Во-вторых, на «Рэнглер» работает огромная индустрия тюнинга. Афтермаркет-компании не обрадуются передней независимой подвеске и другим неуместным инициативам. Вероятнее всего, проклянут.

Конкуренты УАЗа: суровые внедорожники со всего мира

Дебютировавший осенью 2017 года современный Wrangler JL комбинирует олдскул со свежими решениями типа электрогидравлического усилителя руля и алюминиевых кузовных панелей. Кроме полного привода типа «парт-тайм» Command-Trac с передаточным отношением демультипликатора 2,72:1 и Rock-Track для модификации Rubicon с экстремальной «понижайкой» 4:1 впервые предусмотрена система Selec-Trac с многодисковой муфтой отбора тяги на переднюю ось.

За океаном предлагается ветхозаветный бензиновый атмосферник Pentastar V6 объемом 3,6 литра (289 л.с.), шестицилиндровый турбодизель объемом 3,0 литра и 2,0-литровая «турбочетверка» Hurricane. На российском рынке присутствует лишь последний. Что характерно, его мощность не урезана с 272 л.с. до выгодных с точки зрения налогообложения 249 л.с.

Вишенка на торте — это… нет, не гибридный Wrangler 4xe с подзаряжаемой от внешнего источника силовой установкой, а вооруженный до зубов топовый Rubicon 392 с атмосферной «восьмеркой» Hemi объемом 6,4 литра (477 л.с.) и спринтом до 97 км/ч (60 миль/ч) за 4,5 секунды, автоматически подключаемым полным приводом, «тридцать третьими» колесами, усиленным шасси и более мощными тормозами. Боже, как долго его ждали!

Suzuki Jimny

Представленный в России малыш Jimny остается максимально утилитарным и упорно гнет свою линию. Ни одного округлого изгиба. Никакого увеличения размеров. Длина дебютировавшего летом 2018 года автомобильчика четвертого поколения ужалась с 3675 мм до 3645 мм, хотя вширь и в высоту он немного прибавил.

Над нутром Jimny не властно время. Скорее Луна оторвется от Земли, чем он расстанется с рамой, зависимой пружинной подвеской спереди и сзади, жестко подключаемым полным приводом с понижающей передачей. Контрольный выстрел в сознание прогрессивно мыслящего человечества делает архаичный рулевой редуктор.

Едва ли не главное новшество у нынешнего Suzuki — 1,5-литровый атмосферный бензиновый мотор K15B мощностью 102 л.с. с системой изменения фаз газораспределения вместо прежнего «один и три». Коробки передач, как и раньше, пятиступенчатая механическая и четырехступенчатый автомат. Лютейший примитивизм, да и багажник присутствует лишь номинально? Зато оцените потенциал маленького бойца — образцовую внедорожную геометрию вкупе с набором таких ассистирующих систем, как помощник при старте на подъеме (Hill Hold Control) и при спуске с горы (Hill Descent Control).

На внутреннем японском рынке Jimny известен в формате кей-кара длиной 3395 мм длиной, шириной 1475 мм и с 658-кубовым трехцилиндровым наддувным мотором. В странах Евросоюза своя специфика. Там Suzuki с некоторых пор переквалифицировался в… коммерческий транспорт. Столь нетривиальным маневром удалось обойти жесткие экологические требования и вписаться в более либеральные «грузовые» рамки. Правда, для этого пришлось расстаться с задним диваном и обзавестись перегородкой позади переднего ряда сидений.

Force Gurkha

Как все-таки жаль, что российским пользователям недоступен утилитарник Gurkha индийской компании Force Motors. Первое поколение выпускалось с 2008 года и осенью 2021-го передала эстафету преемнику. Он отдаленно напоминает Jimny, но заметно больше и вместительнее. Между бамперами — 4116 мм, колесная база — 2400 мм, а заявленный производителем объем багажника равен 500 литров против 85 литров у Suzuki с установленными сиденьями второго ряда.

У Force рама, жестко подключаемый полный привод, задние барабанные тормоза и — вот так сюрприз! — независимая передняя подвеска на двойных поперечных рычагах. Проходимость на пересеченной местности повышает блокировка переднего и заднего дифференциала. С заводским шноркелем не возбраняется нырять в броды глубиной до 700 мм.

Силовой агрегат индийской машины безальтернативный и неповторимый. Четырехцилиндровый дизель объемом 2,6 литра (91 л.с.) — не что иное, как доработанный и подтянутый до национального экологического стандарта BS6 (идентичен Euro 6) мерседесовский мотор OM616. Коробка передач пятиступенчатая механическая.

Toyota Land Cruiser 70

Мы почти уверены: очень-очень многие владельцы УАЗов спят и видят себя за рулем японского мамонта. Просто не признаются. Увы, остается лишь мечтать, ибо ценообразование на автомобиль изумительное. На вторичном рынке «папа-крузак» стоит от 2,5 миллионов рублей, хотя частенько прайс находится далеко за трехмиллионной отметкой. Крайне дорогой «трактор» в самом хорошем смысле этого слова!

История «семидесятой» серии началась в 1984 году. В 2007-м, когда она окончательно устарела, но оставалась незаменимой в регионах с тяжелыми эксплуатационными условиями, состоялась модернизация. Видоизмененная передняя часть кузова расширена на 80 мм, а моторный отсек — на все 230 мм, дабы разместить турбодизельную V-образную «восьмерку» 1VD-FTV объемом 4,5 литра с двумя верхними распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр. Чуть позже в гамме появился отлично известный российским владельцам Land Cruiser Prado бензиновый 4,0-литровый мотор V6 1GR-FE. Самое интересное — на некоторых рынках по-прежнему доступен атмосферный рядный шестицилиндровый дизель 1HZ объемом 4,2 литра. Неприхотливый, надежный и живучий.

Конструкция у «семидесятки», естественно, рамная. Передний неразрезной мост с 1999 года подвешивается на пружинах, а задний по сей день скачет на рессорах. Полный привод типа «парт-тайм» с понижающей передачей.

Основных версий три — четырехдверка 76, Troop Carrier 78 с лавками вдоль бортов (оба исполнения отличаются задними распашными дверьми) и пикап 79 с однорядной или двухрядной кабиной.

Nissan Patrol Y61

Древнейший Patrol вовсе не погребен в песках истории. Он неутомимо бороздит планету с 1997 года и по-прежнему в строю! Мы приятно удивились, встретив ветерана на фирменных потребительских сайтах Катара, Дубая и Саудовской Аравии. Как и в годы своей молодости, он представлен с четырехдверным и короткобазным двухдверным кузовом.

По своему устройству и философии олдскульный автомобиль несоизмеримо ближе к легендарному предшественнику Y60, нежели к франту Y62 с независимой подвеской, 5,6-литровой «восьмеркой», семиступенчатой автоматической коробкой передач, автоматически подключаемым полным приводом и роскошным салоном.

Конкуренты УАЗа: суровые внедорожники со всего мира

У рамного «шестьдесят первого» спереди и сзади мосты на пружинах. Полный привод жестко подключаемый с понижающей передачей. Ближневосточная модификация комплектуется бензиновой рядной «шестеркой» TB48DE (280 л.с.) в паре с пятиступенчатой автоматической или механической коробкой передач. Напомним, основу российской вторички составляют машины с 3,0-литровым турбодизелем ZD30.

Mahindra Roxor

Вот такое чудо индийская компания Mahindra построила для ломящейся от изобилия Америки. Спрашивается, как хардкорную утилитарщину выпустили на дороги общего пользования? А ее и не допускали! Но обо всем по порядку. В 2018 году подразделение Mahindra Automotive North America (MANA) вывело на рынок США упрощенный донельзя внедорожник Thar под названием Roxor и даже отгрохало сборочное предприятие неподалеку от Детройта.

Конкуренты УАЗа: суровые внедорожники со всего мира

Об эксплуатации на улицах речи не было изначально. Примитивный вездеход с рессорными зависимыми подвесками, 62-сильной дизельной «четверкой» объемом 2,5 литра, спидометром и отсутствием адекватной ветрозащиты не соответствует никаким современным нормам, а потому позиционировался как транспортное средство для сельского хозяйства и активного отдыха.

Чтобы выполнить решение суда и устранить сходство с Джипами, Roxor снабдили новым передком... Теперь в нем есть сходиство с УАЗом, не находите?

Чтобы выполнить решение суда и устранить сходство с Джипами, Roxor снабдили новым передком... Теперь в нем есть сходиство с УАЗом, не находите?

Roxor не делал ровным счетом никакой погоды для производителей SUV. Тем не менее, боссы Fiat Chrysler Automobiles увидели отчетливое сходство новинки с классическими Jeep, несмотря на радиаторную решетку с пятью прорезями вместо семи. Последовавшая судебная тяжба завершилась не в пользу индийской стороны. «Роксору» пришлось переделать экстерьер и стереть из облика любые джиповские цитаты, а заодно модернизировать завод. Только после этого Международная торговая комиссия США (USITC, United States International Trade Commission) дала добро на повторный запуск.

Версия со штатной лебедкой

Версия со штатной лебедкой

На фоне Mahindra все автомобили в нашем очерке кажутся почти Range Rover. Базовый вариант (длина — 3759 мм, колесная база — 2438 мм, снаряженная масса — 1377 кг) лишен всего того, что мы привыкли видеть в человеческой машине. Более того, двери заменены сеткой. All-Weather Model («всепогодная модель») побогаче. Есть какая-никакая крыша, двери, остекление и «дворники». Максимальная скорость у всех модификаций едина – 88 км/ч.

Конкуренты УАЗа: суровые внедорожники со всего мира

Thar тоже успел серьезно обновиться. Летом 2020 года компания показала второе поколение ставшего заметно более цивильным внедорожника. Сходство с «Рэнглером» очевидно, хотя все кузовные панели оригинальные, а передняя подвеска независимая. Двигатели четырехцилиндровые — 2,2-литровый турбодизель mHawk 130 (132 л.с.) и бензиновый наддувный mStallion 150 TGDi (152 л.с.) объемом 2,0 литра с шестиступенчатой механической и автоматической коробкой передач.

Mahindra Scorpio

А ведь Scorpio едва не стал в России своим... В середине нулевых его планировали выпускать на ГАЗе под именем Marshal. Увы, проект так и не удалось реализовать, что определенно сыграло на руку уазовскому «Патриоту». С другой стороны, передняя независимая подвеска на двойных поперечных рычагах могла оказаться здоровенным камнем преткновения для джиперов, которым принципиально нужна передняя балка моста. Кроме того, Scorpio заметно компактнее нашенского проходимца. Длина — 4456 мм против 4750 мм. В остальном оффроудная классика, как она есть: рама, задний мост на пружинах, подключаемый полный привод, понижающая передача. Турбодизельный двигатель mHawk объемом 2,2 литра (122 л.с. и142 л.с.) в сочетании с шестиступенчатой механической коробкой передач – весомое преимуществом на фоне тех же «уазиков».

В 2020-м из списка опций исчез полный привод, но уже в начале следующего года компания покажет Scorpio нового поколения и всё вернется на круги своя. Серьезная модернизация назрела уже давно. Выпуск стартовал почти двадцать лет назад, и за это время вездеход Mahindra обновлялся четыре раза. Правда, с каждым рестайлингом он выглядит все страшнее и страшнее.

Morattab Pazhan

С сотни шагов вам может привидеться обычный Land Rover Defender. Вблизи обнаружится масса несоответствий с оригиналом. Дверные ручки, задняя оптика, оформление передней части, салон — все другое. Собственно, это никакой не «деф», а практически неизвестный у нас Morattab Pazhan родом из Ирана и с испанскими корнями.

Конкуренты УАЗа: суровые внедорожники со всего мира

Morattab Industrial Manufacturing Company была основана в 1957 году и в 1962-м начала крупноузловую сборку Land Rover Series, а восемь лет спустя занялась лицензионным производством при участии Santana Motor. Последняя, напомним, с конца шестидесятых разрабатывала собственные версии британских вездеходов.

Конкуренты УАЗа: суровые внедорожники со всего мира

После Исламской революции 1979-го предприятии национализировали. Тогда же спартанский внедорожник получил сохранившееся по сей день имя Pazhan. К середине нулевых его основательно модернизировали. Рессорную подвеску сменила пружинная. Начали устанавливать бензиновую 3,0-литровую V-образную «шестерку» и пятиступенчатую механическую коробку передач от Hyundai Galloper. Салон, кстати, тоже частично позаимствован у корейского аналога Mitsubishi Pajero первого поколения. А дизайн передка – у Santana Cazorla.

Troller T4

Бразилия, сколь бы странным это не казалось, — автомобильная страна. Более того, у нее есть интересный производитель Troller Veiculos Especiais или просто Troller. Точнее, был. Бренд появился четверть века назад, с 2007-го входил в состав Ford и канул в Лету осенью нынешнего года. Тем не менее, мы не смогли пройти мимо его самобытной продукции.

За шесть лет до судьбоносного слияния в гамме появился спартанский T4. Маленький и толстый «тролль» — ягода одного поля с Jeep Wrangler, Mahindra Thar и TagAZ Tager. Впрочем, есть интересный нюанс: рамное шасси с мостами Dana накрыто стеклопластиковым кузовом. Ставившийся первоначально 2,8-литровый турбодизель в середине нулевых сменил агрегат объемом 3,0 литра.

В 2014-м бразильцы выкатили новый Troller на укороченном шасси пикапа Ford Ranger и с фордовским 3,2-литровым пятицилиндровым турбодизелем мощностью 200 л.с. Следующим витком эволюции стала еще более оффроудная прошлогодняя версия TX4. Из обновок — шестиступенчатая автоматическая коробка передач от «Рейнджера», стальные силовые бамперы, шноркель, грязевые шины Pirelli Scorpion MTR. Кстати, оснащение вполне сносное: светодиодные противотуманки, двухзонный климат-контроль, мультимедийная система с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto.

Beijing BJ2022

Китайская Beijing Automobile Works — колыбель относительно простых и, как любят говорить поклонники жанра, «честных» вездеходов. Знаменитая модель BJ212 с явным влиянием УАЗ-469 выпускается с 1965-го и до сих пор в строю. В 2020-м патриарха модернизировали. Теперь у него новая рама, увеличенная с 2300 мм до 2460 мм колесная база, пружины сзади и передняя независимая подвеска вместо прежней балки моста на рессорах. Кузов заметно изменился, а более просторный салон украсила полностью переделанная передняя панель.

Конкуренты УАЗа: суровые внедорожники со всего мира

Гамма BAW славится, конечно же, не одним этим старожилом. С 2005 года производится BJ2022, известный также как Yongshi (в переводе — Brave Warrior, «храбрый воин»). Название с налетом истинно китайского романтизма отражает суть топором рубленой машины. Изначально она предназначалась для нужды военных.

По габаритам BJ2022 компактнее «Патриота». Его длина равна 4490 мм, между осями – 2600 мм. Сзади мост на рессорах, а передняя подвеска, как и у BJ212, пружинная независимая на двойных поперечных рычагах. Дорожный просвет — 225 мм. Парадокс заключается в двигателе. На стопроцентном утилитарнике ожидаешь увидеть какой-нибудь лицензионный дизель. Тем удивительнее, что на универсал ставят 2,4-литровую «турбочетверку» Mitsubishi 4K22D4T мощностью 208 л.с., а на пикап — 188-сильный 4G63S4T объемом 2,0 литра.