Автомобили с двигателями V16
Уникальные «Кадиллаки», несостоявшаяся BMW и прочие примеры абсолютного максимализма/imgs/2023/04/13/18/5872095/748bc42a0ba6dbfd8f38e13c82265c3f03c951ab.jpg)
V16 пришли в мир серийной техники из автоспорта. В конце двадцатых годов инженеры Maserati додумались объединить две рядные «восьмерки» в четырехлитрового монстра с узеньким 25-градусным развалом блока цилиндров и отдачей 280–305 л.с. Каждая половинка имела свой коленвал, механический нагнетатель и карбюратор. Получивший это хозяйство суперкар по имени Tipo V4 прошел боевое крещение на Monza Grand Prix 1929 года и нещадно пожирал самого себя – быстро уничтожал шины и имел проблемы с тормозами из-за тяжелой передней части. Финишную черту он пересек шестым, но позже записал на свой счет мировой рекорд скорости в классе C (объем от 3 до 5 литров), показав средние 246,069 км/ч.
/imgs/2023/04/13/08/5870954/e4619c2d6b35a93662b55e2d8d544217fe467f5c.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870953/e23e5ebd3530a93a06ed99489680a388807aee12.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870952/baad964f0bc4b33ad5eee05275ab6418b1dcfd32.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870951/536d7a7cb049d8e5994068aa75393f8ad66fe763.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870956/6bf040969a58bad12b8554bcadd2ca51ee76efc4.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/04/13/08/5870950/000f62b1abd7950fc1b06e6e520b3af5865d166b.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870955/49b2bac9edad019c8fb7d3fa2c3d2212ae5b6493.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870954/e4619c2d6b35a93662b55e2d8d544217fe467f5c.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870953/e23e5ebd3530a93a06ed99489680a388807aee12.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870952/baad964f0bc4b33ad5eee05275ab6418b1dcfd32.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870951/536d7a7cb049d8e5994068aa75393f8ad66fe763.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870956/6bf040969a58bad12b8554bcadd2ca51ee76efc4.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870950/000f62b1abd7950fc1b06e6e520b3af5865d166b.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870955/49b2bac9edad019c8fb7d3fa2c3d2212ae5b6493.jpg)
Maserati Tipo V4
© Bonhams
В тридцатые годы компрессорные монстры объемом до шести литров устанавливались на болиды немецкой Auto Union. К концу десятилетия на небосклоне зажглась звезда Alfa Romeo Tipo 316. Под ее длиннющим капотом грохотал трехлитровый компрессорный агрегат мощностью 350 л.с. На итальянском Гран-при «Альфа» 1938 года заняла второе место и уже в 1939-м сошла со сцены.
/imgs/2023/04/13/08/5870991/a5463d878b9e3fc04b4fdddcf9706136b5c68606.jpg)
Alfa Romeo Tipo 316
© Alfa Romeo
Cadillac Sixteen
Параллельно кипела работа над V16 для дорожных машин. Ориентировочно в 1927-м за дело взялся почтенный Cadillac. Три года спустя на подиум Нью-Йоркского выставки выехал сенсационный V-16 (Series 452). Не лучший момент для презентации дорогого пафосного продукта: крах Уолл-стрит, начало Великой депрессии… Но линкор, тем не менее, привлек к себе внимание. Пресса безумствовала, потребители ликовали.
/imgs/2023/04/13/08/5870995/168a7680be0a033ebf3185b72c9feec06c4f88de.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870997/dd478cd42f0c7eeb53b38608a9120fa2416ff5d4.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870994/8e9b341cdb4544e5523ca229b5112143baf17331.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870999/e410debb38f3af0598c1f6c02158b6553fcd9879.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870998/ba3bf76606fcabfc5f3eea7422f607758f97d122.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/04/13/08/5871000/b6ac8aa4d339011b6f64f5ccf8412acf18a1506a.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870996/24cdbcb291fbe464ba35c5a53a2b0dbabecf672c.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871001/f3a661070f44407bfd36f8d051964b7d09d3ea1f.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870995/168a7680be0a033ebf3185b72c9feec06c4f88de.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870997/dd478cd42f0c7eeb53b38608a9120fa2416ff5d4.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870994/8e9b341cdb4544e5523ca229b5112143baf17331.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870999/e410debb38f3af0598c1f6c02158b6553fcd9879.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870998/ba3bf76606fcabfc5f3eea7422f607758f97d122.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871000/b6ac8aa4d339011b6f64f5ccf8412acf18a1506a.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5870996/24cdbcb291fbe464ba35c5a53a2b0dbabecf672c.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871001/f3a661070f44407bfd36f8d051964b7d09d3ea1f.jpg)
Cadillac V16 452
© Cadillac
К середине весны собрали тысячу «Кадиллаков», а к июню их количество удвоилось. От вариативности разбегались глаза. В каталоге придворного кузовного ателье Fleetwood Metal Body фигурировало с десяток вариаций. Но мы отвлеклись от главного. Рабочий объем по американской традиции зашифрован в индексе: 452 кубических дюйма эквивалентны 7,4 литрам. Развал блока цилиндров — 45 градусов. Система газораспределения с одним нижним распредвалом. Питание двумя карбюраторами, по одному на каждую половинку мотора. Мощность — 177–167 л.с.
/imgs/2023/04/13/08/5871007/c419dc84acf964b7c02becac62d7ab64b60df104.jpg)
Мотор Cadillac V16 452-й серии
© Herranderssvensson/Wikipedia
Экономический кризис быстро сбил волну ажиотажа. В октябре построили всего 54 штуки, а с 1935 по 1937-й — 49 ежегодно. Об общем тираже первого Cadillac Sixteen ходят споры. Одни ресурсы утверждают о 3878 единицах, другие приводят цифру 3697. Как бы то ни было, история 16-цилиндровых «Кэдди» на этом не завершилась. К 1938 году подготовили второе поколение, 188-сильный нижнеклапанный Series 90 объемом 7,1 литра (431 кубический дюйм).
/imgs/2023/04/13/08/5871021/7d21ee4a7df5983642385a451fb4a822244a6a95.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871018/486d9bb16e4ff629be7e0656530d797689e94253.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871017/0caada3b9c7ff20f373977b8835ca19f09639178.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871016/8c5f871f32198f93b5d95c377459d8ce9c88bf08.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871019/65cd65d9c8dca1a08aa3823ae7696a822eaa1ec1.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/04/13/08/5871022/b0012702e48b4e1361f9aa27f003b65eb457d187.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871020/b31c44579dcdcde883fd14db373e36034f9fea77.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871021/7d21ee4a7df5983642385a451fb4a822244a6a95.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871018/486d9bb16e4ff629be7e0656530d797689e94253.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871017/0caada3b9c7ff20f373977b8835ca19f09639178.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871016/8c5f871f32198f93b5d95c377459d8ce9c88bf08.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871019/65cd65d9c8dca1a08aa3823ae7696a822eaa1ec1.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871022/b0012702e48b4e1361f9aa27f003b65eb457d187.jpg)
/imgs/2023/04/13/08/5871020/b31c44579dcdcde883fd14db373e36034f9fea77.jpg)
Cadillac Series 90 V16 Convertible Coupe
© Patrick Ernzen / RM Sotheby's
На сей раз светлые головы ударились в занятную крайность: из-за необычайно широкого развала блока цилиндров (135 градусов) двигатель напоминает раскрытую книгу. Его носитель представлял собой доработанный Cadillac Series 75 с грандиозной колесной базой 3581 мм и длиной шесть с половиной метров.
/imgs/2023/04/13/09/5871098/e49203b0033234af2773fd5854fa9d3d401e56e7.jpg)
/imgs/2023/04/13/09/5871093/2c060c3a50e4d90f0e35f1ed289ff6fc64f9dd39.jpg)
/imgs/2023/04/13/09/5871096/9890395433c9015c905d05462c9aed53314cf492.jpg)
/imgs/2023/04/13/09/5871094/b2c93afadd85c573deb3da6e8327346e5a9cc9b5.jpg)
/imgs/2023/04/13/09/5871092/ca7465819886ddafc12b6d597ab9e53ad0ff5ec7.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/04/13/09/5871099/3b4319f0bb0bc6fa241c27264bfd8ed1e3aa1831.jpg)
/imgs/2023/04/13/09/5871095/aae957f4e1d8a01b669b597ba33b6e3446107394.jpg)
/imgs/2023/04/13/09/5871097/8386741fb9453bf446807e51bef601c302908e3d.jpg)
/imgs/2023/04/13/09/5871098/e49203b0033234af2773fd5854fa9d3d401e56e7.jpg)
/imgs/2023/04/13/09/5871093/2c060c3a50e4d90f0e35f1ed289ff6fc64f9dd39.jpg)
/imgs/2023/04/13/09/5871096/9890395433c9015c905d05462c9aed53314cf492.jpg)
/imgs/2023/04/13/09/5871094/b2c93afadd85c573deb3da6e8327346e5a9cc9b5.jpg)
/imgs/2023/04/13/09/5871092/ca7465819886ddafc12b6d597ab9e53ad0ff5ec7.jpg)
/imgs/2023/04/13/09/5871099/3b4319f0bb0bc6fa241c27264bfd8ed1e3aa1831.jpg)
/imgs/2023/04/13/09/5871095/aae957f4e1d8a01b669b597ba33b6e3446107394.jpg)
/imgs/2023/04/13/09/5871097/8386741fb9453bf446807e51bef601c302908e3d.jpg)
Cadillac Series 90 V16
© Rasy Ran / RM Sotheby's
Второй Sixteen и близко не мог похвастаться популярностью предка. В 1938-м продали 315 экземпляров, а в последующие несколько лет еще 193.
Marmon Sixteen
Работа над кадиллаковским V16 шла в строжайшей секретности, но конкурирующая Marmon Motor Company не сидела сложа руки. Точнее, наоборот: ведь это она заварила кашу. Основатель фирмы Ховард Мармон проникся концепцией многоцилиндровой установки еще в Первую мировую, когда будучи руководителем технической группы Американского авиационного корпуса во Франции, покопался в авиационном движке Bugatti U-16. Два восьмицилиндровых ряда, два коленвала… Было от чего прийти в восторг.
/imgs/2023/04/13/17/5872017/5102230905fcdb2b37174e5a785d5ed7d1bce65d.jpg)
Bugatti U-16
© U.S. National Archives and Records Administration / Wikipedia
В начале двадцатых годов Мармон нанял инженера Оуэна Накера и к концу 1926-го два увлеченных петролхеда в обстановке абсолютной секретности подготовили прототип. Вскоре Накер перешел в Cadillac и возглавлял разработку V16. Тоже втайне. Ну, вы поняли.
/imgs/2023/04/13/17/5872024/3b9350764a6044dfd9db33fdb7c462337698555c.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872027/82e0a51899f10575178ce7e2a199e7ef885fe835.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872020/117e35be06f88d42b36e668a148eba13fb3caad0.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872025/f5c198d7691a608a981c417c413a837f608bce7b.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872026/de50f6fc460e15337fe0fc0ef33710e1999cdad2.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/04/13/17/5872021/01ecd47cc5ccf4c2137e372cabdba99897cc9351.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872023/944c53e20a4a2737645ff14edcd9bc4a54033f93.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872022/66d2c25050a8986ff217d6c635fddacdfd590e10.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872019/10c01b4d1bef5d4154cb568c69e0931e9078e43a.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872024/3b9350764a6044dfd9db33fdb7c462337698555c.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872027/82e0a51899f10575178ce7e2a199e7ef885fe835.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872020/117e35be06f88d42b36e668a148eba13fb3caad0.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872025/f5c198d7691a608a981c417c413a837f608bce7b.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872026/de50f6fc460e15337fe0fc0ef33710e1999cdad2.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872021/01ecd47cc5ccf4c2137e372cabdba99897cc9351.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872023/944c53e20a4a2737645ff14edcd9bc4a54033f93.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872022/66d2c25050a8986ff217d6c635fddacdfd590e10.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872019/10c01b4d1bef5d4154cb568c69e0931e9078e43a.jpg)
Marmon Sixteen 2-passenger Coupe by LeBaron
© RM Auctions
Очевидно, для Ховарда Мармона развязка истории оказалась пренеприятнейшим сюрпризом. «Кадиллак» неожиданно пошел вразрез со своими конструкторскими традициями. В частности, применил верхнеклапанную схему и прочие не свойственные ему решения под влиянием «унаследованного» мармоновского дизайна.
/imgs/2023/04/13/17/5872036/e4cc2834a241670b4ff0c179812ebb6ab794076b.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872038/9f5e12cfa1d56662f451732fa4913f0f7c917077.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872037/cb6dfb6f5500e9326c3932444d8b9eab0c400c78.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872039/f62332f0ab4d670517748b4144f693bb0b1a49b5.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872035/0957e13ee4fe2e72310547543a40d86ce11649a5.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/04/13/17/5872036/e4cc2834a241670b4ff0c179812ebb6ab794076b.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872038/9f5e12cfa1d56662f451732fa4913f0f7c917077.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872037/cb6dfb6f5500e9326c3932444d8b9eab0c400c78.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872039/f62332f0ab4d670517748b4144f693bb0b1a49b5.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872035/0957e13ee4fe2e72310547543a40d86ce11649a5.jpg)
Marmon Sixteen Victoria Coupe by LeBaron
© Robin Adams / RM Sotheby's
В итоге фирме пришлось все перелопатить, но двойная работа определенно пошла на пользу: кое в чем V16 превосходил соперника. Например, он полностью алюминиевый и сравнительно легкий, массой в районе 420 кг. Восемь литров рабочего объема и две сотни лошадиных сил делали контрольный выстрел в «сердце» опередившего его конкурента.
Sixteen стал лебединой песней Marmon. С 1931 по 1934 год изготовлено 390 штук, после чего компания с чувством выполненного долга канула в Лету.
Peerless V-16
Марка из штата Огайо просуществовала всего тридцать лет и завершила свою историю на высокой ноте не в последнюю очередь благодаря информации, которую вынес за порог «Мармона» — да-да, опять Marmon! — экс-агент по закупкам Джеймс Боэнон. Спустя шесть лет, в июле 1929-го он переметнулся в Peerless Motor Company на должность президента и благополучно слил ей секреты своего бывшего работодателя.
/imgs/2023/04/13/17/5872048/3e1b4bb98c9a7b3c4175ab364fde3e9b350a33e0.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872049/91ca5ff597d387b6a206b4dc61bfdadce545960b.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872050/1ba50c99216acf75d44666a2bfc3328d5d727c55.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872047/523fbefb1a755421a83a82680b122cd6b23fe060.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872048/3e1b4bb98c9a7b3c4175ab364fde3e9b350a33e0.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872049/91ca5ff597d387b6a206b4dc61bfdadce545960b.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872050/1ba50c99216acf75d44666a2bfc3328d5d727c55.jpg)
/imgs/2023/04/13/17/5872047/523fbefb1a755421a83a82680b122cd6b23fe060.jpg)
Peerless V16 Prototype Sedan by Murphy
© Peerless Motor Company
Но не будем клеймить Боэнона позором и называть циничным шпионом. Он просто старался помочь угодившей в сложную ситуацию фирме. Peerless выпускала надежную, но консервативную продукцию. Она служили верой и правдой, однако ценителей роскоши привлекали LaSalle, Packard и Studebacker President. Великая депрессия существенно ограничила покупательскую способность многих граждан. Имеющие возможность завладеть дорогим транспортным средством обращали свой взор на производителей с более современной гаммой. V16 мог вернуть Peerless в игру…
Алюминиевый прототип объемом 464,6 кубических дюймов (7,6 литра, около 175 л.с.) базировался на Marmon V16, хотя и не повторял его конструкцию досконально. До товарной сборки было рукой подать, поэтому вдвойне жаль, что усилия пошли прахом. В 1933 году отменили сухой закон, и Peerless ушла из автобизнеса, переделав свой завод в пивоварню.
Cadillac Sixteen Concept
В тучные нулевые «Кадиллак» страстно хотел тряхнуть стариной и ногой распахнуть дверь в клуб снобистских лакшери-седанов. Линейки пятидесятых-шестидесятых ломились от всякой интересной всячины, но авторы шоу-кара черпали вдохновение в довоенной эпохе. И правильно — V-образными «восьмерками» и даже V12 удивить сложно. То ли дело, когда «котлов» и литража хватит на четыре дизельных Toyota Land Cruiser Prado!
/imgs/2023/04/13/18/5872065/390795bfa454a7db51505f3b00655d41c1237262.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872071/d81855cfee3aa53424261275d56c26100da555a9.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872064/a3cbb907ef1b0bee424543a0f8512a0d7f9f652b.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872065/390795bfa454a7db51505f3b00655d41c1237262.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872071/d81855cfee3aa53424261275d56c26100da555a9.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872064/a3cbb907ef1b0bee424543a0f8512a0d7f9f652b.jpg)
Cadillac Sixteen Concept
© Cadillac
Самая примечательная особенность экспериментального хардтопа 2003 года с говорящим названием Sixteen и характерным для того периода дизайном Art & Science — это 13,6-литровый (!) V16 на основе алюминиевой нижневальной архитектуры LS V8. На происхождение, в частности, намекают 32-клапанные головки блока цилиндров (по два клапана на каждый цилиндр). Устройство консервативное, а отдача ураганная: 1014 л.с. и 1356 Нм! Переваривает ее четырехступенчатая автоматическая коробка передач и заднеприводное полноуправляемое шасси.
/imgs/2023/04/13/18/5872067/48a6200092b5c0ba283b5c5896888506003886b4.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872068/24b0d0f35c5cebc07c1c930f931fe92d55cdf8ab.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872069/a90fdf1faceafa2632208a1c9df2630b182bf078.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872067/48a6200092b5c0ba283b5c5896888506003886b4.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872068/24b0d0f35c5cebc07c1c930f931fe92d55cdf8ab.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872069/a90fdf1faceafa2632208a1c9df2630b182bf078.jpg)
Cadillac Sixteen Concept
© Cadillac
Доступ в подкапотное пространство открывают две створки. Не очень практично, зато эффектно. Заглянув под них, можно изумиться размерам двигателя и его расположению в пределах колесной базы для оптимизации развесовки. Вообще для своих размеров Sixteen весьма гармоничный. Расстояние между бамперами (5672 мм) гораздо больше, чем у самого длинного нынешнего Mercedes-Maybach S-Class. При этом Cadillac на чудовищных 24-дюймовых колесах умудряется выглядеть изящным. На конвейер он не попал, что неудивительно. Такова судьба избыточно дорогих проектов — оставаться классной идеей без адекватного бизнес-кейса и рыночных перспектив.
BMW 767iL Goldfisch
Во второй половине восьмидесятых баварцы запустили пятилитровый M70, свой первый послевоенный V12. Алюминиевый, с цепным приводом газораспределительного механизма, двумя клапанами на цилиндр, гидрокомпенсаторами и парой управляющих электронных блоков Motronic 1.7. Но на этом энтузиазм не иссяк, и BMW разработала 16-цилиндровое чудо, известное как Goldfisch («Золотая рыбка»). Суть M70 с четырьмя дополнительными «котлами».
/imgs/2023/04/13/18/5872077/b4a97aecea3dea830c6da1f4b1492be983e1f9c1.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872076/fedddf7fc3cb4b3625d3de0fe28ecf2a8d630704.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872077/b4a97aecea3dea830c6da1f4b1492be983e1f9c1.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872076/fedddf7fc3cb4b3625d3de0fe28ecf2a8d630704.jpg)
BMW 7 Series V16
© BMW
Мотор объемом 6,7 литра демонстрировал впечатляющие для своей эпохи 408 л.с. и 613 Нм. Впрочем, поклонники Mercedes-Benz наверняка скептически усмехнутся. Примерно столько же развивал V12 M120 на «сто сороковом» S 600. Плюс имелись некоторые компоновочные издержки. Длиннющий агрегат выдавил систему охлаждения из моторного отсека прототипа BMW 767iL Goldfisch (E32). Ее пришлось перенести в багажник и снабдить двумя боковыми воздухозаборниками в задних крыльях.
/imgs/2023/04/13/18/5872079/91a18bcaacaecfe103c970d097a8e170560ea548.jpg)
BMW 7 Series V16
© BMW
Гонка вооружений среди премиальных седанов после выхода Goldfisch намечалась знатная, но вскоре BMW отказалась от затеи. Не в последнюю очередь потому, что готовилась более мощная 375-сильная модификация M70, лишавшая «Золотую рыбку» смысла.
/imgs/2023/04/13/18/5872081/0db22d830cdd94c252b38fee0b96c52ff30979fe.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872082/a5933e51098af994eac56bdd8d17cc8022f84fb9.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872083/db24a90321f7b46819240ef80d005b635d6650dc.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872084/a87338a89bd77cd847e143d5bb8b40ac6dd6b52a.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872081/0db22d830cdd94c252b38fee0b96c52ff30979fe.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872082/a5933e51098af994eac56bdd8d17cc8022f84fb9.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872083/db24a90321f7b46819240ef80d005b635d6650dc.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872084/a87338a89bd77cd847e143d5bb8b40ac6dd6b52a.jpg)
BMW 7 Series V16
© BMW
В Mercedes-Benz посмотрели на проделки злейшего врага и… пошло-поехало! Как рассказывает Topspeed, подробности о штутгартском V16 по сей день покрыты мраком тайны. Публикации в СМИ о нем датировались началом 1989 года, когда компания доводила S-Class серии W140. Еще ходили слухи о 85 прототипах, но никаких доказательств тому вроде бы нет.
Зато известно о еще более грандиозной модификации 800 SEL с W18 (M216) — «букетом» из трех 2,6-литровых «шестерок» с углами развала 75,5 градусов. По информации Autobild, готовилась версия с двумя и пятью клапанами на цилиндр (490 л.с., 750 Нм и 680 л.с., 800 Нм соответственно). Увы, овер-инжиниринг во плоти не продвинулся дальше стадии чертежей. В Штутгарте справедливо сочли потенциал 12-цилиндрового S 600 более чем достаточным.
Jimenez Novia
Не все машины с V16 рождены силами крупных рыночных игроков. Редкое исключение из правил — суперкар французского мотогонщика Рамона Хименеса с единственным в своем роде агрегатом.
/imgs/2023/04/13/18/5872089/96c4ae9a2c82e0c4837e1dd876d3f2b93af18ab6.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872090/d3feb1ccf7a826338f5255c934deee5b2d881b93.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872091/1272b03ed20060e3e74f7a4dc4d39f355ff2b941.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872092/3aea0ecf5a7ed98767efebb8e9180c0e87debacb.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872094/49d07842b553f527d5ba47fe15a6aa39c5976ad8.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/04/13/18/5872089/96c4ae9a2c82e0c4837e1dd876d3f2b93af18ab6.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872090/d3feb1ccf7a826338f5255c934deee5b2d881b93.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872091/1272b03ed20060e3e74f7a4dc4d39f355ff2b941.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872092/3aea0ecf5a7ed98767efebb8e9180c0e87debacb.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872094/49d07842b553f527d5ba47fe15a6aa39c5976ad8.jpg)
Jimenez Novia
© Autoblog.gr
Хименес сблизил планеты мотоциклов и автомобилей, собрав монстра W16 объемом 4,1 литра из четырех движков от спортбайка Yamaha FZR1000. Не впечатляет? Попробуем еще раз: 80 клапанов, четыре ряда цилиндров, целых два коленвала и равнодлинные выпускные коллекторы как отдельный вид искусства. Все это великолепие выдает 568 л.с. при 10 000 об/мин.
/imgs/2023/04/13/18/5872093/0533ea16e78edb520cdb0d17456d97cbabb6dab2.jpg)
Jimenez Novia
© Autoblog.gr
Воплощение мечты в жизнь обошлась гонщику в десять лет и около 900 тысяч долларов. Он хотел выставить ее в «24 часах Ле-Мана» и продавать всем желающим примерно за 300 тысяч долларов. Планам не суждено было сбыться, однако попытка того стоила. С точки зрения морального удовлетворения Novia наверняка полностью окупила затраты одной только подтвержденной на практике максимальной скоростью 380 км/ч. И это в 1995 году!
Cizeta-Moroder V16T
Поприветствуем купе с пожелтевших постеров из детства! Тогда, тридцать лет назад оно дало хорошего пинка европейской экзотике. А все благодаря решимости и энтузиазму инженера и испытателя Lamborghini Клаудио Дзамполли! После ухода из компании он перебрался в Лос-Анджелес и занялся импортом итальянских машин в США. А потом призадумался: почему бы не сделать свой суперкар в пику признанным авторитетам? Не откладывая в долгий ящик организовал предприятие на равных правах со своим давним клиентом, композитором Джорджио Мородером и заодно призвал в команду экс-сотрудников Lambo.
/imgs/2023/04/13/18/5872097/e4e854fef2b209a6172d680ae8a820776aac34f7.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872098/c16f9b7d565690fe5d4b1c6fe88b4d04aceab319.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872099/37bf3ed8560c5cc540e0d41e143a25fe79cc69c2.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872100/0b157071cdb39fd01a2af45a377c7d9112a9dcbf.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872102/f3ba5d2ecdc22df4eca50be485f12c4923b48239.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/04/13/18/5872103/56fa8715eb19759d4a98bc7eae051251e9841bab.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872104/94ae4b87ab278728d03d2607bfcebafdfda25e1f.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872096/022327658f514761d26b31aed1340b01c98e4c78.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872101/933a127572ea86bc7a5fb6ada22a9782ed59c09a.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872097/e4e854fef2b209a6172d680ae8a820776aac34f7.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872098/c16f9b7d565690fe5d4b1c6fe88b4d04aceab319.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872099/37bf3ed8560c5cc540e0d41e143a25fe79cc69c2.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872100/0b157071cdb39fd01a2af45a377c7d9112a9dcbf.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872102/f3ba5d2ecdc22df4eca50be485f12c4923b48239.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872103/56fa8715eb19759d4a98bc7eae051251e9841bab.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872104/94ae4b87ab278728d03d2607bfcebafdfda25e1f.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872096/022327658f514761d26b31aed1340b01c98e4c78.jpg)
/imgs/2023/04/13/18/5872101/933a127572ea86bc7a5fb6ada22a9782ed59c09a.jpg)
Cizeta-Moroder V16T
© Jasen Delgado / RM Auctions
Название марки происходит от имен отцов-основателей. Cizeta — это обыгранные инициалы Клаудио Дзамполли (Claudio Zampolli), ну а Moroder не требует дополнительных разъяснений. Отнюдь не иллюзорное сходство с Lamborghini Diablo имеет объяснение. Первый вариант дизайна авторства Марчелло Гандини из ателье Bertone пришелся «Крайслеру», который тогда владел Lamborghini, не по вкусу. К счастью, идея не легла в стол. Ее забрала Cizeta-Moroder и не прогадала.
Как позже признавался Мородер, команда хотела создать автомобиль для крутых парней. Им это определенно удалось. В подкапотное пространство позади салона поперечно утрамбован 550-сильный шестилитровый V16, фактически спарка двух «восьмерок» от Lamborghini Urraco с 90-градусным развалом блока цилиндров и «плоским» коленвалом. Умело орудующий педалью сцепления и рычагом пятиступенчатой механической КП пилот разгонял украшенный колюще-режущими воздухозаборниками суперкар до 100 км/ч за 4 секунды. Подержав педаль в полу можно увидеть, как стрелка спидометра проходит отметку в 320 км/ч. Жаль, всего выпущено 13 экземпляров (по другим сведениям, около десяти), поэтому очень немногим крутым парням доступно особое чувство приобщения к легенде.
Rolls-Royce 100EX
В 2004 году британцы с размахом отметили свой вековой юбилей дебютом огромного концептуального кабриолета 100EX (Experimental). Блестящая дизайнерская комбинация нестареющей классики и современной эстетики позже получила вторую жизнь в серийном Phantom Drophead Coupe. Техническая часть напротив так и осталась смелым радикальным экспериментом, полетом души конструкторов. У концепта не V12, как у серийных собратьев, а 64-клапанный V16 объемом девять литров.
/imgs/2023/04/13/18/5872109/89962f29f28ab979c55f8664b449b6144f1c6ff5.jpg)
Rolls-Royce 100EX
© Rolls-Royce
Мощность и крутящий момент не сообщались. Наверняка они, как любят говорить в Rolls-Royce, «достаточные». По прикидкам зарубежных СМИ, можно утверждать о 700 л.с. и 950 Нм. Турбокомпрессоров или механического нагнетателя не предусмотрено: целью был плавный и мгновенный, типично атмосферный отклик без подхватов и пинков. В паре с мотором состыкован шестиступенчатый «автомат».